«Развитие произвольной памяти
у детей старшего дошкольного возраста, через использование мнемотехники при заучивании стихотворений».
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проект
Звукволшебник
«Развитие произвольной памяти
у детей старшего дошкольного возраста, через использование мнемотехники при
заучивании стихотворений».
Проект приготовила воспитатель
подготовительной группы:
Шевелева Л.В.
Тюмень 2016годПроект
Развитие произвольной памяти
«Звук – волшебник»
у детей старшего дошкольного возраста, через использование мнемотехники при
заучивании стихотворений.
1. Организация: МАДОУ детский сад 78 (корпус 3) г. Тюмень
2. Адрес: 6250062 город Тюмень, улица Ставропольская 7.
3. Телефон: 3290 34
4. Вид проекта: информационно речевой
5. Продолжительность проекта: среднесрочный
(с 30 ноября 30 декабря)
6. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
7. Тип: групповой.
Проблема, явившаяся причиной написания разработки
«Расскажите стихотворение наизусть…», попросили мы детей своей группы. В ответ услышали
строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, а ведь имуже 6 лет и через год они пойдут в школу, где им необходимо будет запомнить большое количество
разной информации. Справиться ли с этим память. Это проблема и её надо решать! Так возникла
идея нашего проекта.
Актуальность проекта
Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет
заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого
«искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование
мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с
дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой
либо информации и увеличивает объем памяти у детей. Опора на визуальный образ очень важна и
обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в
воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков
увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее
короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей
дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай,
рисуй схемы, черти графики».
Цель проекта.
Развивать произвольную память и у детей старшего дошкольного возраста на основе заучивания
стихотворений путем овладение мнемотехникой.
◦
Обучить детей мнемотехнике
Задачи
◦ Учить заполнять схему модель как план пересказа
◦ Формировать интерес к художественной литературе
◦
Развивать ассоциативное и нагляднообразное мышление
◦
Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность и
творческую активность при создании мнемотаблиц
речь.
◦
Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную
Новизна
Разработанная система использования мнемотехники для развития произвольной памяти у детей
старшего дошкольного возраста является инновационной для нашего детского сада. В данном
проекте объем стихотворений для заучивания равен – 1 в неделю, соответственно 4 в месяц. А для
того чтобы заучивание стихотворений вызывало у детей интерес, я в своем проекте буду
использовать мнемотехнику.
Предполагаемый результат
1.Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.
2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.
3.Повышение интереса к заучиванию стихов.
Этапы работы над проектом:1.Организационный: подбор стихотворного материала, ознакомление детей и родителей с целями
и задачами проекта.
2.Практический: реализация самого проекта, папки с консультациями для родителей.
3. Заключительный: отчет о реализации проекта, стихотворный конкурс «Кто больше запомнил?
Суть мнемотехники: Суть
мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план схему, а по мере
обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
5 правил работы по проекту:
1. В течение недели, пока дети знакомятся с конкретным стихотворением, в группе
оставлять мнемотаблицы для индивидуальной работы.
2. Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми,
рассматривая мнемотаблицу по стихотворению из предыдущего занятия.
3. После четырех занятий, через месяц, мнемотаблицы помещать в книжный уголок.
4. Два раза в год проводить викторины по заученным стихам.
5. Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов), упражнять в разгадывании
символов.
Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком
рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать
мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.Практический этап:
Перспективный план с 30 ноября по 30 декабря 2016 уч.год.
Сроки
С 30.117.12
Стихотворение
«Дед Мороз проспал в постели» Т.Мельникова
С 7.1214.12
«Дед Мороз» Е. Тараховская
С 14.1221.12
«Снежинки» А. Усачёв
С 21.1230.12
«Если кончится мороз» Владимир ДанькоДед
Мороз проспал в постели
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги, где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!
Т.МельниковаДед Мороз
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой,
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, думает, ежинки...
Белые, колючие,
И к тому ж летучие".
Паучок на паутинке,
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые,
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц весь в пуху
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки?.."
Не поймёт он, почему,
Очень весело ему.Если кончится мороз
Владимир Данько.
Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда,
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!
Заключительный:
В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение
наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный
разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительныхпроцессов. Постепенно память детей укрепляется, их образное мышление развивается, они
запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком
способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом
весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым,
представляемым.
Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой
моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др.