Проект в подготовительной группе "Звук волшебник".

  • Работа с родителями
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, через использование мнемотехники при заучивании стихотворений». Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Иконка файла материала Звук-волшебник проект.docx
Проект  Звук­волшебник «Развитие произвольной памяти у детей  старшего дошкольного возраста,  через использование мнемотехники  при заучивании стихотворений».                                                                                                                                                     Проект приготовила воспитатель  подготовительной группы:  Шевелева Л.В.                                                           Тюмень 2016годПроект                                         Развитие произвольной памяти «Звук – волшебник» у детей  старшего дошкольного возраста,  через использование мнемотехники  при заучивании стихотворений. 1. Организация: МАДОУ детский сад 78 (корпус 3) г. Тюмень 2. Адрес: 6250062    город Тюмень, улица  Ставропольская 7. 3. Телефон: 32­90­ 34 4. Вид проекта: информационно ­ речевой 5. Продолжительность проекта: среднесрочный  (с 30 ноября­ 30 декабря) 6. Участники проекта: дети  подготовительной   группы, воспитатели и родители.  7. Тип: групповой. Проблема, явившаяся причиной написания разработки «Расскажите стихотворение наизусть…», ­ попросили мы детей своей группы. В ответ услышали  строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, а ведь имуже 6 лет и через год они пойдут в школу, где им необходимо будет запомнить большое количество разной информации. Справиться ли с этим память. Это проблема и её надо решать! Так возникла  идея нашего проекта.   Актуальность проекта Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет  заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого  «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование  мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с  дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой­ либо информации и увеличивает объем памяти у детей.  Опора на визуальный образ очень важна и  обязательна, так как если при воспроизведении текста этот  зрительный образ не возникает в  воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков  увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее  короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей  дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти  гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики». Цель проекта. Развивать произвольную память и у детей старшего дошкольного возраста на основе заучивания  стихотворений путем овладение мнемотехникой. ◦  Обучить детей мнемотехнике   Задачи                                ◦ Учить заполнять схему ­ модель как план пересказа  ◦ Формировать интерес к художественной литературе                 ◦                  Развивать ассоциативное и наглядно­образное мышление ◦                  Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность и                     творческую активность  при создании мнемотаблиц                                           речь. ◦  Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную Новизна Разработанная система использования мнемотехники  для  развития произвольной памяти  у детей  старшего дошкольного возраста является инновационной для нашего детского сада. В данном  проекте объем стихотворений для заучивания равен – 1  в неделю, соответственно 4 в месяц. А для  того  чтобы заучивание стихотворений  вызывало у детей интерес, я в своем проекте буду  использовать мнемотехнику.          Предполагаемый результат 1.Повышение уровня  произвольной памяти, внимания, развития речи детей. 2. Владение детьми различными способами запоминания стихов. 3.Повышение интереса к заучиванию стихов. Этапы работы над проектом:1.Организационный: подбор стихотворного материала, ознакомление детей и родителей с целями  и задачами проекта. 2.Практический: реализация самого проекта, папки с консультациями для родителей. 3. Заключительный: отчет о реализации проекта, стихотворный конкурс «Кто больше запомнил?  Суть мнемотехники:                                                                                                                   Суть  мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается  схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план ­ схему, а по мере  обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.   5 правил работы по проекту: 1. В течение недели, пока дети знакомятся с конкретным стихотворением, в группе  оставлять мнемотаблицы  для индивидуальной работы. 2. Перед следующим  занятием  проводить предварительную работу с детьми,  рассматривая  мнемотаблицу по стихотворению из предыдущего занятия. 3. После четырех занятий, через месяц, мнемотаблицы помещать в книжный уголок. 4. Два раза в год проводить викторины по заученным стихам. 5. Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов), упражнять в разгадывании  символов.  Как работать с мнемотаблицей: 1. Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Объясните ребенку непонятные, новые слова. 3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком  рисовать подобные схемы) 4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице. 5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице. 6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать  мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок) 7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.Практический этап:  Перспективный план с 30 ноября по 30 декабря 2016 уч.год.        Сроки С 30.11­7.12                        Стихотворение «Дед Мороз проспал в постели» Т.Мельникова С 7.12­14.12 «Дед Мороз»  Е. Тараховская С 14.12­21.12 «Снежинки» А. Усачёв С 21.12­30.12 «Если кончится мороз» Владимир ДанькоДед Мороз проспал в постели Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня, Где вы вьюги,  где метели, Что не будите меня? Непорядок во дворе, Грязь и лужи в декабре! Т.МельниковаДед Мороз Е. Тараховская Он к бровям моим прирос,  Он залез мне в валенки.  Говорят, он — Дед Мороз,  А шалит, как маленький. Он испортил кран с водой,  В нашем умывальнике.  Говорят, он — с бородой,  А шалит, как маленький. Он рисует на стекле  Пальмы, звезды, ялики.  Говорят, ему сто лет,  А шалит, как маленький.Снежинки А. Усачёв Ёжик смотрит на снежинки. "Это, ­ думает, ­ ежинки... Белые, колючие, И к тому ж ­ летучие". Паучок на паутинке, Тоже смотрит на снежинки: "Ишь какие смелые, Эти мухи белые!" Заяц смотрит на снежинки: "Это заячьи пушинки... Видно, заяц ­ весь в пуху ­ Чешет шубу наверху". Мальчик смотрит на снежинки: "Это, может быть, смешинки?.." Не поймёт он, почему, Очень весело ему.Если кончится мороз Владимир Данько. Если кончится мороз,  Снег растает белый,  Что же дедушка Мороз  Бедный станет делать?  Побежит с него вода  Ручейками на пол,  С бороды его тогда,  Тоже станет капать?  Добрый дедушка Мороз,  Миленький, любименький!  Спрячься, дедушка Мороз,  В нашем холодильнике! Заключительный: В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный  разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительныхпроцессов. Постепенно память детей укрепляется,  их образное мышление развивается, они  запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком  способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей  делом  весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым,  представляемым. Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой  моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др.