Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифферен-цированность этих движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева и др.).
Иконка файла материала Проект СЕНТЯБРЬ_НОЯБРЬ.docx
  Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика». Автор проекта: Учитель­логопед  Ерко Татьяна Юрьевна Время   проведения   проекта: среднесрочный   проект   со   2  сентября   ­   29   ноября 2019г Цели и задачи. Цели проекта:  сформировать   представления   детей   об   органах   речи,   их   значении   для правильного   звукопроизношения;   выработать   тонкие   дифференцированные движения   артикуляционного   аппарата,   необходимые   для   постановки отсутствующих звуков; сформировать   у   воспитателей   и   родителей   представление   о   значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных,   игровых   приемов   и   методов   для   развития   артикуляционной моторики дошкольников. Гипотеза:   Научить   детей   правильно   выполнять   артикуляционные   упражнения, Занятия   по   артикуляционной   гимнастке   сами   по   себе   не   интересны,   не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно ­ педагогической работы направленной на формирование   звукопроизношения   детей   дошкольного   возраста,   активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах,   то   это   более   эффективно   скажется   на   воспитании   правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы. Задачи проекта: 1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением. 2. контролировать свои действия. 3.Апробирование   инновационных   технологий   и   выработка   рекомендаций   по   их использованию в воспитании правильного звукопроизношения. 4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов. Предполагаемые результаты. ­ четкое представление детей об органах речи: строении, назначении. ­ умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков; ­   привлечение   родителей   к   сотрудничеству   с   ДОУ   по   коррекционно­ логопедическому направлению; ­ осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Актуальность проблемы. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании   полноценной   личности.   Человек   с   хорошо   развитой   речью   легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот,неясная   речь   весьма   затрудняет   взаимоотношения   с   окружающими   и   нередко накладывает   тяжелый   отпечаток   на   характер   человека.   Правильная,   хорошо развитая   речь   является   одним   из   основных   показателей   готовности   ребенка   к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки   речи   образуются   в   результате   сложного   комплекса   движений  артикуляционных  органов –  кинем. Выработка той или иной кинемы  открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из­ за ее отсутствия. Артикуляционная   гимнастика   –   метод   воспитания   звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.). Цель   артикуляционной   гимнастики   –   выработка   полноценных   движений   и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,   отработки   определенных   положений   губ,   языка,   мягкого   неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Ведущая   роль   в   работе   по   исправлению   дефектов   речи   принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей   общеобразовательных   групп   так   же   необходимо   просвещать   в коррекционно­логопедическом   направлении   с   целью   профилактики   речевых нарушений воспитанников. Этапы реализации : 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Заключительный этап. Содержание и структура проекта. 1 этап: подготовительный. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. Подготовка дидактических пособий и презентаций. 2 этап: основной. 1 Работа с родителями: 1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного  звукопроизношения». 2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего  нужна артикуляционная гимнастика?». 3.   Индивидуальный   показ   выполнения   упражнений,   направленных   на   выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков. 4.   Создание   буклета   "Артикуляционная   гимнастика   ­   помощник   в   постановке звуков» 5   Задание   родителям   подобрать   картинки   для   знакомства   с   артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки. 2 Работа с педагогами: 1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей» 2.   Изучение   основного   комплекса   артикуляционной   гимнастики   и   комплексов упражнений для правильного произнесения  конкретных групп звуков». 3. Составление сборника артикуляционных сказок 4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике 5.   Изготовление   дидактического   материала   для   проведения   артикуляционной гимнастики. 6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений 3 Работа с детьми:  1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков. 2.   Изучение   общего   комплекса   артикуляционной   гимнастики   и   комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука. 3.Использование   артикуляционных   кукол   «Лягушка»,   «Утенок»,   «Змейка»   для изучения артикуляционных упражнений 4   Рассказывание   и   показ   артикуляционных   сказок:   «Сказки   о   веселом   язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах» 5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками. 6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями 7. Изготовление артикуляционных кубиков 8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике 3 этап: заключительный. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста. Обобщение опыта  работы по проекту и его представление.