С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифферен-цированность этих движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева и др.).
Проект СЕНТЯБРЬ_НОЯБРЬ.docx
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»
в старшей и подготовительной логопедической группе
Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».
Автор проекта: Учительлогопед Ерко Татьяна Юрьевна
Время проведения проекта: среднесрочный проект со 2 сентября 29 ноября
2019г Цели и задачи.
Цели проекта:
сформировать представления детей об органах речи, их значении для
правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные
движения артикуляционного аппарата,
необходимые для постановки
отсутствующих звуков;
сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости
артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием
нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной
моторики дошкольников.
Гипотеза:
Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения,
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не
понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения.
Поэтому, если в системе коррекционно педагогической работы направленной на
формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста,
активно
использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и
приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного
звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам
работы.
Задачи проекта:
1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи,
их назначением.
2.
контролировать свои действия.
3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их
использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты.
четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.
умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные
упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных
звуков;
привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно
логопедическому направлению;
осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Актуальность проблемы.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в
формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко
вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать
вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко
накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо
развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к
успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости,
породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие
негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка
нужно как можно раньше.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей
с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и
ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального
звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает
возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из
за ее отсутствия.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения
признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся
по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять
простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков –
фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;
она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука
той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит
логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных
навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения
– с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения
положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и
воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого
аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи
здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в
коррекционнологопедическом направлении с целью профилактики речевых
нарушений воспитанников.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Содержание и структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения. Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования
правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
1 Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее
влияние на формирование правильного звукопроизношения».
2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего
нужна артикуляционная гимнастика?».
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку
артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
4. Создание буклета "Артикуляционная гимнастика помощник в постановке
звуков»
5 Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными
упражнениями и придумать артикуляционные сказки.
2 Работа с педагогами:
1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и
ее значение в развитии речи детей»
2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов
упражнений для правильного произнесения конкретных групп звуков».
3. Составление сборника артикуляционных сказок
4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике
5. Изготовление дидактического материала для проведения артикуляционной
гимнастики.
6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений
3 Работа с детьми:
1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.
2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса
артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.
3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для
изучения артикуляционных упражнений
4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке»,
«Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная
гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»
5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.
6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями
7. Изготовление артикуляционных кубиков
8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике
3 этап: заключительный.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.