Проект "Воспитание искусством"
Оценка 4.7

Проект "Воспитание искусством"

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
музыка
Детсад
29.04.2017
Проект  "Воспитание искусством"
Нестандартный подход к таким детям ,а именно через воспитание средствами искусства, позволит снять негативное напряжение ребенка и его родителей, повысить самооценку ребенка и увидеть собственный успех в музыкальной деятельности. Предполагаемый продукт проекта: -презентация-отчет о коррекционной работе -разработанные занятия для детей и рекомендации психолога и музыкального руководителя для воспитателей и родителей Ожидаемый результат проекта Улучшение внимания, самоконтроля воспитанников с особенностями поведения, уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.Воспитание с помощью искусства гиперактивных детей
Проект Черновой О.Г. Воспитание искусством.doc
Педагогический проект «Воспитание искусством»                     Введение. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с  признаками агрессивного поведения.  Он  становится «грозой» всего детского  коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого  ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой  он есть, а еще труднее понять.                                                   Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее  осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин  агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых  открытую неприязнь и неприятие в целом.   В чем же причина такого поведения и как современные психологи называют и  объясняют эту проблему? Особенности   детей с синдромом дефицита внимания и  гиперактивностью  (СДВГ)   Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей  книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс  отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость,  импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности,  повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.  Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет.  Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические  поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации,  черепно­мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного  внимания и тормозящего контроля» [11, с. 56].  Заболевание, характеризующееся данными выше  показателями, получило  название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для  окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого  заболевания для самого ребенка.    Некоторые исследователи (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова) называют  причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а  также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не  убывает, поскольку, если 8­10 лет назад таких детей в группе было по одному  ­ два, то сейчас ­ до пяти человек и более/   Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга  велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких  патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.)                                         Постановка проблемы Отсутствуют программы, рассматривающие   проблему  развития ребенка с  СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и  сопровождающих развитие ребенка взрослых.                                          Актуальность  Появилась необходимость разработать проект о воспитании особых детей  совместно с психологом, воспитателями, родителями воспитанников и  музыкальным руководителем. Гармоничные отношения со взрослыми­родителями, воспитателями –  являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного  ребенка к  жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения. Данный проект содержит материалы коррекционной работы муз.  руководителя с ребенком, систему психологических приемов и техник,  направленных на коррекцию агрессивного поведения детей в групповой  работе, индивидуальном сопровождении; на улучшение психологической  ситуации в семье и группе детского сада. Гипотеза Нестандартный подход к таким детям ,а именно через воспитание средствами  искусства, позволит снять негативное напряжение ребенка и его родителей,  повысить самооценку ребенка и увидеть собственный успех в музыкальной  деятельности.                                            Цели проекта  – перенос акцентов педагогической тактики воспитания: внимание на  сильные, положительные  стороны личности ребенка, в частности, на активное творчество и восприятие искусства. ­как следствие, снижение враждебности во взаимоотношениях со  сверстниками. Развитие навыков общения через совместное творчество.                                                 Задачи: Провести индивидуальные занятия  с ребенком , используя технологию  педагогической сказки( муз. руководитель совместно с воспитателем) Развивать внимание. самоконтроль. Снимать эмоциональное напряжение. Посетить совместно с родителями тематическую экскурсию в детскую школу  искусств, предварительно провести беседу о правилах поведения. Провести индивидуальные занятия  психолога с ребенком. Дать методические рекомендации родителям воспитанников.                                 Предполагаемый продукт проекта: ­презентация­отчет о коррекционной работе ­разработанные занятия для детей и  рекомендации психолога и музыкального руководителя  для воспитателей и родителей                                      Ожидаемый результат проекта Улучшение внимания, самоконтроля воспитанников  с особенностями  поведения, уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.                                      Возраст детей 3­7 лет.                                 Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Количество детей в группе – 4­6 человек. Количество индивидуальных занятий по необходимости. Содержание проекта. Этапы реализации       1.Подготовительный этап.                                                             ­ с.5        2.Основной этап. ­ с.5       3. Заключительный этап.                    ­ с.7       4.Приложения.                                                                                 ­ с.7 План занятия с музыкальным руководителем «Болезнь куклы»                        ­  План занятия с музыкальным руководителем «Игрушки идут на концерт»        Консультации психолога.                                                                                           Характеристика по изучению семьи                                                                          Анкета для родителей                                                                                                Рекомендации родителям.                                                                                           Список литературы. ­с.20 Подготовительный этап. 1.Определение актуальности проекта, постановка целей и задач  применительно к конкретным детям. Данный проект актуален для воспитанников 2 младшей группы Богдановой  Ксении и  Циганцевой  Виктории. Соответственно, работа будет проводиться  совместно с воспитателями группы №2,а также с родителями воспитанников.  Цели и задачи­ см.выше.   2.Подбор методической литературы для реализации проекта. 3.Составление плана мероприятий.                                                                        Основной этап. Реализация проекта. План совместной работы  воспитателей, педагога­психолога, музыкального  руководителя, родителей с ребенком. Март: Воспитатели: театрализованные игры: например, « Превратись в лису  ,зайчика.» Прочти стихотворение «Зайку бросила хозяйка» от имени лисы, от  имени зайца. Педагог­психолог: работа с космическим песком. Отработка сенсорных  эталонов. Музыкальный руководитель: работа по эмоциональной отзывчивости. Игры  «Угадай, чья музыка», «Пожалей кошечку», «Изобрази эмоцию» Апрель. Воспитатели: коммуникативные игры с выбором ребёнка для исполнения  особой роли. Например, игра «День­ночь»­роль совы, игра «Ниточка­ иголочка»­роль иголочки. Беседы о правилах поведения на концертах,  экскурсиях. Педагог­психолог : Выстраивание партнерских отношений со сверстниками и  взрослыми . Обыгрывание ситуаций с использованием «космического песка» и моделей для проявления творческой фантазии(сборные человечки­ снеговички) Муз. руководитель: музыкотерапия: «Шедевры классической музыки­для  снятия напряжения и гиперактивности».Тематическое занятие­проект по  творчеству П.И.Чайковского. Инд.работа в рамках проекта: пьеса  из  «Детского альбома» П.И.Ч. «Болезнь куклы». Поощрение  положительных проявлений любимыми видами деятельности  (Пение с микрофоном).Приглашение ребенка с родителем на экскурсию. Родители: Игра­ситуация с игрушками дома: «Мишутка идет  на концерт»,  «Болезнь куклы» Совместное посещение тематического занятия в школу  исскуств(экскурсия) Май. Муз. руководитель: «Шедевры классической музыки ­для снятия напряжения  и гиперактивности».Поощрение  положительных проявлений любимыми  видами деятельности (Пение с микрофоном). Педагог­психолог  и воспитатель. Выстраивание партнерских отношений со  сверстниками и взрослыми .Работа по мотивам пед. сказки «Жили­были  «Я»  и «Мы». Родители. Совместное посещение выставок, музеев, слушание классической музыки,  рисование и слушание звуков природы, музыки из мультфильмов.                                         1.Разработка занятий Основная технология работы­ использование педагогической сказки                  (рекомендовано на педагогическом совете и продиктовано содержанием  годового плана программы развития детского сада на 2015­2016 учебный  год(использовать педагогические сказки как эффективное средство для  позитивной социализации дошкольников, для осуществления комплектности  образовательного процесса(социально­коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно­эстетическое развитие, возможностями  коррекционной работы).Воспитатель проводит занятие, построенное по  сценарию сказки «Волшебная страна «МЫ». В содержание  работы входит раздел «Развитие эмоциональной отзывчивости   через   слушание   музыки.   Детский   альбом П.И.Чайковского. ».Сюжет, взятый из жизни ребенка, позволяет педагогу построить занятие с учетом индивидуальных качеств личности ребенка и особенностей его поведения. Например, в данном   случае,(т.к.работа   ведется   с   девочками),педагог беседует с ними о чувствах, испытываемых ими, когда заболела любимая   кукла.(пьеса   «Болезнь   куклы»).Игровая   ситуация «Игрушки идут на концерт» осложняется плохим поведением Мишутки,   одного   из   «зрителей»концерта(пьесы   «Нянина сказка»,   «Сладкая   греза»).Примечательно,   что   дети   также выступают   на   этом   мини­концерте   для   игрушек,   а Мишутка(игрушкой манипулирует взрослый)мешает, отвлекает маленьких артистов. Наконец, проблема решается, когда дети вспоминают правила поведения на концерте и «рассказывают» их Мишутке. Таким образом, реализуется часть проекта­ работа непосредственно с детьми. 2.Организация выступлений детей на праздниках, концертах.   Творчество вовлекает ребенка в интересную, плодотворную и ответственную деятельность. Он чувствует эту ответственность и  непроизвольно   начинает   направлять   свои   усилия   и  некогда бесполезную, а теперь полезную для всех энергию ,в   «нужное русло». Гиперактивные  дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому  в программу занятия  обязательно включаются релаксационные упражнения.  Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в  незнакомых ситуациях, помогает успешнее справляться с различными  заданиями [8].  Если научить детей расслаблять мышцы, это поможет им снять общее  напряжение. Помогут в этом упражнения «Солдат и тряпичная кукла»,»Цветочек»и др.  Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребёнка проявится  далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении  рекомендаций усилия родителей, педагогов будут вознаграждены.    Задачи психокоррекционной работы, используемой на любых  занятиях в  ДОУ: 1. Развитие внимания ребенка (формирование его свойств: концентрации,  переключаемость, распределение)­упражнения, дидактические игры; 2. Тренировка психомоторных функций­ коммуникативные игры; 3. Снижение эмоционального напряжения­упражнения на релаксацию;  4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр; 5. Снятие тревожности; 6. Развитие навыков общения. Средства коррекции:  • игры на развитие психомоторных функций и корректирование поведения в  коллективе. • Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости,  концентрации, переключения и распределения внимания. • Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного  автоматизма. • Комплекс занятий психогимнастики.                              3.Тренинги и семинары с родителями и педагогами. Анкетирование родителей. Разработка консультаций психолога, музыкального руководителя для  родителей и воспитателей. Выступления на родительских собраниях и тематических встречах. Посещение с родителями тематической экскурсии.                                             Заключительный этап. Фото­, видео­ отчет или презентация  о совместной деятельности взрослых и  детей. Подведение итогов.         Приложение 1 План занятия с воспитателем  «Волшебная страна «МЫ». 1. План занятия с музыкальным руководителем «Болезнь куклы» Приложение 2. Цель: вызвать  в детях сострадание к персонажу, желание помочь девочке­ хозяйке куклы. Задачи: вместе с детьми выявить, какими средствами муз. выразительности пользуется композитор. 1.Музыкальное приветствие. 2.Слушание и инсценировка фортепианной пьесы П.И.Чайковского «Болезнь  куклы». 3.Беседа с детьми о разных эмоциональных состояниях человека.                                                       Приложение3. План занятия с музыкальным руководителем «Игрушки идут на концерт» Цель:   побуждать   в   детях   желание   выступать   на   сцене   и   понимать ответственность ,получать удовольствие от  этой деятельности. Задачи: разучить с ребенком небольшие попевки на металлофоне ,создать  условия для исполнения детьми в микрофон знакомых песенок. 1.Вступление. Сюрпризный момент­ по почте пришло приглашение на  концерт. 2.Игрушки готовятся  на концерт, одевают нарядную одежду. 3.Дети(ребенок) высаживают игрушки на стульчики и  повторяют с ними  правила поведения на концерте. Взрослый помогает. 4.Дети выступают перед игрушками. 5.Плюшевый Мишутка   (кукловод­взрослый) начинает есть конфеты,  шелестеть бумажками, обезьянка Люся –кривляться и  отвлекать зайку. 6.Дети замечают непорядок, прекращают выступление. 7.Объясняют правила этикета «непослушным» игрушкам и заканчивают  выступление.  8.Обсуждают концерт с воспитателем, а дома­с родителями.                                                   Приложение 4. 1. Консультация психолога. Характеристика по изучению семьи.           Совершенствование   общественного   воспитания   и   образования подрастающего   поколения   неразрывно   связано   с   укреплением   и   развитием взаимодействия детского сада и школы семьей. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает   окружающий   мир,   усваивает   нравственные   нормы,   правильное отношение к людям, т.е. все то что определяет затем его моральный облик.       Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка,   определяется   тем,   что,   во­первых,   это   влияние   носит   глубоко эмоциональный,   интимный   характер,   т.к.   основывается   на   родственной привязанности   и   любви,   что   особенно   важно   для   детей   дошкольного   и младшего   школьного   возраста;   во­вторых,   воспитательные   воздействия, оказываемые   на   ребенка   в   семье,   характеризуются   постоянством   и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в­третьих, в семье   имеются   огромные   объективные   возможности   для   систематического включения   детей   в   бытовую,   хозяйственную   деятельность,   что   является важным   условием   нравственного   развития   личности.   Однако   далеко   не   в каждой   семье   полностью   и   в   нужном   направлении   реализуются   её воспитательные   возможности.   Трудности   семейного   воспитания   можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением к ребенку вследствие семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как   у   самих   родителей,   так   и   родителей   и   старшего   поколения   ;   низкой педагогической  культурой».            Все основные недостатки семейного воспитания  можно в некоторой степени   сгладить   повышением   педагогической   культуры,   разъяснением   тех последствий,   к   которым   могут   привести   недоработки   родителей   в   этот период,   поэтому   проблема   педагогического   руководства   семейным воспитанием требует особого внимания школы и детского сада. Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей,   необходимо   вооружить   родителей   определенными   психолого­ педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.                      Однако ориентация педагогов на семью вообще или на «среднюю» семью не может принести ощутимых результатов в этой работе. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того,   чтобы   оказать   ей   действенную   помощь   в   преодолении   ошибок   в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.    Поэтому   дифференцированный   подход   к   семье   является   важнейшим условием   родителей, совершенствования процесса воспитания.             Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения   родители.   помощь   эта   должна   быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов: педагогической   Разумеется, повышения     культуры   1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями 2. учет   своеобразия   условий   жизни   каждой   семьи,   возраста   родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания 3. сочетание   индивидуального   подхода   к   каждой   семье   с   организацией работы со всеми родителями 4. взаимосвязь разных форм работы с родителями 5. одновременное влияние на родителей и детей 6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.   Для   глубокого   изучения   условий   семейного     воспитания,   характера родителей   на   детей,   потенциальных   педагогических   возможностей   семьи, педагогу   важно   составить   всестороннюю   её   характеристику.   В   данных методических   рекомендациях   педагогам   детских   садов   предлагаются методики   изучения   социально­бытовых   и   психолого­педагогических параметров семьи, которые, по нашему мнению, помогут составить наиболее полный ее «портрет».        При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие   факторы   оказывают   наиболее   действенное   влияние   на   нравственное воспитание   в   семье   детей.  Поэтому   в   самом   начале   мы   даем   общий   план изучения семьи. Затем предлагаем блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как   анкету,   план   беседы   с   родителями,   план   наблюдения   за   характером семейного   воспитания.  Проводя   анкетирование,   следует   учитывать,   что   не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу,   т.к.   сами   вопросы   могут   заставить   родителей   о   правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах  развития их ребенка. Кроме   того,   полученные   путем   опроса   данные   можно   и   нужно   проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).          Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше понять каждую семью.  2.Консультация психолога для педагогов. Одной   из   важнейших   задач   нравственного   воспитания   детей   является формирование гуманных отношений между ними. Эта задача стоит не только перед   педагогом,   но   и   в   равной   мере   перед   родителями.   В   этом   плане большую роль играет пример отношения родителей к окружающим людям, интерес их к друзьям своих детей, установка на оценку личности этих друзей. Важно выявить, как родители оценивают взаимоотношения своего ребенка со сверстниками: замечают ли особенности его поведения, как направляют это поведение. Многочисленные исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что характер их отношения к сверстникам, сформировавшийся в данном возрасте, сохраняется и   в   последующие   годы.   Поэтому   так   важно   именно   теперь   сформировать положительные,   коллективистические   отношения   детей   к   сверстникам.   На изучение данных вопросов и направлен следующий опросник: 1. Кого из членов группы вашего ребенка вы знаете? 2. Кто из них вам нравится и почему? 3. С кем ваш ребенок дружит в группе? 4. Чем любят они заниматься вместе / спортивные, строительные, ролевые игры, художественное творчество, трудовая деятельность и т. д. /  5.Как ведет себя ваш ребенок с товарищами? 6.Какие особенности в отношениях с ними вы заметили?  7.Что предпочитает ваш ребенок: роль организатора, руководителя или исполнителя в игра, в общении с товарищами?  8.Как,  по   вашему  мнению,  относятся  другие  дети   к  вашему   ребенку   в группе? 9.Есть ли у него друзья вне д/сада ? 10.Если есть, то старше, моложе они вашего ребенка или его ровесники? Большой   материал   для   педагогических   выводов   по   характеру   семейного воспитания   дают   педагогу   целенаправленные   наблюдения.  Для   наблюдения выбирают   ситуации,   отражающие   взаимоотношения   родителей   с   детьми, способы их общения. С этой целью используются часы приема и ухода детей из   детского   сада.   Чтобы   получить   объективные   сведения,   необходимо поставить   четкие   задачи   для   наблюдений   и   проводить   их   неоднократно. Наблюдение можно проводить по следующей схеме: 1. Стиль взаимоотношений родителей с детьми:  Эмоциональная окраска этих взаимоотношений  Характер обращения к ребенку  Интонации высказываний / употребление уменьшительно­ласкательных, грубых слов /  Наличие замечаний, нравоучений  Вопросы о проведенном дне  Стиль помощи ребенку. 2. что в первую очередь интересует родителей о жизни ребенка в детском саду?   его поведение  успехи на занятиях  аппетит  дневной сон  развитие культурно­гигиенических навыков  нравственные качества ребенка  общение со сверстниками. 3. Что   считают   родители   наиболее   важным   в   воспитании   и   развитии ребенка / характер задаваемых педагогу вопросов /.   Проблемы интеллектуального развития  Особенности физического развития  Нравственное воспитание  Использование методов воспитания. Особенно   важным   показателем   педагогических   усилий   родителей является   совместный   с   родителями   труд   ребенка,   направленный   на   благо других членов семьи. Привлечение  к труду говорит о понимании родителями важности трудового воспитания с ранних лет. Участие ребенка в бытовом труде   семьи   является   необходимым   условием   формирования   у   него коллективистических   взаимоотношений   с   членами   семьи,   установки   на активное участие в жизни семейного коллектива.           Особый интерес в этом отношении представляют ответы родителей на следующие вопросы: 1. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок? 2. Какое из занятий дома ребенок любит больше всего? 3. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде? 4. Чем вы занимаетесь дома с ребенком?   Все приведенные в данных рекомендациях методики изучения семьи, условий   воспитания   в   ней   детей   будут   способствовать   организации дифференцированного и индивидуального подхода к родителям, оказанию им действенной помощи в нравственном воспитании ребенка.                                    Приложение 5                         Анкета для родителей.   Более глубокому изучению особенностей и условий воспитания ребенка в   семье   поможет   анкета,   в   которой   раскрываются   основные   взгляды родителей  на  семейное  воспитание.  Кроме того,  анализ ответов  родителей выявляет знание ими своего ребенка, способность замечать индивидуальные проявления его психики. Предлагая родителям ответить на вопросы анкеты, необходимо   подчеркнуть,   что   такой   опрос   проводится   с   целью совершенствования организации  воспитательной работы в группе. 1. Всегда ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку: а) всегда едины б) иногда расходимся во мнениях в) никогда не приходим к единому мнению.     2. Какой системы воспитания вы придерживаетесь?           а) строгость           б) все в меру           в) снисходительность.     3. Как откликается ваш ребенок на слова: « Нужно сделать?»           а) выполняет сразу и охотно           б) нужно повторить требование           в) подчиняется с неохотой.     4. Выполняя задание, ребенок сосредоточен:           а) обычно           б) когда ему интересно           в) всегда легко отвлекается.     5. Как ваш ребенок обычно занимается? а) самостоятельно           б) пробует сам, затем обращается за помощью           в) сразу ожидает помощи     6. Как ваш сын или дочь ведет себя, если у него /нее/ что­то не получается, т.е. когда ему /ей/ трудно?           а) продолжает самостоятельные поиски           б) становится нетерпеливым, обращается за помощью           в) оставляет, переключается на другое.     7. Выполняя задание, ваш ребенок:          а) старается, работает аккуратно          б)старается меньше, чем вам бы хотелось          в)работает  небрежно, лишь бы выполнить.     8.Как ваш ребенок реагирует на одобрение­неодобрение взрослых:          а) радуется­огорчается          б) внешне сдержан, но переживает          в) безразличен.        9.  Указываете   ли   вы   своему   ребенку   на   небрежность   при   выполнении задания :         а) каждый раз, когда это требуется         б) время от времени         в) не обращаете внимания.  10.Ваш ребенок, выполняя задание, работает:        а) быстро       б) в среднем темпе       в) медленно.   11. Всегда ли ваш ребенок уверен в том, что сможет выполнить новое для него задание:        а) всегда уверен        б) иногда уверен        в) всегда не уверен.  12. Как вы обычно реагируете на просьбу ребенка помочь ему:       а) разбираетесь вместе, предоставляя инициативу ребенку       б) подсказываете выход из затруднения       в) чаще отказываете / заняты, устали …/.  13. Способен ли ваш ребенок согласиться на отсрочку удовольствия / он что­ то хочет, а вы не можете удовлетворить его желание сейчас же /:       а) относительно легко способен согласиться       б) соглашается с трудом       в) не соглашается, требует свое. Данные,   полученные   путем   этого   опроса,   могут   оказать   помощь педагогу   как   в   индивидуальной   работе,   так   и   в   осуществлении индивидуального   подхода   к   каждому   ребенку,   т.   к.   многие   наблюдения родителей помогут заметить особенности развития психики ребенка – то, что нередко ускользает из поля зрения при работе в группе.                                           Приложение 6 Рекомендации   для   родителей   и   педагогов   по   работе   с   гиперактивными детьми.     обещанное Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих   детей.   Особенности   их   нервной   системы   таковы,   что   порог чувствительности к отрицательным  стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы   к   выговорам   и   наказанию,   нелегко   отвечают   на   малейшую похвалу.  Домашняя   программа   вознаграждения   и   поощрения   включает   следующие моменты: 1.   Каждый   день   перед   ребёнком   ставится   определённая   цель,   которую   он должен достичь. 2.   Усилия   ребёнка   при   достижении   этой   цели   всячески   поощряются. 3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами. 4. При достижении значительного улучшения в поведении ребёнок получает давно вознаграждение. Примерами поставленных целей для ребёнка могут быть: хорошее выполнение домашних   заданий,   ,   примерное   поведение,   уборка   в   своей   комнате, приготовление [14]. В разговоре с ребёнком и особенно, когда вы даёте ему задания, избегайте директивных указаний, поверните ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал:   он   сделает   полезное   дело   для   всей   семьи,   ему   всецело доверяют, на него надеются. При общении с сыном или дочерью избегайте постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой   разговариваю»   и   другие   неприятные   для   него   вещи   [14]. Несколько   примеров   поощрений   и   вознаграждений:   разрешите   ребёнку посмотреть   телевизор   вечером   на   полчаса   дольше   положенного   времени, угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе шахматы)[14]. Если   ребёнок   в   течение   недели   ведёт   себя   примерно,   в   конце   недели   он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая­то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие [14]. взрослыми обеда,   покупки (лото, со   и   другие При   неудовлетворительном   поведении   рекомендуется   лёгкое   наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное   неодобрение,   временная   изоляция   от   других   детей,   лишение «привилегий» [14]. Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После   этого   всё   написанное   неукоснительно   соблюдается,   и   ребёнок поощряется   за   успех   в   его   выполнении.   От   физического   наказания [13]. необходимо воздерживаться       Приложение8 Разработка для родительского уголка. Гиперактивность. Как помочь (советы родителям и воспитателям)   Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с  гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из  современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая  психологическая проблема цивилизованного мира. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на  дошкольный возраст (5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических  проявлений. В своей работе использую три направления по снижению симптомов  гиперактивности у детей дошкольного возраста: ­работа с родителями; ­работа с педагогами; ­коррекционно­развивающие занятия с детьми. Педагогическое сопровождение. Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе  адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно  справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение  гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в  поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а  результат особенностей функционирования его нервной системы. ­ Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные  отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его  воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет  признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени. Гармоничные отношения со взрослыми­родителями, воспитателями –  являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к  жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения. ­ Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются  поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что­нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить  поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать  как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение  последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная  оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое  значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать  знаковую систему оценивания деятельности малыша. К негативным методам воздействия (крик, одергивание, Наказание)  гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон,  физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам  ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют  усиление проявлений  гиперактивности и закрепление негативных форм  поведения. У гиперактивных детей даже в возрасте 6­7 лет преобладает непроизвольное  внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной  деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами  игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному  ребенку будет  намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он  может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная  деятельность  гиперактивного ребенка имеет цикличный характер,  когдакороткий  период работоспособности (5­10мин.) сменяется периодом  «отдыха» мозга (3­7мин.) . В эти моменты своеобразного «отключения»  ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя  двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не  фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь  вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю  следует относиться к нему также, как и к остальным детям. Старайтесь не  замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности. Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе  сверстников: ребята отказываются с ним играть, т. к. ему трудно запомнить и  соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой  ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило,  подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках  поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха,  в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны. Второй необходитиый шаг со стороны воспитателя – это установление  конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо  всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье,  что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе. Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком  является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в  группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила,  дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный  момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а  также эмоционально­нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение. Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в  благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает  трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным. Советы родителям ­ Отвлекайте ребенка от его капризов; ­ Сфотографируйте или подведите ребенка к зеркалу в тот момент, когда он  капризничает; ­ Отреагируйте, неожиданным для ребенка образом, на его поведение – пошутите, повторите его действия, задайте неожиданный вопрос; ­ Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; ­ Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; ­ Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; ­ Уделяйте ребенку достаточно внимания; ­ Проводите досуг всей семьей; ­ Не допускайте ссор в присутствии ребенка; ­ Установите твердый распорядок дня; ­ Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком  заданий; ­ Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и  просмотра телевизионных передач; ­ Избегайте по возможности больших скоплений людей; ­ Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать  спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; ­ Гиперактивным детям полезна работа с песком, крупой, водой, глиной,  рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми. При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности  гиперактивгых детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять  инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей  очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в  коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Игра «Ласковые лапки» (Эта игра снимает напряжение, агессивность, развивает чувственное  восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и  взрослым.) Содержание игры. Взрослый кладет на стол 6­7 мелких предметов различной фактуры: кусочек  меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается  оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать,  какой «зверек» прикасался к руке, ­ отгадать предмет. Прикосновения  должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком  ролями. Игра «Кричалки – шепталки ­ молчалки» (Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их.  Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая  регуляция.) Содержание игры. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый,  синий, Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь –  «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь –  «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь –  «молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать  игру следует «молчалкой». Игра «Цап! » (Пальчиковая игротерапия) Содержание игры. Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие  приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу  под слова водящего: Кто под крышей? Кошки, мышки, Зайцы и зайчишки. Папа, мама, жаба: цап! Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий  схватит палец зазевавшегося. Игра «Аист» (На преодоление расторможенности и тренировку усидчивасти) Содержание игры. Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге:  встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение: ­Аист­птица, аист­птица. Что тебе ночами снится? ­Мне болотные лягушки! ­ А еще? ­ Еще? Лягушки! Их ловить – не изловить Вот и все! Пора ходить! Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения  (машут «крыльями») : Аист, аист длинноногий Покажи домой дорогу. Аист отвечает (дети стоят на месте) : ­ Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левой ногой, После правою ногой, После левою ногой, Вот тогда придешь домой.   Игра «Дерево» (На релаксацию) Содержание. Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба  (руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти,  руки, плечи). По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи. Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырь,  расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто  ветки дуба раскачиваются на ветру. Игра «Оловянный солдатик» (На развитие саморегуляции) Содержание. Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете  остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а др. подогните в  колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту честно  несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас  делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и  посмотрите еще пристальней. Молодцы! » Рекомендации родителям ­ С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно т. к.  дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний,  окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а большинстве случаев даже ухудшат ситуацию. ­ Список использованной литературы 1.. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита  внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.  В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. ­ №3. ­ 95 с. 2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о  гиперактивных детях. ­ М.: Изд­во Института Психотерапии, ­ 2001. ­ 96 с. 3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с  гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики,  лечения, профилактики и прогноза). ­ М. ­ 1994. ­ 49 с. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь­справочник по психодиагностике. ­  СПб.: Издательство «Питер», ­ 2000. ­ 528 с.. 5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.  Дубровиной, М.И. Лисиной. ­ М., 1982. ­ 101 с. 6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. ­ М.: АПН РСФСР, ­ 1960. ­ 500 с. 7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //  Дефектология. ­ №1. ­ 1999. ­ 86 с. 8. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей.  Научный обзор. М.: ВНИНМИ, ­ 1980. ­ 50 с. 9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.  М.: «Академия», ­ 2005. ­ 256 с. 10. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к  журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа­Пресс, ­ 2000. ­ 112 с. 11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная  работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  М.: Генезис, ­ 2002. ­ 192 с. 12. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика  и коррекция. М.: 1992. ­ 94 с. 13. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. ­ 98 с.

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"

Проект "Воспитание искусством"

Проект  "Воспитание искусством"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017