В связи с тем, что дети ,обучающиеся в школе изучая геометрию теряют к ней интерес из-за сложности восприятия материала. Поэтому в основе построения данного проекта лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях дошкольного образования и ставящая в центр внимания личность ребенка, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Проект позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки дошкольников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Проект -геометрия.docx
Государственное казенное учреждение социального
обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Проект
«Занимательная геометрия»
Составитель: Кузнецова Светлана Степановна,
педагогпсихолог село Великовечное
Пояснительная записка.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С. Пушкин
В основе построения данного проекта лежит идея гуманизации
математического
современным
представлениям о целях дошкольного образования и ставящая в центр
соответствующая
образования,
внимания личность ребенка, его интересы и способности. В основе методов и
средств обучения лежит деятельностный подход. Проект позволяет
обеспечить
дошкольников,
предусматриваемый государственным стандартом математического
подготовки
требуемый
уровень
образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку,
которая является достаточной для углубленного изучения математики.
В дошкольном образовательном учреждении дают азы математики, в
том числе знакомят с геометрическими фигурами. При этом вопросы
геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое
количество времени для изучения. Данный дополнительный проект ставит
перед собой задачу формирования интереса к геометрии, подготовку
дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на
части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур
помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные
способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и
практических навыков рисования. Дети самостоятельно проверяют
истинность высказываний, составляют различные построения из заданных
фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый проект предназначен для развития математических способностей дошкольников, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание проекта «Занимательная геометрия» направлено на
развитию наблюдательности,
воспитание интереса к математике,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать задачу творчески.
Цель и задачи проекта «Занимательная геометрия»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной
личности ребенка, владеющей системой математических знаний и умений:
а) обучение деятельности умению ставить цели, организовать свою
деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций,
творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомить детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие,
развивать мышление,
характерные для математической деятельности и необходимые для
полноценной жизни в обществе, формировать умения следовать устным инструкциям, зарисовывать
схемы изделий,
обучать различным приемам работы с бумагой, ножницами,
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами,
создавать из танграма фигуры по образцу,
создавать из счетных палочек фигуры и рисунки.
Развивающие:
развивать внимание, память, наглядно образного мышления,
пространственного воображения,
развивать мелкую моторику рук и глазомера,
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
детей,
выявлять и развивать математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике.
расширять коммуникативные способности дошкольников.
I. Особенности проекта.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с
учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно познавательную
деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном
подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по
отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении дошкльников к полученным знаниям и умении применять их в
своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми
ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: педагог должен
предложить ребенку содержание образования по максимальному уровню, а
ребенок обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало в деятельности ребенка, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.
6. Принцип системности. Развитие ребёнка процесс, в котором
взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь
одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
7. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
8. Адекватность требований и нагрузок.
9. Постепенность.
10. Индивидуализация темпа работы.
11. Повторность и закрепление материала.
Ценностными ориентирами содержания данного проекта являются:
– формирование умения рассуждать; освоение эвристических приемов
рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения;
– развитие познавательной активности и самостоятельности
дошкольников;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение дошкольников к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
В работе с детьми использованы следующие методы:
словесные,
наглядные,
практические,
исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами
исследований могут становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в проекте предусмотрены
деятельности, которые разбиты на две группы:
разнообразные виды
репродуктивные, продуктивные (творческие).
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские действия, которые предполагают выполнение
заданий по образцу,
б) воспроизводящие действия направлены на формирование
графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида деятельности:
Поисковые действия, при применении которых дети осуществляют
отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие действия, направленные на формирование умственных
действий.
Контролирующие действия направлены на формирование навыков
самоконтроля.
Виды деятельности:
творческие работы,
задания на смекалку,
изучение геометрических фигур, танграм
II. Место проекта в деятельности детей.
Набор заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические
факты, способные дать простор воображению.
Занятия включают не только геометрический материал, но и задания для
конструктивно модельной деятельности.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и
возможности детей дошкольного возраста, часть материала излагается в
занимательной форме: сказка, загадка, игра, диалог педагог ребенок или
ребенокпедагог, ребенокребенок.
III. Методы и приемы изучения геометрического материала.
Одна из важных особенностей проекта «Занимательная геометрия» его
геометрическая направленность,
реализуемая в блоке практической
геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических
представлений детей, и создание базы для развития графической грамотности,
конструкторского мышления и конструкторских навыков в конструктивно
модельной деятельности.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном
единстве с ним выстраивается система заданий геометрического
содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного
обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой
освоения геометрического содержания проекта является конструктивно
модельная деятельность дошкольников, включающая в себя:
воспроизведение объектов; доконструирование объектов;
переконструирование.
Большое внимание в проекте уделяется поэтапному формированию
навыков самостоятельного выполнения заданий,
самостоятельному
получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению
некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих
заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности
детей дошкольного возраста, и материал представляется в форме интересных
заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий
используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью
рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием
сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических
работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих
геометрических фигур выстраивается система специальных практических
заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических
фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных
геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также
их использование для выполнения последующих конструкторскомодельных
заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные
палочки, листы бумаги и картона, пластилин, цветная бумага и др. Дети
знакомятся и учатся работать с основными инструментами: треугольник,
ножницы и др.
Большое внимание в проекте уделяется развитию познавательных
способностей. Термин познавательные способности понимается в проекте так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные
способности –это способности,
которые включают в себя сенсорные
способности
(восприятие предметов и их внешних свойств) и
интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и
оперирование знаниями. Основа развития познавательных способностей
детей как сенсорных, так и интеллектуальных целенаправленное развитие
при обучении математике познавательных процессов, среди которых в
дошкольном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и
мышление.
IV. Общая характеристика проекта.
«Занимательная геометрия» входит интеллектуальное развитие
личности ребенка дошкольного возраста.
Проект предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию
умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с педагогом движение от вопроса
к ответу – это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Проект учитывает возрастные особенности дошкольников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности детей. С этой
целью включены подвижные математические игры,
предусмотрена
последовательная смена одним ребенком «центров» деятельности в течение
одного занятия; передвижение по группе в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах групповой комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по группе, работу
в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами детей, а также детей и родителей.
V. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников:
1.
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах
окружающей среды простейшие геометрические фигуры: прямоугольник,
квадрат, треугольник, круг, овал, призма, ромб, трапецию, пятиугольник.
2.
Дошкольники должны отличать геометрические фигуры по
размеру, цвету, месту расположения.
3.
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах
фигуры, которые изучают в этом проекте.
4.
Различать и находить сходство: квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник.
VI. Предполагаемые результаты проекта «Занимательная геометрия».
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений,
независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Выделять фигуру заданной формы.
Анализировать расположение деталей в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей;
составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать фигуры из различных материалов (пластилин и бумага,
соленое тесто из резинок и другое).
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз».
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) геометрической фигуры на орнаменте.
Составление орнамента (по образцу, по собственному замыслу).
Универсальные задания проекта:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Применять изученные способы и приёмы в практической и игровой
деятельности.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с
заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Выполнять
пробное действие,
затруднение в пробном действии.
фиксировать
индивидуальное
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения.
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Проект долгосрочный, осуществляется с детьми старшего
дошкольного возраста 1 раз в неделю, во второй половине дня в
течение 1 года.
VII. Тематическое планирование проекта «Занимательная геометрия»
№
Содержание занятий
Тема занятий
1
2
3
4
Путешествие в страну
Геометрию.
Цвета радуги. Их
очередность.
«Страна Геометрия».
Знакомство с
треугольником.
Колво
часов
1
Загадки о геометрических
фигурах.
Практическая работа.
Сказка. Практические задания.
Игра «Выполни правильно»
(по карточке с символом).
Сказка.
1
1
1 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Логическая стоянка.
Знакомство с
прямоугольником
Знакомство с квадратом
«Дороги в стране
Геометрии».
Составление
геометрических фигур
Взаимное расположение
предметов в пространстве.
Сложи квадрат
Знакомство с кругом.
Знакомство с овалом.
Сравнение треугольников
больше, меньше. Выше, ниже.
Шире, уже.
Найти и справить ошибку.
Логическая цепочка.
Ориентация в пространстве.
«Веселые игрушки».
Конструирование игрушек.
Стихотворение о
геометрических фигурах.
Плоские фигуры.
Конструирование игрушек.
Сочиняем сказку о
геометрических фигурах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Задачи на развитие логического
мышления. Загадки.
Практические задания.
Самостоятельная работа. «Собери
квадрат»
Практическое задание.
Игра на внимание.
Игра «Дорисуй». «Кто
правильнее». Логические задачи.
Практические задания.
Задания на развитие памяти,
внимания. Графический диктант.
Игра «Сложи фигуру».
Игра «Сложи фигуру».
Практическое задание. Игра
«Составь геометрическую
фигуру».
Практическое задание. Задачи на
развитие логического мышления.
Задачи на развитие
пространственного представления.
Игра «Найди и назови».
Самостоятельная работа.
Практические задания.
Игра «Узнай по форме».
Практические задания.
Практическое задание. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
Коллективная работа.
Практическая работа.
Играпутешествие в город
треугольников. Головоломка.
Практическое задание.
Аппликация из треугольников.
Игра «Найди лишнее».
Играпутешествие в город
прямоугольников. Практические
задания. Аппликация из
прямоугольников.
Игра «Сложи квадрат». Задания на
смекалку «Дострой квадрат».
Сложение и изготовление
квадрата. Оригами.
Составление картинки по образцу.
24
Прямоугольник.
25 Математическая викторина
26
27
28
29
30
31
32
«В городе треугольников».
Треугольник.
Треугольник. Условия его
построения.
Треугольник.
«В городе
Прямоугольников».
Путешествие в страну
Геометрию продолжается.
Квадрат.
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
VIII. Оборудование проекта.
Для осуществления образовательного процесса Проекта «Занимательная
геометрия» необходимы следующие принадлежности:
Игра «Танграм»;
Цветная бумага, ножницы, клей ПВА;
Набор геометрических фигур;
Набор по «Математике и конструированию»;
Счетные палочки;
Пластилин, соленое тесто;
Резинки.
Занятия по Проекту ведёт воспитатель, с педагогическим образованием
обладающий достаточным опытом работы с детьми. IX. Литература
Литература.
1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии».
М., « ПедагогикаПресс», 1994
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной
геометрии», М., «ВАКО», 2004
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга
для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М.,
«Просвещение», 1990
5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих
тетрадей. 14 классы. М. «Школьная Пресса». 2003
6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для
учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для
учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Проект "Занимательная Геометрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.