Метод проектов даёт возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно - поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной гармонично развитой личности. Одним из средств экологического воспитания в современных условиях может быть данный экологический проект.
Проект земля наш общий дом.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. Прибельский муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
Проект по экологии
«Земля наш общий дом»
(реализуется в рамках программы
«От рождения до школы» под редакцией
Н. Г. Вераксы, М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой согласно ФГОС ДО)
Подготовила воспитатель высшей
категории: Румянцева Т. Г. 2017 г.
Участники проекта:
дети, родители, воспитатель.
Целевая группа:
дети старшей группы с ОНР.
По продолжительности:
ноябрь).
среднесрочный (5 месяцев апрельмай; сентябрь
Типология проекта:
практикоориентированный.
По доминирующей деятельности: познавательный, исследовательский.
По форме деятельности:
групповая, коллективная.
Условия реализации проекта:
заинтересованность детей и родителей.
Формы проведения работы:
совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
организованная образовательная деятельность,
Актуальность проекта.
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в
окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования 21 века.
Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об
окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Дошкольный возраст
самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте
формируются основы нравственно экологических позиций личности.
Коллектив детского сада «Сказка», ориентированно работает на активное приобретение
детьми навыков экологической культуры. Уже в дошкольном возрасте нужно закладывать
позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,
систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения
и навыки в играх и практической деятельности.
Проблема: На основе ситуативных вопросов, которые возникли у детей нашей группы
после просмотра мультфильма про Эколят и исходя из того, что в свете требований
ФГОС метод проектов является самым актуальным и результативным, был создан план
реализации проекта «Земля наш общий дом!» На основании выявленных первоначальных
представлений детей об экологии и модели трёх вопросов, заданных детьми: 1. «Что
такое мусорная свалка?» 2. «Зачем она нужна и где находится?» 3. «Что нужно сделать
чтобы узнать, что такое специально отведённое место?» Ответы были самые разные и мы
пришли к выводу о необходимости данного проекта. Для реализации данного проекта
нужно было дополнить центр экспериментирования. Нужна была модель времён года,
различный природный и наглядный материал, картотека опытов и экспериментов,
дидактические игры и коллекции.
2 (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образовния
Гипотеза
социальнонормативные характеристики возможных достижений ребёнка):
У детей будет сформировано представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе. Имея первичные экологические знания у
детей проявится их познавательная активность, самостоятельность,
инициативность в поиске ответов на вопросы. Дети научатся систематизировать
информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и
практической деятельности. У детей появится осознание того, что человек часть
природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей
среды.
Цель проекта.
Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь её.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие».
«Социально – коммуникативное
Задачи проекта.
Образовательные:
формировать у детей первичные экологические знания; расширять представления
детей о различных природных объектах (воздух, вода, солнце); объяснять
экологические зависимости, осознание которых способствует развитию
современного экологического мышления, познакомить детей с «Красной книгой».
Развивающие:
развивать у детей познавательный интерес к миру природы, внимание, умение
логически мыслить; способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия
человека с природой; обобщать и систематизировать знания детей о
жизнедеятельности растений и животных; развивать экологическое мышление и
творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской
деятельности детей.
Воспитательные:
3 воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру;
закреплять умение работать в команде; воспитывать гуманное отношение ко
всему живому; чувстве милосердия; учить правильному поведению в природной
среде, закладывать основы экологической культуры личности. Формировать
представления о неразрывной связи человека с природой (человек часть
природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране
природы своей Родины.
Реализация проекта:
1 Этап. Подготовительный:
1.Изучение методической литературы.
2. Составление плана работы.
3. Выявление первоначальных представлений детей об экологии.
4. Подбор методической, научнопопулярной, художественной литературы,
дидактический материал по данной теме.
5. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
6. Организация и оформление центра экспериментирования.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 Этап. Исследовательский (выполнение проекта):
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах:
в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах
(организованная образовательная деятельность, беседы, чтение художественной
литературы) и в самостоятельной деятельности детей.
3 Этап. Заключительный:
1. Изготовление макетов: «Лето», «Круглый год».
2. Участие в международной викторине по экологии
3. Презентации детьми на выбранные темы
4. Презентация проекта.
План реализации проекта
Задачи
№ Образовательная
Методические
Ответственны
е
область
приемы
Вводный этап (апрель)
4 1
2
3
Познавательное
развитие (расширение
кругозора детей).
Тема: беседа «Что
такое бытовые
отходы?»
Разработка проекта.
Определение
проблемы, цели и
задач проекта.
Подбор
познавательной и
методической
литературы
Формировать
представления
детей о
бытовых
отходах,
загрязняющих
окружающую
среду, обучать
правилам
сбора опасных
отходов.
Создание
условий для
реализации
проекта.
Анализ
литературы
для
организации
осуществления
исследования
Дети,
воспитатель.
Рассказ воспитателя
«Что такое бытовые
отходы?», просмотр
мультфильм про
Эколят Молодых
защитников природы,
физминутка, ответы
на вопросы, итог.
Воспитатель
Дети,
родители,
воспитатель.
Основной этап (май, сентябрь октябрь)
№ Образовательная
Задачи
Методические приемы Ответственн
ые
Дети,
воспитатель
1. Проблемные
вопросы.
2. Просмотр слайдов
с фотографиями
3. Анализ.
4. Игровое
моделирование.
5. Итог.
1
область
Познавательное
развитие
(расширение
кругозора детей)
Экоурок по теме:
«Мы – защитники
природы»
Образовательные:
формировать
представления детей о
бытовых отходах,
загрязняющих
окружающую среду;
ознакомить с правилами
обращения с отходами
дома, на улице, в
природе; обучить
правилам сбора опасных
отходов в контейнеры
экобоксы.
Развивающие: развивать
память, произвольное
5 Дети,
воспитатель.
1. Игровая ситуация.
2.Рассматрние
иллюстраций.
3.Физминутка.
4. Подвижная игра.
5. Подведение
итогов.
6. Пропевание
чистоговорки.
2
Познавное
развитие: Занятие –
викторина.
Тема: «Природа
вокруг нас!».
: развивать
внимание, логическое
мышление; умение
сравнивать,
анализировать, делать
выводы.
Воспитательные:
формировать основы
экологической культуры,
воспитывать бережное
отношение к природе.
Образовательные:
формировать у детей
первичные экологические
знания,
целостное представление
о живой и неживой
природе, обобщающие
понятия (деревья,
кустарники, дикие и
домашние животные).
Развивающие
у детей познавательный
интерес к миру
природы, внимание,
умение логически
мыслить, умение узнавать
музыкальные
произведения по
музыкальному фрагменту.
Речевые:
связную речь, умение
вслушиваться в
обращённую речь,
понимать её содержание,
отвечать на вопросы
кратко и полно,
загадывать загадки,
выслушивать друг друга
до конца и продолжать
развивать активный
словарь.
Воспитательные
:
воспитывать бережное
отношение к природе,
развивать
6 животному и
растительному миру;
закреплять умение
работать в команде.
Образовательные:
расширить представление
о птицах родного края,
анималистическом жанре
изобразительного
искусства,
совершенствовать умение
изображать предметы по
памяти и с натуры
Развивающие:
наблюдательность,
способность замечать
характерные особенности
объектов и передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги.
развивать
учить
Речевые:
аргументированно и
развернуто оценивать
изображения, созданные
как самим ребёнком, так
и его сверстниками.
Воспитательные:
воспитывать бережное
отношение к природе.
Образовательные:
совершенствовать
технику скульптурной
лепки. Продолжать учить
7
Дети,
воспитатель.
1. Введение в тему.
2. Д/и «Знаешь ли ты
птиц родного края?»
(слайды, стихи о
птицах).
3. Игровой момент.
«Угадай птицу!»
4.Рассматривание
произведений
живописи и графики
(рисунки
Е. Чарушина)
5. Творческая
практическая
деятельность
(демонстрация
приёмов работы,
работа детей)
6.Физминутка
7. Рефлексия
(выставка работ,
подведение итогов)
1.Введение в тему
при помощи
художественной
литературы (чтение
Дети,
воспитатель.
3 Худнно
эстетическое
развитие
(рисование): Тема:
«Птицы родного
края!».
4 Художественно
эстетическое
развитие (лепка
сюжетная) Тема:
«Лебёдушка».
5 Художественно
эстетическое
развитие
(аппликация)
Тема:
«Гриб боровик»
оттягивать от всего
куска пластилина такое
количество материала,
которое понадобится для
моделирования шеи и
головы птицы; свободно
применять знакомые
приёмы лепки
(вытягивание, загибание,
прищипывание,
сглаживание пальцами
или влажной тряпочкой)
для создания
выразительного образа.
Развивающие: развивать
чувство формы и
пропорций.
Речевые: учить
аргументированно и
развернуто оценивать
изображения, созданные
как самим ребёнком, так
и его сверстниками.
Воспитательные:
воспитывать интерес к
познанию природы и
более тонкому
отражению впечатлений
в изобразительном
творчестве.
Образовательные:
формировать
композиционные умения –
размещать основу
картины в центре;
учить делать аккуратные
обрывы по контуру.
Развивающие: развивать
навыки выполнения
аппликации методом
обрывания; развивать
навыки сочетания
различных видов
аппликации для
получения
8
стихотворения С.
Есенина
«Лебёдушка».
2.Рассмвание
иллюстративного
материала
3. Физминутка.
4. Творческая
практическая
деятельность
(демонстрация
приёмов работы,
работа детей)
5. Рефлексия
(выставка работ,
подведение итогов)
6. После занятия:
чтение рассказа С.
Аксакова «Лебедь».
Дети,
воспитатель.
1. Загадывание
загадок о грибах.
2. Д/и: «Кто
лишний».
3. Повторение правил
поведения в природе.
4. Рассматривание
иллюстративного
материала
5. Физминутка.
6. Творческая
практическая
деятельность
(демонстрация 6 Познавательное
развитие
(расширение
кругозора детей)
Беседа по теме:
«Красная книга
природы»
7
Речевое развитие
(понимание на слух
текстов различных
жанров детской
литературы)
Рассказ К.
Ушинского:
«Четыре желания»
Дети,
воспитатель.
Дети,
воспитль.
приёмов работы,
работа детей)
7. Рефлексия
(выставка работ,
подведение итогов)
1. Проблемные
вопросы.
2. Д/и: «Собери
пазл», «Кто лишний»,
«Найди животное»,
«Раз, два, три –
покажи».
3. Отгадывание
загадок.
4.Составление
правил поведения в
природе.
5. Итог.
6. Рисование на тему:
«Красная книга» в
самостной
деятельности.
1. Беседа
2. Загадки
3. Рассматривание
иллюстраций
4. Моделирование
5. Лексико
грамматические
упражнения
6. Чтение рассказа
7. Сюрпризный
момент.
выразительного образа
Воспитательные:
Вызвать желание детей
передавать характерные
признаки объектов:
поддерживать личностное
творческое начало.
Образовательные:
Закреплять знания детей
о среде обитания
животных, занесенных в
Красную книгу;
Разъяснить
необходимость создания
Красной книги.
Развивающие:
Формировать обобщенные
представления детей о
том, что человеку
необходимо оберегать
животный и растительный
мир;
анализировать, делать
выводы.
Воспитательные:
Воспитывать у детей
бережное отношение ко
всему живому на Земле.
Образовательные:
Учить пересказывать
текст точно
последовательно с
наглядной опорой в виде
графических схем,
отображающих
последовательность
событий.
Развивающие:
Развитие навыков
планирования пересказа
текста (с опорой на
наглядность);
закрепление навыков
грамматически правного
9 оформления
высказываний;
актуализация словаря по
теме «Времена года»;
подбор синонимов,
антонимов, родственных
слов. Воспитательные:
Воспитывать у детей
правильное отношение к
природе.
Способствовать обучению
детей воспринимать
образное содержание
произведения,
внимательно слушать и
беседовать по
содержанию.
8 Речевое развитие
(понимание на слух
текстов различных
жанров детской
литературы).
Чтение
художественй
литературы.
Способствовать развитию
мелкой моторики,
развитию внимания,
фантазии, воображения,
творческих способностей
детей.
9 Художественно
эстетическое
развитие
(реализация
самостной
творческой
деятельности
детей)
Рисование по теме:
«Красная книга
природы», «Мой
родной край»,
«птицы родного
края»
1. Т. А. Шорыгина.
Сказкиподсказки.
Познавательные
сказки. Беседы с
детьми о Земле и ее
жителях. Сфера,
2014.
2. СоколовМикитов
«Листопадничек»
3. Г. Снегирёв
«Пингвиний пляж»
4. Д. Мамин
Сибиряк «Серая
Шейка».
5. Н. А. Некрасов
«Дед Мазай и
зайцы».
6. Н. С. Сладков
«Лесные сказки»
1. Раскраски
2. Картинки по теме.
3. Фотоматериал по
теме.
Дети,
воспитль,
родители.
Дети,
воспитатель,
родители.
10 Социально
коммуникное
Способствовать
расширению
1. Свободное
рисование по
Дети,
воспитль,
10 представлений детей о
том, какие действия
вредят природе, портят
ее, а какие способствуют
ее восстановлению.
желанию детей по
просмотру этих
фильмов.
родители.
развитие (развитие
социального и эмоц
ного интеллекта
детей)
Просмотр
мультфильма
КОАПП «Зелёный
остров», докумен
ного фильма
«Обитатели
морских глубин»
Итоговый этап (ноябрь)
№ Образовательная область
Задачи
1 Изготовление макетов:
«Лето», «Зима» и «Круглый
год».
2 Участие в международной
викторине по экологии
3 Презентации детьми на
выбранные темы
4 Презентация проекта «Земля
наш общий дом!»
Способствовать расширению
представлений детей о том, какие
изменения происходят в природе,
способствовать развитию творческого
воображения, фантазии, умению
импровизировать.
Проверка сформированных
первичных знаний по экологии;
о целостном представлении о живой
и неживой природе; Продолжать
развивать познавательный интерес к
миру природы; развивать в детях
внимание, умение логически
мыслить.
Дети продолжают учиться
систематизировать информацию,
использовать полученные знания,
умения и навыки в играх и
практической деятельности.
Прививать детям стремление узнавать
новое, осуществлять поиск
информации самостоятельно и с
помощью взрослых.
Ответствен
ные
Дети,
воспитль,
родители.
Дети,
воспитль,
родители.
Дети,
воспитль,
родители.
Дети,
воспитль.
11 Выводы
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей,
педагогов и родителей. С помощью родителей были созданы макеты: «Круглый
год», «Лето», «Зима», которые заслуженно пользуются вниманием детей и
педагогов. Родители стали нашими активными участниками и помощниками.
Дети получили возможность показать свои приобретенные представления
и умения, проявить фантазию и выдумку, поучавствовать в различных
экологических играх, развлечениях, викторинах.
В процессе реализации проекта у наших детей наряду с развитием
познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились
естественнонаучные представления о живой и неживой природе, проявились
творчество, инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, познавательноисследовательской деятельности. Дети много
знают, задают вопросы взрослым и сверстникам, участвуют в совместных
играх, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, интересуются
причинноследственными связями, пытаются самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать,
экспериментировать. Также произведения детской литературы, просмотры
мультфильмов и документальных фильмов о дикой природе и животных по
данному проекту дали детям установку положительного отношения к миру
вызвали в детях проявление любознательности, что позволило детям выйти для
себя на новый уровень познания через собственные презентации,
подготовленные совместно с родителями, по которым ребята смогли
рассказать своим сверстникам о том, что их взволновало, стало интересным. Я
считаю, что именно эта итоговая работа детей совместно с родителями при
непосредственном участии педагога и стала главным результатом данного
проекта.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей
детей подготовительной к школе группы и объёма информации, которая может
быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их
деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную,
коммуникативную);
самостоятельную игровую деятельность детей.
удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог –
родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
возросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на
Результаты реализации проекта для педагога: повысилась
профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы
работы с детьми в решении вопросов экологического воспитания; повысилось
12 качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по
развитию познавательноисследовательских способностей.
Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировалось
осознанно – правильное отношение к природе, сопровождающееся
определенными формами поведения ребёнка, которые могут служить
критерием оценки уровня его экологической воспитанности, у детей
повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили
информацию и делились ею со своими сверстниками в детском саду.
Результаты реализации проекта для родителей: родители приобрели
представления и практические навыки при взаимодействии с ребёнком;
установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы.
Список методической литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования пилотный вариант)/
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3е, исправленное
и дополненное соответствует ФГОС, МОЗАИКАСИНТЕЗ, Москва, 2015
2. Комплексные занятия по программе «ОТ рождения до школы» Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет), перераб.
– Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО)
3. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения
до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная
группа (от 6 до 7 лет) / авт.сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО).
4. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт. Сост. Т. Г.
Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Серия. «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» Т. А. Шорыгина,
Москва, Издательство ГНОМ, 2014
6. Познавательноисследовательские занятия с детьми 57 лет на экологической тропе / авт.
сост. С. В. Машкова (и др.). – Изд. 3е,испр. – Волгоград: Учитель, 2015 (ФГОС ДО)
7. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.
А. И. Иванова. – М.; ТЦ Сфера, 2008
8. «Красна книга России», «Красная книга Башкортостана».
13 9. СоколовМикитов «Листопадничек», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж»,
Д. МаминСибиряк «Серая Шейка», Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»,
Н. С. Сладков «Лесные сказки» и др..
10. Организация опытноэкспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах.
Выпуск1 / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО
ПРЕСС», 2015 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
(ФГОС ДО).
11. Организация опытноэкспериментальной деятельности детей 27 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2е. – Волгоград: Учитель,
2014. – 333 с.
12. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно
методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014.
13. Развитие речи детей 57 лет. – 3е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой.
– М.: ТЦ Сфера, 2017. – 272с.
14. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Старшая группа. И. А. Лыкова – М.:
«КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007. – 208 с.
15. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. И. А.
Лыкова – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007. – 208 с.
16. Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в
дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1., 2.
О. А. Скоролупова. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
17. Осень: Методические рекомендации по комплексному развитию
дошкольников в процессе общения с природой. Л. И. Марченко. – М.:
Дрофа,1996. – 200 с.: ил.
14
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Проект "Земля наш общий дом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.