Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3
города Галича Костромской области
Индивидуальный итоговый проект
«Фотография в современной жизни»
Выполнила:
Цветкова Юлия, учащаяся 9Г класса
Научный руководитель:
Сизова Ольга Николаевна, учитель музыки
высшей квалификационной категории
Галич
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3
Введение. 5
I. Раздел. Загадочный мир фотографии…... 8
1.1. История развития фотографии. 8
1.2. Виды и жанры фотографии. 10
1.2.1. Виды фотографии.. 10
1.2.2. Основные жанры фотографии (см. Приложение 7) 11
1.3. Развитие фотографии на современном этапе. 12
1.4. Роль фотографии в развитии других наук. 13
1.5. Фотография как вид искусства. 14
II. Раздел. Феномен фотографии глазами подростков. 17
2.1. Роль фотографии в жизни современных школьников. 17
2.2. Контент-анализ интернет-ресурсов по теме исследования. 21
2.3. Путь к шедевру. 22
Выводы.. 22
Заключение. 23
Список литературы. 25
ПРИЛОЖЕНИЯ. 26
Фотография – сравнительно молодой вид изобразительного искусства. Несмотря на то, что история фотографии насчитывает всего каких-нибудь 170 лет, техника и технология ее развивается стремительно и напрямую зависит от научно-технического прогресса. Можно сказать, что общая проблема культуры XXI века, которая обозначена как ее все большая технизация, благотворно сказывается на искусстве фотографии, позволяет полнее проявляться индивидуальному началу и всесторонне реализовывать эстетическую функцию. Но многие современные подростки не обращают на это внимание, делая процесс фотографирования делом обыденным, не выражая собственного отношения не к этому процессу, не к конечному результату. Поэтому, в своей проектной работе мною изучается фотография как вид визуального искусства, рассматривается история его становления, проявление художественного в фотографии, реализация ее эстетических функций и художественных образов.
Фотография относится к группе изобразительных искусств, то есть таких, которые человек воспринимает визуально, к этой же группе искусств относится живопись, скульптура, кино. По-другому, такие искусства называются пластическими или изящными, их можно посмотреть и потрогать, то есть они существуют в материальном выражении (в пространстве и времени). Этой группе искусств присущи сходные средства художественной выразительности, о которых пойдет речь в настоящей работе.
Исследование «Роль фотографии в жизни современных школьников» посвящено изучению культурной практики, связанной с феноменом фотографии в современном российском обществе.
Цель исследования – выяснить отношение подростков к фотографированию, семейным традициям, связанным с хранением фотографий и интереса к фотографиям предков. Главный метод исследования - анкетирование. Полученные с помощью анкет данные были проанализированы и представлены в виде таблиц и диаграмм.
Вспомогательным методом для общей картины исследования и ответом на поставленный вопрос – «Какую роль играет фотография для современного общества?» мною был использован контент-анализ форумов и социальных сетей, в котором я изучила сообщения и высказывания пользователей на эту тему.
Исследование выявило значительные перемены в культурной практике, связанной с фотографией.
В процессе работы потребовалось обращение к различной специальной литературе по психологии, по истории и искусству фотографии. Особенно ценным было знакомство с книгой В.В. Нурковой «Зеркало с памятью: феномен фотографии: культурно-исторический анализ», в которой она рассматривает различные аспекты значения фотографии в жизни человека.
Проведя ретроспективный анализ вхождения фотографии в жизнь общества, В.В. Нуркова отметила, что она попала в жизнь человека очень резко и сразу стала популярной. Это свидетельствует о том, что она удовлетворила многие потребности человека, которые непременно менялись в период с середины XIX века и претерпевают изменения до сих пор.
Одна из важнейших функций фотографии - функция носителя персональной идентичности: «Обретение, сохранение, утверждение и трансляция своей оригинальной идентичности являются, по-нашему мнению, хронологически первой психологически значимой функцией фотографии».[2 с. 36] Фотография стала объектом коммуникации, т.к. в ней видели средство сохранения памяти о себе. В это время сбывается всеобщая мечта, озвученная Леоном Видалом: «Снимать так легко, как говорить прозой, просто не замечая, что делаешь нечто необычное».
Важной функцией фотографии будет и создание с помощью фотоснимков «виртуальных сообществ». Как пишет В.В. Нуркова: «Мир чужих фотографий и отображенных в них образов жизней может быть интериоризирован личностью и стать виртуальным пространством собственного самоопределения».[2. С.87]
Ещё функциями фотографии являются и то, что это средство сохранения воспоминаний о важных и ярких событиях жизни, средство реализации функций автобиографической памяти, функция артефакта жизни: «фотография как свидетельство того, что жизнь героев фотоснимка имела место быть».
Фотография как культурно-исторический феномен продолжает развиваться. Это могут отметить представители даже старшего поколения, начавшего успешно осваивать цифровую фототехнику.
Познакомившись с книгой Вартанова А.С., Луговьера Д.А. «Учись фотографировать», из первой её части «Фототехника» я узнала, как использовать аппаратуру, фотопринадлежности и фотоматериалы, чтобы получить технически грамотный снимок. Вторая часть книги – «Фотоискусство» - посвящена проблеме творчества. В ней рассказано о выразительных средствах фотографии, основных ее жанрах, о разнообразии стилей и авторских манер. В книге много иллюстраций разных фотомастеров. Рассчитана на широкий круг фотолюбителей, желающих посвятить свой досуг творчеству.
Живя свой век грешно и свято,
недавно жители земли,
придумав фотоаппараты,
залог бессмертья обрели.
Что - зеркало?
Одно мгновенье,
одна минута истекла,
и веет холодом забвенья
от опустевшего стекла.
А фотография сырая,
продукт умелого труда,
наш облик точно повторяет
и закрепляет навсегда.
Ярослав Смеляков
Проснувшись утром, что вы обычно делаете? Скорее всего, многие тянутся к смартфону и начинают пролистывать свою новостную ленту Вконтакте, Facebook или Twitter, но одной из самых популярных социальных сетей за последние несколько лет стал Instagram. Некоторые люди уже не могут представить своей жизни без него. Выставление своих фотографий стало целым ритуалом. Благодаря им, стало легче всего передавать эмоции и сам момент действия.
Фотография является неотъемлемым спутником жизни. Несмотря на доступность процесса фотографирования, от фотокамеры в телефоне до профессиональной зеркальной и популярного селфи - разновидности автопортрета, осмысленный подход к процессу фотосъемки теряет свою значимость, в то время как во времена, когда фотография не была столь распространена, к ней подходили с большей осознанностью.
Мы настолько привыкли к фотографии, которая стала нашим «вторым зрением», что почти не задумываемся, каково её место в жизни современного общества, а то и просто не замечаем её, как самое обыденное явление.
Проблема исследования заключается в утрате интереса людей искусством фотографии, историей её развития, техническими особенностями, её теоретическими аспектами. В школах мало уделяется внимания изучению данной темы, несмотря на изменения, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах. Так, одним из результатов изучения изобразительного искусства в школе является приобретение опыта работы различными художественными материалами, в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). Но, даже с внедрением новых образовательных стандартов на данный момент наблюдается недостаточное информирование учащихся о фотоискусстве, наблюдается низкий интерес школьников к данной теме.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между объективной потребностью в повышении культурной просвещенности населения и недостаточной разработанностью данного вопроса в системе образования. Поэтому, в данной работе я уделю внимание на возможность приобщения школьников к искусству фотографии в ходе эстетического воспитания на уроках и внеурочной деятельности в школе через знакомство с её историей, развитием, видовым и жанровым разнообразием.
Объект исследования: история возникновения и развитие фотографии.
Предмет исследования: отношение современного общества к фотографии.
Цель: выяснить какое место и роль занимает фотография в жизни современного человека и общества.
Гипотеза: с полной уверенностью я могу утверждать, что, открыв память чьего-либо ноутбука, планшета или смартфона, сможем там найти хотя бы одну фотографию владельца, которую он сделал сам и что эта фотография является отражением реальной жизни человека, которую он делает для того, чтобы поделиться своей жизнью с окружающими.
Задачи:
· познакомится с историей развития фотографии, её видами и жанрами;
· показать, как происходит развитие фотографии на современном этапе;
· обозначить значимость фотографии в развитии других наук;
· определить сущность фотографии как вида искусства и привлечь к нему внимание;
· выяснить отношение современных подростков к фотографии и фотографированию;
· разработать «Правила создания художественной фотографии. Полезные рекомендации»
Методы исследования:
сбор информации, контент-анализ, наблюдения, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, создание презентации.
Этапы исследования
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
– изучить и проанализировать познавательную и научную литературу. |
- самостоятельное размышление; - изучение информационных источников; - поиск необходимой литературы. |
Сентябрь 2019 – январь 2020 |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
провести: – контент-анализ, – анкетирование обучающихся – разработать «Правила создания художественной фотографии. Полезные рекомендации» |
- наблюдение; - анализ; - сравнение; - анкетирование |
Январь 2020 – февраль 2020г. |
3 этап. Практическое использование результатов |
– обобщить изученную информацию; - оформить исследовательскую работу; - оформить презентацию проекта; – оформить буклет по теме исследования. |
- систематизация; - отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) |
Февраль 2020 – апрель 2020 г. |
Теоретическая значимость работы будет состоять в обобщении информации об истории и современном состоянии фотографии, её роли как одного из вида искусств в эстетическом воспитании школьников.
Практическая значимость проектной работы будет заключатся в том, что данные материалы могут быть включены в тематику уроков изобразительного искусства в школе, использованы учителями на классных часах, в беседах со школьниками, они будут способствовать развитию интереса учащихся к искусству фотографии. А с помощью практических рекомендаций по созданию художественной фотографии, можно будет научиться делать снимки, имеющие художественную ценность и значимость.
В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией. Фотография мумифицирует время.
Анри Базен
Фотография давно фиксирует самые разнообразные события в жизни человека со дня рождения и до глубокой старости, составляя неповторимую фотолетопись его жизни. Мы бережно храним снимки наших друзей, близких, родных, ушедших из жизни дедов и прадедов. Фотография заняла видное место в духовной культуре современного общества как один из видов искусства. Без научной фотографии трудно представить любую область науки.
Этим и обусловлено важность изучения фотографии, истории ее развития. А с усовершенствованием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают вопрос изучения фотографии особенно актуальным.
Увлечение фотографией стало особенной приметой времени. Так как ею занимаются многие люди разных возрастов и самых разных профессий. А благодаря современным технологиям, фотография стала могучим средством человеческого познания.
А с чего же все начиналось?
Обратимся к истории развития фотографии.
Само слово фотография произошло (от греческих фото – свет и граф - рисую, пишу) – рисование светом. Светопись была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд учёных многих поколений разных стран мира.
Первый человек, которому принадлежит заслуга первых шагов в создании фотоаппарата был арабский ученый Ибн-аль-Хайсам. Ученый взял ящик квадратной формы и в одной стенке сделал отверстие, напротив которого были размещены несколько свечей. Альгазену (так его называли в Европе) принадлежит открытие, суть которого заключается в том, что если перед отверстием будет размещен непрозрачный предмет, то на предмете можно будет заметить перевернутое изображение свеч. Это открытие через 200 лет назвали камерой – обскура (другое название «темная камера»). Ибн-аль-Хайсам признан человеком придумавшим устройство первой камеры.
Первая опубликованная иллюстрация камеры-обскуры, которая регистрирует солнечное затмение относится к 24 января 1544 г. Рисунок сделан голландским ученым шестнадцатого века Рейнером Гемма-Фрисиусом (см. Приложение 1).
Следующий этап в развитии фотографии относится к 1725 г, когда Иоган Гейнрих Шульце (1687-1744), физик, в 1725 г. получил изображение на посеребренном меле. Его открытие дало толчок для серии экспериментов в химии которые через 100 лет привели к изобретению фотографии.
Изобретателем же фотографии принято считать француза Жозеф Нисефор Ньепс, который в 1826 г. сделал первый снимок «Вид из окна» (см. Приложение 2), экспозиция шла 8 часов при ярком свете на оловянной пластине покрытой асфальтом. Изображение рельефное и его легко множить. Как мы видим качество изображения оставляло желать лучшего. Но это был гигантский шаг к дальнейшему развитию фотодела.
Вскоре в 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром (см. Приложение 3). Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия. Дагеротипия, стала началом истории развития фотографии, как нового способа взаимодействия человека с окружающей его реальностью
Практически в то же время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения негативного изображения, которое назвал колотипией (бумага пропитывалась хлористым серебром, после экспозиции получался негатив) (см. Приложение 4). Время экспозиции 1 час. Способ позволяет размножить с негатива любое количество позитивов. Его изобретение, ещё больше популяризовало фотографию среди широких масс.
Следующим шагом становится изобретение цветной фотографии в середине XIX века.
17 мая 1861 года великий английский физик Джеймс Максвелл получил с помощью фотографических методов первое в мире цветное изображение (см. Приложение 5). Тем самым он доказал трехкомпонентную (красный, зеленый и синий цвета) теорию зрения и указал путь создания цветной фотографии.
В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. Русские ученые не только проявили живой интерес к факту открытия фотографически процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (Fritzsche) (1802 - 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.
В 1889 г. в истории развития фотографии появляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру "Кодак", подходящую специально для этой фотопленки (см. Приложение 6). В будущем, название "Kodak" стало брэндом крупной компании.
В XX столетия началось самое интересное. В1903 году братья Люмьер создали процесс "автохром", при котором экспозиции длилась при хорошем освещении 1-2 секунды, а на пластинке получался цветной позитив.
В 1935 г. компания "Kodak" выпускает в массовое производство цветные фотопленки "Кодакхром". Но еще долгое время при печати их надо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.
В 1963 г. представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где фотография печатается мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Достаточно было просто подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке начали прорисовываться контуры изображений, а затем проступала полностью цветная фотография хорошего качества. Еще 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid будут занимать ведущие по популярности места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.
В 1980 г. компания "Sony" готовит к выпуску на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое изображение сохранялось на гибком флоппи-диске, который можно было бесконечно стирать для новой записи
Первая полноценная цифровая камера выпущена компанией Kodak в 1990 г.
На современном этапе развитие фотографии идет быстрыми темпами. Арсенал фотографов все более расширяется.
В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на плёночную и цифровую. Плёночная фотография – основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Цифровое фото – в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических разрядов, но не происходит химической реакции.
Также фотографии делятся на чёрно-белые снимки и цветные. Чёрно-белая фотография – исторически первый вид. После появления цветной фотографии, черно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.
Моментальная фотография – разновидность фотографии, использующей специальные фотоматериалы, обладающие более сложным устройством, чем традиционные. Такие фотоматериалы содержат встроенные контейнеры с реактивами для химической обработки фотослоёв, и автоматически проявляются сразу после съёмки, давая готовое позитивное изображение. Самым известным производителем таких фотокомплектов стала компания Polaroid, основателем которой — Эдвином Лэндом — изобретён принцип переноса изображения.
Портрет - это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, скульптуры, графики, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Пейзаж (фр.Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Фотоохота (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта — спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); — познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии в которой документальность рассматривается как основное требование; — художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства — в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.
Макросъёмка (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта).
Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер — около 1 метра).
Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале — фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры). Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.
Репортаж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа – необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.
Если бы люди 17-18 века оказались в современной реальности, они бы просто с ума сошли от обилия современных автомобилей, смартфонов и им показалось бы, что они попали в настоящую сказку, если бы перед ними открыли современный ноутбук с морем изображений. Ведь то, что дано было видеть избранным только во сне давно уже стало реальностью, в том числе и рисование светом – то, о чём они мечтали на протяжении стольких веков. Лозунг художников импрессионистов – остановись мгновенье, ты прекрасно – благодаря современной фототехнике стал большей реальностью, чем полотна художников их времени.
Сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла в нашу жизнь.
Человеческая память со временем перестаёт хранить мелкие детали, они обесцвечиваются и постепенно забываются. А вот фотографии «не стареют», они даже через много лет с точностью передают в одном кадре то, что было запечатлено когда-то. Фотографии – своего рода машина времени, возвращающая нас назад, или передающая характер и дух прошедшей эпохи.
Ещё с помощью фотографирования человек приобщается к прекрасному, развивается эстетический вкус, любовь к окружающему миру.
Сегодня возможность сделать себе красивые снимки, пополнить свой домашний фотоархив есть у каждого. Процесс развития фотографии зашел столь далеко, в фотографии появляются свои жанры и разновидности. Можно сказать, что фотография становится видом искусства. Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Сегодня конечно же изменилось практически все.
В современном мире вместо камеры-обскуры мы держим в руках фотоаппарат, отверстие в стене заменили объективы с множеством линз и сложной оптической схемой, а вместо асфальтовой пластины Ньепса и листа бумаги Тальбота уже используется цифровая матрица. Не изменился разве что основной принцип образования фотографии. Как и раньше, фотография – это проекция изображения, зафиксированная на поверхности светочувствительного материала.
Что бы вы не думали, но метод камеры-обскуры сегодня все еще продолжает использоваться некоторыми современными фотографами. Существует так называемая техника «безобъективной фотокамеры», или «пинхола» (такая камера еще называется «стеноп») (см. Приложение 8). Пинхол – это фотоаппарат без объектива, вместо которого используется малое отверстие. Под такую технику можно адаптировать любой фотоаппарат.
Такой фотоаппарат позволяет получить фотоснимки с своеобразным мягким рисунком, полным отсутствием перспективных искажений и большой глубиной резко изображаемого пространства.
Процесс становления продолжается, в определенном смысле сейчас мы переизобретаем фотографию: она стала не просто медиумом, а разменной монетой для обмена информацией в коммуникационном обществе. Изображения работают быстрее слов, вырабатываются новые коды, которые считываются бессознательно, и наш способ видения продолжает меняться.
С другой стороны, идет процесс интеграции в поле современного искусства с его традицией и интеллектуальной повесткой дня: сегодня фотография активно осмысляет политические, социальные и антропологические вопросы, особенности нашей самопрезентации, способность работать с визуальной информацией и степень доверия к ней. Фотография оказалась нечто большим, чем просто машиной, она стала «протезом» для глаза и сознания, посредством которого мы действуем в реальности.
Следует учесть, что визуальность (будь то фотография, кино, визуальные медийные образы) — это опорный вид существования современной социальности и культуры. Визуальная культура – не просто часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность. Общность нашей культуры формируется в окружающих нас телевидении, Интернете, искусстве, рекламе, журналах, прессе. Но базисом этого процесса явилась фотография, поэтому она в центре нашей темы исследования.
Фотография дала нам не только новые яркие формы искусства, но и нашла большое применение в науке, промышленности, торговле. В настоящее время нет таких областей человеческой деятельности, где бы не применялась или не могла быть успешно применена фотография. Это естественно, потому что с фотографией в том или ином ее виде постоянно приходится иметь дело многим миллионам людей самых разных профессий.
В первые годы после своего возникновения, фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Сейчас фотография имеет широкое применение.
В науке она давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в наш видимый мир, но и даже в глубины микрокосмоса. Например, съёмки поверхности Земли, которые осуществляют искусственными спутниками, дают необходимую и важную информацию для развития многих современных наук.
Большую роль фотография играет в развитии астрономии, биологии, химии, географии, геологии, в медицине (так в 1896 г появился первый рентгеновский снимок, спустя ровно 70 лет после первой фотографии (см. Приложение 9). Фотография проникает всюду – от мира молекул и атомов до мира сверхдальних звёзд. При этом она не только наблюдает и протоколирует, но и исследует, помогая учёным проникнуть в тайны невидимого и недоступного.
Также фото нашло применение в юриспруденции, криминалистике. Они служат доказательной базой, проливают свет на произошедшие события.
Ещё фотографию называют языком визуальной информации. Ведь сегодня люди не представляют себе газеты, книги или журналы без фотографий. Ведь люди зрительную информацию ценят больше, чем текстовую. Также прочное место фотографии заняли в выставочных залах, на стендах и в музеях.
И конечно же фотография помогает нам запечатлеть как счастливые, так и трагические моменты истории.
Еще одна тема для споров и исследований — фотография как вид искусства. В каком случае об этом можно говорить всерьез?
То самое, что восхищало людей в фотографии (камера все делает автоматически), одновременно и ставилось фотографам в упрек. Даже сегодня можно услышать такой тезис: «Разве это может быть искусством, если ты просто нажимаешь на кнопку?»
Если отвечать коротко: да, может.
Изначально фотография мыслилась в контексте науки, как подспорье для исследователей, затем художники начали использовать снимки в качестве сырья для своих работ, и уже позднее появились авторы, такие как Шарль Нэгр, Оскар Густав Рейландер, Джулия Маргарет Камерон и пикториалисты, сблизившие выразительные средства фото и живописи. В начале XX века в фотографию пришли авангардные практики, затем модернизм и постмодернизм. Десятилетиями выстраивался язык фотографии как искусства, которое вышло из тени живописи и стало лидирующей формой выражения человеческого видения. Однако сейчас, когда фотография стала доступным каждому средством коммуникации в социальных сетях, снова возникает вопрос о том, что именно является критерием для опознания художественности того или иного снимка.
Когда фотография только появилась, она была в большей степени технологией, соответственно, рассмотрение ее как вида искусства и творческой деятельности произошло не сразу. Первый фотографы упражнялись в увеличении и уменьшении времени выдержки и нахождении наиболее подходящих светочувствительных веществ. В 1839-1840-х годах фотография рассматривалась как документ, как отпечаток эпохи или какого-то культурного объекта, но не времени, ведь запечатлеть движущиеся фигуры пока еще было невозможно.
Однако, практически сразу же, фотография стала восприниматься не только в качестве инструмента документирования, но и для создания портретов. Именно с этого момента можно говорить о том, что она как бы примеряет на себя функции и характеристики искусства.
Портретная фотография очень схода с портретной живописью. Качество и похожесть фотопортрета во многом зависят от мастерства фотохудожника, так же как от таланта живописца зависит красота написанного им портрета. Как существовали живописцы талантливые и не очень, так и среди фотохудожников были истинные мастера, а бывали и подмастерья. Получается, что для создания истинных произведений фотоискусства художник должен обладать художественным дарованием, навыком построения композиции, умением улавливать игру светотени, способностью создавать фон для портрета.
Портреты в основном пишутся с натуры. Если взглянуть на картины великих художников, то можно увидеть, что эффект объемности и живости фигур и лиц достигается с помощью правильного наложения светлых и темных оттенков, использования светотени. Фотографии подобную объемность придает освещение. Главной задачей любого портретиста, будь то фотограф или художник, является овладение навыком работы со светом.
Свет хорошо располагается на ткани, вот почему на многих ранних фотографиях фигуры или фон задрапированы бархатом или шелком. Драпировка на фотографиях перекликается с искусством скульптуры. Скульптору важно передать изгибы тела, его мышцы и сухожилия, драпировка помогает придать скульптуре динамичность, чуть сгладить статичность фигуры. То же касается и фотоискусства.
Искусство фотографии заключается еще и попытках преодоления несовершенства технологии. Фотохудожники ставили эксперименты со светом (съемка в дневное или вечернее время, при искусственном или естественном освещении). Некоторые старались усовершенствовать материал с которым имели дело, например ретушировали сами негативы, делая лица людей белее и без изъянов, что очень нравилось заказчикам. Сегодня ретушь негатива с успехом заменил Фотошоп.
Фотосъемка людей производилась не только в ателье, известны и постановочные сцены: за работой, в кругу семьи, на отдыхе, в национальных костюмах или жанровых сценках (см. Приложение 10). Творческому гению фотохудожника открывался большой простор для фантазии.
Для того, чтобы какое-то явление или феномен можно было назвать искусством, оно должно отвечать одному очень важному принципу, а именно: отражать творческое видение деятеля искусства (художника, композитора, поэта). Фотография в полной мере соответствует этому принципу, поскольку всякая фотография, даже и любительская отражает творческий замысел ее автора, даже если автор намеревался сделать обычный автопортрет (или, как говорят сегодня, «селфи»). Творческим выражением в данном случае является выбор позы, места съемки, композиционного решения.
Каждый вид искусства обладает собственным хужожественным языком. Язык фотографии – это визуальные образы, созданные с помощью света, то есть сам свет – это и есть тот язык, на котором с нами разговаривает фотохудожник.
Особенность фотографии как вида искусства заключается еще и в том, что в ней как бы соединяется и объективная реальность, и видение этой реальности фотохудожником, по сути на видимую реальность накладывается его творческий отпечаток. На одной и той же фотографии разные люди могут увидеть разные вещи, художник может что-то утаить, а что-то наоборот гиперболизировать, выдвинуть на первый план. Настоящие художники всегда оставляют для зрителя некую загадку и недосказанность, это незавершенность и производит наиболее сильное впечатление, заставляют возвращаться мысленно к образам на фотографии, объяснять их присутствие в кадре.
Поскольку фотография относится к изобразительным искусствам она многое взяла у живописи и скульптуры. История фотографии насчитывает всего каких-то 170 лет, поэтому можно сказать, что как вид искусства она находится в стадии становления.
Искусством помимо собственно фотографирования выступают еще и композиционные решения фотохудожников, и фотомонтаж. На заре фотографии для фотомонтажа два или более изображений на негативах соединяли вместе при проявке на позитив, или же на одну пластину производили две или более фотографий. Получается, что фотомонтаж – в чистом виде искусство, поскольку художник здесь создает совершенно новую реальность. Подобное трюкачество роднит фотографию с искусством кинематографа и телевидения.
Сегодня фотография является и техникой, и искусством. Журналисты делают фотографии-документы, на которых запечатлены события, люди, стихийные явления. Такая фотография называется документальной. Но и художественной фотографии нашлось место в бурном потоке современной жизни. Художественную фотографию по-другому называют «пикторализмом» (от английского picture – картина). Этот термин подчеркивает связь фотографии с живописью и скульптурой, ее подражательный характер (а мы знаем, что любое искусство – это подражание действительности), но и творческое начало художника, заключающееся в выборе выразительных средств, композиционном решении и игрой со светом и тенью. В случае пикторализма фотоискусство перенимает и соединяется с традициями пластических искусств и встает с ними в один ряд.
Сегодня фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий, доступностью информации съемка людей и предметов на фотокамеру наполняется совершенно новым смыслом. Еще 2-3 десятка лет назад к услугам фотографа прибегали лишь в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как был востребован максимально. И если в те времена позволить себе настоящий зеркальный фотоаппарат могли лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих. Набирает популярности и жанровая съемка, когда фотохудожник ставит перед собой задачу не только запечатлеть происходящие события, но и сделать каждый снимок художественно наполненным. Ведь жизнь сама подбрасывает сюжеты, которые хочется воспеть в монохроме или цвете: трогательная хрупкость невесты, незащищенность новорожденного, красота родной земли, мудрость, отражающаяся в окруженных морщинками глазах, игра солнечных лучей на дощатом полу...
Я задала себе вопрос - для чего людям ежедневно делать миллионы фотографий, которые через короткое время забудутся или отправятся в «корзину»? Что движет человеком совершать это действие? «Мотив – вот ключ ко всем поступкам!» сказал французский писатель Бернар Вербер. Если взять за основу рассуждений классификацию человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, то получается, что современному подростку не хватает потребности в общении, внимания к себе, самореализации. В эту группу войдет большое количество фотографий типа «selfi» - автопортреты на телефон, «я и достопримечательность». Основное достоинство таких фотографий - бренд используемой фототехники, где технологическое качество изображения на высоком уровне, а художественная ценность низка. Мотивация сверстников, делающих такие снимки, попытка самоутвердиться. Следовательно, фотография является не целью, а инструментом достижения какого-либо социального статуса, где содержанию фотографии не придается важное-значение. Акцент сделан на бренде «крутого смартфона». Значит критическое отношение к отснятому материалу со стороны автора отсутствует, потому что нет потребности в совершенствовании творческих фотографических навыков. Другое дело, когда создается фотоархив, желание сохранить для потомков историю своей семьи, тогда фотография - документ, цель которого запротоколировать для истории какое-либо событие. Отсутствие потребности творческого роста и критического анализа в данном случае, возможно оправданы. Если у человека есть потребность достичь успеха в фотографии, то это подталкивает фотолюбителя заниматься самообразованием. Учиться проводить анализ своих и чужих фоторабот. На этом этапе фотография подвергается критическому восприятию автора и может стать художественным произведением. Большинству людей творческий подход к фотографии неинтересен, потому что их мотивация направлена на удовлетворение других потребностей. Критическое отношение к снимкам будет у тех фотолюбителей, которые стремятся что-либо доказать себе или окружающим. Появившаяся потребность в признании, самовыражении заставит человека искать, экспериментировать, пробовать.
Для получения основной информации было проведено анкетирование учащихся 7-9 классов в количестве 40 человек. С помощью анкеты предполагалось выяснить отношение учащихся к процессу создания художественных фотоснимков, а также частоте фотографирования различными способами (см. Приложение 11).
Первый вопрос анкеты («Выберите утверждение или составьте текст своего утверждения, которое отражает Ваше отношение к фотографированию») предусматривал четыре варианта ответа на выбор и возможность собственного высказывания.
Таблица №1
Варианты ответов |
Девочки |
Мальчики |
Все респонденты |
Я люблю фотографироваться и рассматривать свои фотографии |
66% |
34% |
52% |
Я не люблю фотографироваться, но мне интересно рассматривать свои фотографии, сделанные кем-то, когда-то… |
9% |
32% |
19% |
Я не люблю фотографироваться и рассматривать свои фотографии |
7,1% |
4,5% |
6% |
Я равнодушен (-на) к фотографированию и к своим фотографиям |
7,1% |
25% |
15% |
Другой вариант |
10,8% |
4,5% |
8% |
Как видно из таблицы, более половины респондентов, а именно 52%, указали, что любят фотографироваться и рассматривать свои фотографии. Меньшее число респондентов (19%) сказали, что не любят фотографироваться, но им интересно рассматривать свои фотографии. Немного меньше респондентов ответили, что равнодушны к фотографированию и фотографиям. Таких оказалось 15%. Только 6% респондентов заявили, что не любят фотографироваться и рассматривать свои фотографии.
В разделе «другой вариант ответа» был зафиксирован ответ «Я люблю фотографировать, но не люблю фотографироваться» (6%) и «Я люблю фотографироваться, только когда подготовлена. Не люблю неожиданных съемок» (2%).
Что касается распределения ответов по гендерному признаку, то здесь обнаружились вполне ожидаемые результаты. Как и предполагалось, девочки отдали предпочтение варианту «Я люблю фотографировать и рассматривать свои фотографии». Так ответили 66 % девочек. Самые низкие и равные результаты получили варианты «Я не люблю фотографировать и рассматривать свои фотографии» и «Я равнодушна к фотографированию и к своим фотографиям» - 7.1%.
Чуть больше трети мальчиков (34%) выбрали ответ «Я люблю фотографировать и рассматривать свои фотографии», чуть меньше трети - «Я не люблю фотографировать, но мне интересно рассматривать свои фотографии, сделанные кем-то, когда-то…» (32%). Таким образом, было выявлено, что интерес к своим собственным изображениям на фотографиях обнаруживает 68% мальчиков. Только 6% мальчиков отметили, что не любят не только фотографироваться, но и рассматривать свои фотоизображения.
Можно предположить, что респонденты, заявившие об отсутствии интереса к своим фотоизображениям, были в своих ответах не вполне искренни. Возможно они не хотели показаться излишне себялюбивыми. Другая, более глубокая причина, может быть связана с заниженной самооценкой из-за излишне критического отношения к своей внешности.
На 2 вопрос: «Фотоаппарат - необходимая вещь в наше время?» 84% респондентов ответили «да», 9% - «нет»; не смогли ответить на этот вопрос 7%. Следовательно, большинство детей считают, что фотоаппарат необходимая составляющая нашей жизни.
На 3 вопрос: «Какие бывают фотоаппараты?» 59% опрошенных ответили «цифровые»; 35 % - «пленочные», а 6% - «другое». Вывод - большинство школьников знают виды фотоаппаратов.
Следующие вопросы анкеты предусматривали выявление частоты, объектов и способов последующего хранения фотоснимков, сделанных с помощью камеры мобильного телефона, планшета или фотоаппарата.
Выяснилось, что старшеклассники фотографируют на камеру смартфона, несколько чаще, чем любительским фотоаппаратом:
Таблица 2
Варианты ответов |
Девочки |
Мальчики |
Все респонденты |
Телефон (смартфон) |
91% |
70,5% |
80,8% |
Фотоаппарат |
9% |
29,5% |
19,3% |
Как видно из таблицы, девочки выказали предпочтение такому способу фотографирования – 91% против 70,5%.
С точки зрения частоты фотографирования дело обстоит следующим образом:
Как часто?
Таблица 3
Варианты ответов |
Девочки |
Мальчики |
Все респонденты |
Каждый день |
15,7% |
12,9% |
14,3% |
Несколько раз в неделю |
31,3% |
29% |
30,2% |
Несколько раз в месяц |
7,8% |
6,5% |
7,2% |
По праздникам |
3,9% |
0% |
2% |
Редко |
41,1% |
51,6% |
46,4% |
Как видно из таблицы, наибольшее количество респондентов (46,4%) указали, что фотографируются таким образом редко.
Что касается распределения ответов по гендерному признаку, то здесь можно увидеть такие же результаты: то, что фотографируются редко, сказали 41,1% девочек и 51,6% мальчиков. Стоит отметить, что мальчики в своих ответах совсем не указали вариант «по праздникам».
Следующий вопрос, который был предназначен для выяснения объектов фотографирования, предусматривал четыре варианта ответа («достопримечательности», «животных», «друзей/любимых» и «родственников») и возможность выбора своего варианта ответа.
Что или кого Вы снимаете?
Таблица 4
Варианты ответов |
Девочки |
Мальчики |
Все респонденты |
Достопримечательности |
17,6% |
22,6% |
20,1% |
Друзей/любимых |
60,8% |
32,3% |
46,6% |
Родственников |
54,9% |
16,1% |
35,5% |
Себя |
27,5% |
6,5% |
17% |
Интересные вещи |
13,7% |
51,6% |
32,7% |
Животных |
29,4% |
6,5% |
18% |
Этот вопрос также предполагал возможность выбора не одного, а нескольких вариантов ответа, поэтому сумма процентов по этим ответам не составляет 100%.
Из таблицы можно сделать вывод, что чаще всего на камеру мобильного телефона респонденты фотографирую друзей и любимых. Так ответили 46,6% опрошенных. Реже всего (17%) респонденты фотографируют себя.
Девочки также чаще всего на камеру мобильного телефона фотографируют друзей и любимых – 60,8%. А вот мальчики чаще всего (51,6%) фотографируют, по их словам, «интересные вещи».
Следующий 6 вопрос был направлен на выявление способов хранения фотографий. Он состоял из четырех вариантов и предусматривал возможность выбора своего высказывания.
Как Вы сохраняете эти фотографии?
Таблица 5
Варианты ответов |
Девочки |
Мальчики |
Все респонденты |
В электронном виде |
94,1% |
100% |
97,1% |
Распечатываю |
5,8% |
0% |
2,9% |
В фотоальбомах |
9,8% |
0% |
4,9% |
В рамках |
7,8% |
0% |
3,9% |
В интернете |
2% |
0% |
1% |
Свой вариант |
- |
- |
- |
Подавляющее большинство респондентов ответили, что сохраняют эти фотографии в электронном виде. Так ответили 94,1% девочек и 100% мальчиков. В фотоальбомы и фоторамки попадают соответственно только 4,9% и 3,9% этих фотоснимков. Это можно объяснить худшим уровнем качества фотоснимков, сделанных таким способом, а также тем, что им придаётся меньшая значимость.
На 7 вопрос: «Может ли современный мир развиваться без фотографии?» 89% опрошенных ответили «нет», 4% - «да», 7% - затруднились ответить. Данные результаты говорят о том, что многие дети считают, что без фотографии невозможно развитие современного мира.
На 7 вопрос: «Где фотография нужнее всего?». 57% опрошенных ответили «семейная фотография»; 22% - «искусство»; 9% - «наука»; - 12% - «затруднились ответить». Это значит, что семейные альбомы для детей ценнее всего и они плохо осведомлены о других направлениях использования фотографии (диаграммы см. в Приложении 12).
Контент-анализ (в переводе с англ. contens – это материал, содержание, информация) – это метод с качественно-количественным анализом содержания информации, цель которого – определить различные факты и тенденции, отраженные в этих документах. Главная особенность метода заключается в том, что он изучает содержание, информацию документов в социальном контексте.
Контент-анализ использую параллельно с такими методами как анкетирование. Он является вспомогательным методом для общей картины исследования и ответом на поставленный вопрос – «Какую роль играет фотография для современного общества?». В качестве объекта исследования контент-анализа я использовала сообщения пользователей форумов и социальных сетей. Мною также была разработана таблица контент-анализа, это основной рабочий документ, в котором указано максимальное количество обработанных сообщений и максимальное количество качественных мнений по теме исследования. Были важны количественные и качественные показатели (см. Приложение 13).
Основные выводы по контент-анализу:
– изучено 15 известных форумов и социальных сетей;
– проанализировано 106 мнений по теме исследования;
– все общественные мнения сгруппированы и помещены в таблицу;
– большинство изученных ответов носят положительные отзывы, пользователи отмечают важность фотографии в современном обществе.
Искусство фотографии – очень доступный вид искусства, любой, имеющий цифровую фотокамеру (а сейчас все мобильные телефоны оснащены ею) может за минуту стать фотохудожником. И это замечательно, поскольку приобщение к искусству – прекрасная возможность творческого развития личности, овладения навыками креативного подхода к жизненным ситуациям.
Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - мы называем этот жанр "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.
Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами - не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич - именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.
Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодятся, разработанные «Правила создания художественной фотографии. Полезные рекомендации» (см. Приложение 14).
Современное фотоискусство превращается в сложный жанр, преуспеть в котором дано далеко не всем. Несмотря на обилие фотоконкурсов и выставок онлайн, настоящая съёмка произведений искусства – всё ещё сложный процесс даже с крутой фототехникой. Если история фотографии 19 века позволяла даже простой снимок бабочки сделать редким произведением искусства, то сегодня профессиональными снимками с ней уже никого не удивишь. Да и ни один современный фотограф не станет искать особые приёмы, чтобы совершить переворот в мировой фотографии. И всё же несколько простых приёмов помогут приблизить снимок к шедевру, а, может и превратить его в настоящую бомбу фотоискусства.
В ходе проведенного исследования я сделала вывод, что фотография безусловно важна и применяется в различных областях жизни человека. С помощью фотографий современное общество имеет больше возможностей развиваться, учиться, и мы уже не представляем наш мир без фотографии.
В ходе исследования и изучения темы, я узнала, как зародилась фотография, её виды. Узнала мнение учащихся лицея о фотографировании и фотографиях.
Проанализировав полученные данные, я пришла к выводам: Фотографируют почти все, но критическое отношение к отснятому материалу со стороны автора почти отсутствует, потому что нет потребности в совершенствовании творческих фотографических навыков и как следствие «наводнение» сети интернет фотографиями «однодневками». Таким образом, моё предположение оказалось верным, а цель проекта достигнута.
Отсутствие потребности творческого роста и критического анализа в данном случае, возможно оправданы, потому что пользователи надеются на технологические возможности самой аппаратуры. Взял в руки фотоаппарат, нажал на кнопку и художественный снимок готов. За тебя все сделала техника. Если у человека есть потребность достичь успеха в фотографии, то это подталкивает фотолюбителя заниматься самообразованием. Учиться проводить анализ своих и чужих фоторабот. На этом этапе фотография подвергается критическому восприятию автора и может стать художественным произведением. Большинству людей творческий подход к фотографии неинтересен, потому что их мотивация направлена на удовлетворение других потребностей. Критическое отношение к снимкам будет у тех фотолюбителей, которые стремятся что-либо доказать себе или окружающим. Появившаяся потребность в признании, самовыражении заставит человека искать, экспериментировать, пробовать. Для всех, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, ответ очевиден: фотография - это искусство!
Изучению искусства фотографии в школах уделяется недостаточно внимания. На мой взгляд, уроки изобразительного искусства, посвященные фотографии, практические задания по данной теме, помогут школьникам лучше развить эстетическое восприятие, освоить основные приёмы фото композиции, овладеть теоретическими знаниями по фотографии. Процесс фотографирования сейчас достиг автоматизма, камеры есть почти в каждом телефоне школьников – от учащихся младших классов до старшеклассников. Большинство из них, впрочем, как и люди более взрослые, вообще незнакомы даже с азами фотодела. Начинать обучение основным принципам искусства фотографии следует начинать со школы.
Можно заключить, что за своё недолгое существование фотография смогла несколько раз изменить к себе отношение со стороны общественности. С коммерческого дела она перешла в высокое искусство, а затем опять превратилась в индустрию, но шедевры, которые нам подарили фотографы начала XX века, останутся навсегда. Они существуют как напоминание о том, что раньше люди могли ценить фотографию немного больше, чем мы сейчас.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить, что эволюция фотографии как вида искусства все еще не завершена. Постоянно появляются новые технологии и приемы фотографирования, развивается система знаний о фотографии.
Фотография еще и наиболее популярный и доступный вид искусства, люди любят фотографировать, и не важно, что они снимают себя, своих домашних животных или места, в которых они побывали, важно, что они делают это с радостью. Когда фотографии начнут получаться все красивее и интереснее, человеку захочется больше узнать о том, почему снимки получаются лучше в том, а не ином ракурсе, при том, а не ином освещении и тому подобное. Задавая себе эти вопросы, находя информацию об истории и технологии фотографии, человек сможет совершенствовать свои знания и навыки и овладевать прекрасным видом искусства, которым является фотография.
Следует еще раз подчеркнуть, что фотография относится к изобразительным искусствам, к которым также относятся живопись, графика и скульптура, а значит она вобрала в себя их приемы и традиции.
Художественная фотография, если она создана мастером, говорит со зрителем на языке света, она выразительна, поэтична и передает в объеме изображенные на ней предметы и людей. Искусство фотографии вызывает эмоциональный отклик, позволяют увидеть существующую действительности с точки зрения художника, проникнуть в его творческую лабораторию.
Изучая историю фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое она оказала на развитие всей нашей культуры, а также науки и техники.
Одна из целей фотографии - передача внутренней сути объекта фотографии. В процессе фотосъёмки, главная задача для фотографа – показать зрителю душевное состояние человека, который служил объектом фотосъемки, его переживания, эмоции. Сочетание знаний и навыков при процессе фотосъемки являются в той или иной степени специфическими для создания фотокадров.
Фотографии являются хранилищем визуально запечатленных моментов жизни, выступают связующим звеном между поколениями.
В фотографии главное – это эмоции, личные впечатления, особый взгляд фотографа на окружающее пространство.
Современное искусство живет особенной жизнью, впитывая и отражая все аспекты окружающей жизни. Виды и жанры фотографии с каждым днем пополняются новыми направлениями и течениями, дополняя друг друга. Развитие технологий позволяет не только знакомиться с творчеством лучших мастеров мира, но и использовать достижения науки для собственных творческих нужд. Развивается производство фототехники, оптики, осветительных приборов. В арсенале современного фотографа имеется множество программ для обработки и редактирования снимков. Все это значительно расширяет человеческие возможности и позволяет каждому любителю фотосъемки найти собственную стезю в искусстве.
· Вартанов А.С., Луговьер Д.А. Учись фотографировать – М.: Искусство, 1988 - с.224 с ил. [Электронный ресурс] - http://istoriya-foto.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml (Дата обращения: 08.12.2019г.)
· Нуркова В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. – 287 с.
· Копытин А.И. «Психологические технологии - фототерапия» // Интернет журнал «Школьный психолог» №4/2008 [Электронный ресурс] - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800414 (Дата обращения: 08.02.2020г.)
· Манаев О.Т. Контент-анализ в социологии // Пси-фактор — сайт о современных психотехнологиях [Электронный ресурс] - http://psyfactor.org/lib/kontent.htm (Дата обращения: 21.01.2020)
· Федорова Е. Фотография в истории человечества // Фотоблог автора [Электронный ресурс] - http://blogphotografelena.ru/istoriya-fotografii/ (Дата обращения: 10.02.2020)
· Шотов Алексей. Фотография - насколько важна она для человека?//Школа жизни.ру. Познавательный журнал. [Электронный ресурс] - https://shkolazhizni.ru/culture/articles/42777/
· Шалак В.И. Контент-анализ. История метода.//Проект ВААЛ [Электронный ресурс] - http://www.vaal.ru/cont/content.php (Дата обращения: 21.12.2019 г.)
· Детская энциклопедия. Человек и космос// Наука, техника, изобретения [Электронный ресурс] - http://www.sciential.ru/library/modern-technology/0340.htm (Дата обращения: 08.02.2020 г.)
Приложение 1
Рис.1 Камера-обскура
Приложение 2
Рис.2 Н. Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826-1827. Техасский университет. Остин. (современная контрастная репродукция с оригинала)
Приложение 3
Рис.3. Л.-Ж.-М. Дагер. Вид на Лувр с левого берега Сены. Дагеротип. 1839. Национальный музей техники, Париж
Приложение 4
Рис.4. У. Г. Фокс Тальбот. Руан. 16 мая 1843 г. Национальный музей фотографии, кино и телевидения, Брэдфорд, Великобритания
Приложение 5
Рис. 5. Джеймс Максвелл. Первое в мире цветное изображение
Приложение 6
Рис. 6. Джордж Истман Кодак и Томас Эдиссон
Приложение 7
Основные жанры фотографии
Портрет Натюрморт Пейзаж Фотоохота
Макросъемка Репортаж
Приложение 8
Пинхол-объективы для цифровых камер
Приложение 9
Рентгеновский снимок
Приложение 10
Д. Томсон. Странствующий фотограф Клэфэм Коммон. Ок. 1876 г. Королевское общество фотографии, Бат
Приложение 11
Анкета
Укажите, пожалуйста, Ваш пол ________и класс _______.
1. Выберите утверждение (подчеркните его) или составьте текст своего утверждения, которое отражает Ваше отношение к фотографированию:
· «Я люблю фотографировать и рассматривать свои фотографии»;
· «Я не люблю фотографировать, но мне интересно рассматривать свои фотографии, сделанные кем-то, когда-то…»;
· «Я не люблю фотографировать и не люблю рассматривать свои фотографии»;
· «Я равнодушен (-на) к фотографированию и к своим фотографиям».
· свой вариант ответа______________________________________________
2. Фотоаппарат - необходимая вещь в наше время?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
3. Какие фотоаппараты сегодня наиболее распространены?
· Цифровые зеркальные
· Цифровые компактные (мыльницы)
· Пленочные
· Встроенные в другие устройства (телефоны, планшеты)
4. Чем вы чаще всего фотографируете? Укажите как часто вы это делаете?
· Телефон, смартфон
· Планшет
· Фотоаппарат
5. Что или кого Вы снимаете? (подчеркните или дополните)
· достопримечательности
· друзей, любимых
· родственников: маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку»;
· иное________________________________________
6. Как Вы сохраняете эти фотографии? (нужное подчеркните)
· в электронном виде
· распечатываю
· в фотоальбомах
· в рамках на видных местах.
· другой вариант:_______________________________
7. Может ли современный мир развиваться без фотографии?
· Да
· Нет
· Не знаю
В какой области применения фотография имеет наибольшее значение сегодня?
· Наука
· Искусство
· Журналистика
· Семейная фотография
Приложение 12
«Ваше отношение к фотографированию»
«Фотоаппарат - необходимая вещь в наше время?»
«Какие бывают фотоаппараты?»
«Чем вы чаще всего фотографируете?»
«Как часто Вы фотографируете?»
«Что или кого Вы снимаете?»
«Как Вы сохраняете эти фотографии?»
«Может ли современный мир развиваться без фотографии?»
Приложение 13
Таблица с данными контент-анализа
«Насколько необходима фотография для современного человека»
Название форуму, соц.сети/адрес |
Отзывы |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
ШколаЖизни.ру https://shkolazhizni.ru/culture/articles/42777/ |
Фотография - очень важное изобретение человечества, в которое вложили труд многие ученые из разных стран мира. В настоящее время фотография широко применяется в различных сферах человеческой деятельности. В науке она, например, давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в мир видимый, но и в глубины микро- и макрокосмоса. А вместе с техникой телевидения космическая фотография превратилась в могучее средство человеческого познания, поэтому съемки поверхности Земли, осуществляемые искусственными спутниками, дают важную информацию для развития современных наук и отраслей народного хозяйства многих стран мира. Изобретение фотографии способствовало и возникновению нового вида изобразительного искусства - творческой фотографии, прошедшей сложный путь развития. Среди традиционных и современных видов искусства творческая фотография нашла свое достойное место. И сейчас фотографы продолжают нести людям радость от общения с миром, дарить истинное наслаждение от встречи с прекрасным. |
|
PROPHOTOS Журнал о фототехнике и фотографии №1 http://prophotos.ru/ |
Издавна путешественники стремились зафиксировать красоту окружающего мира - ведь, встречая прекрасное, хочется сохранить его, сделать частью своей жизни. Значение репортажей первых фотографов-путешественников трудно переоценить: войны, природные катаклизмы и пожары, да и просто естественный ход времени кардинально изменили облик городов и стран, и о том, как выглядели те или иные места столетие-полтора назад, мы сегодня можем узнать лишь по этим дагерротипам и почтовым карточкам. |
|
XMages Профессиональные порфтолио http://xmages.net/stati/fotografiya-v-sovremennom-obshhestve.html |
В последнее время в современном мире активно распространяется фотоискусство. Особо заметно это стало в годы активного развития информационного общества, так как фотография приобретает действительно огромную популярность. Почти невозможно представить человека информационного века, который не пользуется фотокамерой для запечатления памятных событий в своей жизни. Так, рассматривая красивые снимки, люди получают не меньшее эстетическое и моральное удовлетворение, чем от просмотра художественного фильма или концерта. И стоит помнить, что создание фотографий требует большого таланта так же, как и создание хороших картин, музыки и т.п. Фотография - это вид искусства, который прочно и полноправно занял свою нишу в человеческом обществе. |
|
Мир фото (сайт компании) http://mirfoto.by/html |
Фотография имеет большое значение в жизни каждого человека. Языком фотографии можно выразить эмоции, которые нельзя описать, можно рассказать историю какого-либо события, дня или даже целой семьи. Ведь на фотографиях остается миг, который мы оставляем в памяти и проносим с собой через года. Обычно на фотографии запечатлевается важный для нас момент, какое-либо жизненное событие. Такие фотографии очень важны для человека, поскольку в общем составляют историю его жизни. |
|
Takefoto.ru http://www.takefoto.ru/articles/raznoe/1440_o_znachenii_fotografii_v_sovremennom_mire |
Фотографии помогают нам в общении. В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими фотографиями. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные: страстные, грустные... Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей. С помощью таких фотографий мы обмениваемся с другими людьми своими впечатлениями о том, что мы переживаем. |
|
Бугульма городской портал http://www.bugulma.ws/publ/katalog_statej/iskusstvo/znachenie_fotografii_v_zhizni_sovremennogo_cheloveka/39-1-0-1511 |
Сегодня, фотосъемка целиком пронизывает все сферы человеческой деятельности, начиная от морских глубин, и заканчивая далекими глубинами космоса. Фотографии сделанные через микроскоп и показывающие огромный микромир, а также фотографии запечатлевшие далекие звездные системы. Фотографии, на которых видна структура воды - основы всей нашей жизни, и фотоснимки зафиксировавшие научные открытия. Снимки, окружающего нас мира природы, с которых на нас смотрят братья наши меньшие и необыкновенные растения. Художественные фотографии и портреты знаменитостей, да разве возможно перечислить миллионы и миллионы снимков, без которых наше существование было бы беднее многократно. Что значит фотография для отдельно взятого человека, это конечно очень индивидуально. Но согласитесь, у любого произвольно взятого прохожего есть свои, личные фотографии "на память", у кого-то - больше, у кого-то - меньше. Даже из удостоверения личности, смотрим мы на себя - с фотографии. |
|
ВАШ РУНЕТ Каталог русскоязычных фотографий http://vash-ru.net/5277-razvitie-i-vazhnaya-rol-fotografii-v-zhizni-lyubogo-cheloveka.html |
Фотография - это самое нужное и важное изобретение человечества, в которое вкладывали свой труд многие ученые разных стран мира. Сегодня фотография довольно широко применяется в разных сферах деятельности человечества: в искусстве, в науке или в повседневной жизни. Например, в науке она давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в наш видимый мир, но и даже в глубины микрокосмоса и макрокосмоса. А благодаря современным технологиям телевидения фотография стала могучим средством человеческого познания. Например, съемки поверхности Земли, которые осуществляются искусственными спутниками, дают необходимую и важную информацию для развития многих современных наук, а также для отраслей народного хозяйства во многих странах мира. |
|
FR Судебно-медицинская библиотека/Пособие по основам научной фотографии в судебной медицине http://www.forens-med.ru/book.php?id=3686 |
Можно смело сказать, что при современном состоянии науки не существует ни одной отрасли знаний, где бы не использовалась фотография. Основным требованием, предъявляемым к научной фотографии, является объективность, т.е. максимальная беспристрастность запечатления внешних материальных признаков объекта изучения. |
|
Городская народная газета «Четверг» Качканар http://www.kchetverg.ru/2012/09/05/rol-fotografii-v-sovrjemjennoj-zhizni/ |
Фотография позволяет человеку раскрыться, найти свой стиль и обрести уверенность в себе, а значит - и в целом кардинальным образом изменить жизнь к лучшему, дела в работе, личной сфере и т. д. Фотографы отмечают, что человек после нескольких профессиональных фотосессий с участием визажистов, стилистов, парикмахеров, фотографов, радикально меняется. Если на первой он замкнут и зажат, то на последней - уверен в себе и раскован. Все дело в том, что подобные съемки помогают увидеть со стороны, как свои недостатки, так и достоинства, научиться правильно преподносить себя, двигаться, жестикулировать, подобрать оптимальную прическу, одежду, стиль. А, кроме того, просмотр собственных безупречных фото и выслушивание комплиментов по поводу них от друзей, родственников, коллег как нельзя лучше повышают самооценку. |
|
Tinlib.ru онлайн библиотека http://www.tinlib.ru/medicina/vibracionnaja_medicina/p8.php |
На ранних стадиях применения рентгеновских лучей, чтобы сделать видимыми кости внутри тканей, впереди тела помещали симплексные рентгеновские трубки, а сзади - флюоресцентный экран или фотографическую пластину. В ходе усовершенствования прибора и способов настройки рентгеновского источника была достигнута большая гибкость и точность в дозировке излучения. Первоначально слабые флюоресцентные экранные изображения преобразовывались электронными усилителями, что давало возможность практического использования флюороскопа для наблюдения движения в режиме реального времени. Однако получалось только изображение костей, а ткани оставались почти прозрачными, за исключением тех случаев, когда для выделения мягких тканей (например, кровеносных сосудов и желудочно-кишечного тракта) использовались специальные контрастные наполнители. Наиболее важной для диагностики разработкой явилось объединение компьютерной технологии и источников рентгеновского излучения. КАТ-сканер (компьютерный аксиальный томограф) посылает тонкий пучок рентгеновских лучей на изучаемый предмет. Луч медленно движется вокруг объекта и снимает мгновенные «фотографии» при каждом угле поворота. Компьютер внутри сканера анализирует отдельные «фото», а затем воспроизводит «образ», напоминающий перекрестный разрез человеческого тела. Усовершенствованные КТ-сканеры (компьютерные томографы) создают изображения, похожие на тонкий срез тканей в сканированной области тела, и позволяют наблюдать мягкую ткань, почти невидимую для рентгеновского "глаза". |
|
Интернет журнал «Школьный психолог» №4/2008 Копытин А.И.«Психологические технологии - фототерапия» http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800414 |
Применение фотографии в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации человека нередко связывают с понятием фототерапии. Она может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков. Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия, как правило, включает в себя общение со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Разные варианты работы с фотографией также характерны для арт-терапии. |
|
Научное значение космических исследований http://astronaut.ru/bookcase/books/20let/text/05.htm |
Среди различных методов изучения Земли из космоса огромное значение имеет дистанционное зондирование. Несмотря на то, что этот метод сравнительно молод, в его разработку уже вовлечены специалисты самых разных профилей: приборостроители и ученые, непосредственно занимающиеся обработкой и интерпретацией получаемой информации. Здесь представлены биологи и геологи, работники сельского и лесного хозяйств, водники и так далее, вплоть до юристов, поскольку фотографирование территорий других стран связано с решением правовых вопросов. Из наук о Земле первой воспользовалась дистанционными методами метеорология. Да и первоначальные исследования, по сути дела, представляли собой естественное перенесение методов аэрофотосъемки в космос с целью обеспечения глобальности охвата земной поверхности. Как и в астрономии, при наблюдениях Земли из космоса приходится учитывать степень прозрачности земной атмосферы для волн той или иной длины. Первыми, практически уже спектральными наблюдениями земной поверхности стали цветные фотоснимки, полученные с борта космических аппаратов. Один из таких экспериментов был проведен в июне 1971 г. на орбитальной станции «Салют», пилотируемой летчиками-космонавтами Добровольским, Волковым и Пацаевым. При цветной съемке мы как бы измеряем яркости наземных объектов в трех зонах видимого спектра - синей, зеленой и красной. Различия интенсивности этих объектов дают разные цвета. Можно выполнить съемку не в трех, а в большем числе зон спектра. Причем не только в видимой области, но и далеко за ее пределами - в ультрафиолетовом, инфракрасном и радиодиапазонах. В результате получаются как бы многомерные цветные изображения. По своей информативности они значительно превосходят обычные цветные снимки. Соответственно расширяется круг научных и народнохозяйственных проблем, решаемых с помощью съемки из космоса. Оказалось, что разные виды природных образований характеризуются самыми различными спектрами. Получая такие спектры из космоса, мы могли бы с большой точностью, так же, как это делается в астрофизике, определять, что именно находится в изучаемом районе земной поверхности. |
|
10 фактов об освоении космоса, о которых вы не знали https://letidor.ru/obrazovanie/a0-10-faktov-ob-osvoenii-kosmosa-o-kotoryh-vy-ne-znali-1246.shtml |
Космические аппараты летают высоко над Землей, но с них хорошо видно все, что происходит на планете, - как будто перед вами живая карта. Множество спутников постоянно фотографируют Землю и тем самым помогают составлять карты, прогнозировать погоду, предупреждать о бурях и извержениях вулканов, наблюдать миграции животных и рыб, отслеживать загрязнения природы. Фотографии из космоса используются также для сельскохозяйственных, экологических и многих других задач. |
|
Человек и космос http://www.sciential.ru/library/modern-technology/0340.htm |
Человек осваивает космос. Наблюдения и фотографирование атмосферы помогают изучать структуру облаков, составлять прогнозы погоды, своевременно обнаруживать бури, штормы, циклоны. Космическое фотографирование важно для поиска полезных ископаемых, для изучения характера и интенсивности современных тектонических и физико-геологических процессов, для уточнения карт обширных и труднодоступных территорий Африки, Азии и горных массивов Антарктиды. Эти исследования помогают геологам выяснять закономерности образования геологических структур, определяющих распространение полезных ископаемых. |
|
http://nashpilke.ru/article/selfi-za-i-protiv.html |
«Селфи» или по-нашему «себяшка» - это часть современной моды - автофотография, сделанная на фотоаппарат или даже мобильный телефон. Главное правило: камера должна находиться в твоих собственных руках. Популярность селфи за последнее время достигла невероятных масштабов, так фотографируются не только молодые девушки, но и знаменитости, и даже политики. Изначально селфи были случайными фото, сделанными чтобы запечатлеть себя в каком-то интересном месте, или на фоне необычного события, однако сегодня многие девушки делают селфи каждый день, чтобы сфотографировать новую помаду или платье. Странички девушек в социальных сетях пестрят однообразными и скучными селфи, которые могут охарактеризовать тебя неправильно в глазах окружающих как самовлюбленную и поверхностную натуру. Желание покрасоваться и получить одобрение окружающих делает девушек зависимыми от селфи, и это увлечение доходит до абсурда, когда модницы стараются сфотографировать каждое даже незначительное событие в своей жизни. |
Может развиться селфи-зависимость. Исследования доказали, что селфи негативно может повлиять на отношения с близкими людьми. Самолюбование.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.