Магарамова Т.Э.
Тьютор — педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов.
Огромную роль в развитии ребенка играет составление индивидуального образовательного маршрута. Для составления такого документа необходимо как можно больше знать о ребенке. В этом огромную помощь оказывают данные мониторинговых исследований педагогов и всех специалистов (психолога, логопеда, дефектолога), а также беседы с родителями.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется педагогами, специалистами и тьютором после двух недель обучения, когда уже можно говорить об особых образовательных потребностях обучающихся
социумом школы.
Тьютор и подопечный:
-формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
-следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
-координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса:
-обсуждает с учителем цели и задачи своей работы;
-возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
-каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети
-следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
-объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
-если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители:
-рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
-отвечает на вопросы родителей.
Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им двух документов:
· Программа тьюторского сопровождения;
· Дневник наблюдений за ребенком.
ПРОГРАММА
тьюторского сопровождения состоит из:
1. Пояснительная записка (учебная и психологическая характеристика ребенка, рекомендации ПМПК, семейный заказ к тьюторской программе, особенности возраста, индивидуальные особенности подопечного). Цель. Задачи работы.
2. Ожидаемые результаты на текущий год. (в разделе «ожидаемые результаты» планируется какими умениями будет обладать обучающийся на конец учебного года).
3. Формы работы (описывается какие формы работы, какие подходы, методы и приемы предусматривает тьютор к ребенку).
4. Индивидуальный план работы (основная цель работы, общие задачи, конкретные задачи, примерные сроки решения поставленных задач).
|
Задачи |
Приемы, способы достижения |
Примечание (динамика) |
|
|
|
|
5. Список используемой литературы.
6. Приложение:
- мониторинг готовности ребенка к обучению и жизнедеятельности в школе;
- мониторинг основных жизненных навыков.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Цель:
Задачи:
Дневник
наблюдения.
ФИО обучающегося
класс учебный год
Выводы:
Ребенок, находясь в образовательном учреждении, вовлечен в огромное множество различных видов деятельности. Помимо уроков и занятий, он общается с другими людьми, передвигается по школе, принимает пищу, ходит в туалет. В течение всего периода нахождения ребенка в образовательном учреждении специалисты проводят ряд мониторингов (обследований), которые необходимы для наблюдения за успехами ребенка. Мониторинги проводятся в начале и в конце учебного года.
«Стартовые навыки и умения
необходимые для освоения навыков учебной деятельности»
|
Умение |
год |
год |
год |
год |
год |
||||||
|
|
н. |
к. |
н. |
н. |
н. |
к. |
к. |
к. |
н. |
к. |
|
|
1 |
слушать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
не отвлекаться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
спрашивать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
просить помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
оказывать помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
работать в группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
говорить спасибо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
знакомиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Делает «+» не делает «-» делает редко «+-»
«Готовность обучающегося к обучению и жизнедеятельности в школе»
Условные обозначения: делает «+»;
делает не всегда «+–»; делает, но редко «– +» ; не делает «–».
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА |
Учебный год |
|||||||
|
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|||||
|
Маршрутная деятельность |
||||||||
|
Ориентируется в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает дорогу в класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает дорогу в столовую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает расположение кабинетов и служб школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентируется на территории школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Находит свое место в столовой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Находит свое место в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздает и убирает учебные предметы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навыки самообслуживания |
||||||||
|
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моет руки перед едой и после туалета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильно пользуется ложкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одевается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздевается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняет инструкции учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может повторять действия за учителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смотрит на учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задает вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отвечает на вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поднимает руку, когда знает ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Копирует то, что делают другие дети, если не успел за учителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На перемене общается со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебная деятельность |
||||||||
|
Пишет по образцу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пишет самостоятельно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При счете пользуется счетным материалом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При счете пользуется калькулятором |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использует предметы для уроков в соответствии с их назначением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может навести порядок на своей парте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пользуется красками, фломастерами, мелками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игровая деятельность |
||||||||
|
Собирает головоломки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Играет в лото на подбор картинок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Играет в компьютерные игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бросает и ловит мяч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ударяет по мячу ногой, как в футболе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ударяет по мячу рукой, как в волейболе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Катается на велосипеде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Катается на коньках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плавает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участвует в драматическом представлении: изображает кого-то другого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Танцует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поет вместе с другими детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполняет простую пантомиму |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимает участие в постановке пьесы для кукольного театра вместе с другими детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этика отношений |
||||||||
|
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ждет, когда надо ждать всех |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает другим по просьбе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает другим без просьбы, по ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поздравляет, выражает радость успеху других |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживает за других в случае грустной ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознание себя и осмысление учебы |
||||||||
|
Радуется похвале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремится исправить свое поведение или оценку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражает разную степень интереса к темам и урокам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты мониторинга позволяют:
· объективно оценить возможности ребенка;
· выявить проблемы, с которыми необходимо работать;
· сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком;
· дать дополнительные данные для составления индивидуального плана работы.
Заполнение этой таблицы позволяет также выявить существующие барьеры (например, невозможность самостоятельного передвижения ребенка по зданию или территории) и принять меры по созданию условий к возможностям ребенка. Если данных таблицы окажется недостаточно, в разделе «другое» дописывается позиция по каждому конкретному случаю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.