Проектирование индивидуально-образовательной траектории для детей 12-16 лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Шестиструнная гитара» художественной направленности
Тема: «Авторская песня»
Разработчик: Верещагина М.Е.,
педагог дополнительного образования
СП «Поиск» ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Сергиевск
2022 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
по теме
«Авторская песня»
Название предмета |
Музыка (обучение игре на гитаре) |
Тема занятия |
Авторская песня |
Возраст обучающихся |
12-16 лет |
Формируемые ценности |
Ценностный компонент - человек, культура |
Цель занятия |
Познакомить обучающихся с жанром авторской песни, как самостоятельным музыкальным жанром
|
Задачи занятия |
§ Ввести новые понятия, определения «авторская песня», «бард», «самодеятельная песня», способствовать уяснению их обучающимися и определению их взаимосвязи. § Познакомить с жанром «авторская песня», творчеством известных российских бардов-исполнителей. § Побудить обучающихся к размышлению о музыке подобного жанра и составлению личного мнения о ней. § Организовать самостоятельную командную работу обучающихся в малых группах с последующим предъявлением результата совместной деятельности. § Закрепить и систематизировать полученные обучающимися знания. § Организовать рефлексию. |
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Предметные: Знает и умеет дать определение таким понятиям, как «музыкальный жанр», «авторская песня», «самодеятельная песня», «бард», «бардовское движение», «Грушенский фестиваль». Знает имена и творчество выдающихся бардов современности – основоположников бардовского движения в нашей стране. Умеет отличать жанр «авторской песни» от других музыкальных жанров по уникальным особенностям. Умеют играть на гитаре авторские (бардовские) песни различными видами аккомпанемента.
Познавательные: умение найти необходимую информацию по изучаемому музыкальному жанру; умение классифицировать жанр «авторской песни» по отличительным признакам; умение выбирать наиболее эффективные способы для решения поставленных учебных задач творческого и поискового характера; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы по заданной теме.
Регулятивные: умение совершать акт волевой саморегуляции при выполнении поставленной задачи; умение планировать, прогнозировать свои дальнейшие действия при выполнении поставленной цели; умение контролировать и производить операции взаимоконтроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение производить оценку своим действиям при выполнении поставленной задачи.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение отвечать на поставленные вопросы; умение договариваться и находить общее решение при работе в команде; умение работать в команде; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, общению в коллективе.
Личностные: формирование социальной роли ученика; формирование познавательной мотивации и положительного отношения к процессу обучения; формирование эстетических чувств на основе знакомства с жанрами и направлениями отечественной музыкальной культуры, с жанром авторской песни, в частности.
|
Методы |
Наглядные, словесные практические.
|
Формы |
Лекция, эвристическая беседа, опрос, практикум (самостоятельная практическая работа обучающихся) Коллективная, групповая, индивидуальная. |
Средства ИКТ, используемые на занятии |
Презентация к уроку |
Ресурсы, используемые на занятии |
Дидактический материал: раздаточный информационный материал для практической самостоятельной работы (творческая деятельность и биография Ю.Визбора, Б.Окуджавы, О. Митяева). Иллюстрационный материал: портреты известных российских бардов; плакаты (фотографии) Грушинского фестиваля. Электронно-образовательные ресурсы: презентация к уроку; аудиозапись песен О. Митяева «Как здорово!», Ю.Визбора «Милая моя», Б.Окуджавы «Пожелание друзьям» и др. музыкальные композиции Инструменты и вспомогательные средства: ватман, ножницы, клей, маркеры, шариковые ручки, информационный пакет, разноцветные «смайлы» для рефлексии, комплект оценочных средств, исходя из пятибалльной системы (цифровой ряд от 1 до 5), листы для оценивания – 5 шт.
|
Технологическая карта занятия по теме «Авторская песня»
для учащихся 12-16 лет.
№ |
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
1 |
Ознакомление. (теоретическая часть) |
|
Активизирует знания обучающихся. Проводит предварительную эвристическую беседу с целью подведения обучающихся к формулировке темы занятия. Вводит новые понятия и дает им определения: «авторская песня», «самодеятельная песня», «бард», «бардовское движение», «Грушенский фестиваль».
|
Отвечают на вопросы учителя, выдвигая свои версии. Ставят цели. Формулируют тему урока.
Принимают информацию. |
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. целеполагание, планирование и прогнозирование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов. |
2 |
Понимания. (совместная деятельность) |
|
Ведёт эвристическую беседу, задает вопросы об известных отечественных бардах, феномене авторской песни, истоках происхождения данного музыкального жанра. Рассказывает о Грушенском фестивале, истории его происхождения. Задает вопросы о данном фестивале авторской песни, просит поделиться впечатлениями тех, кто имел возможность побывать на «Груше». |
Отвечают на вопросы, выдвигая свои версии. Дополняют ответы друг друга. Делятся своими впечатлениями о любимых песнях отечественных бардов Рассказывают о том, почему нравится та или иная песня, о чем она, какие эмоции вызывает и что хотел сказать автор. Делятся впечатлениями от посещения Грушенского фестиваля.
|
Регулятивные: планирование и прогнозирование. Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; анализ истинности утверждений; доказательство. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение отвечать на поставленные вопросы Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов. |
3 |
Применение (практическая деятельность обучающихся) |
|
Организует работу групп сотрудничества. Даёт задание. Проводит инструктаж по выполнению заданий. Отвечает на вопросы. Консультирует. - Ребята, сегодня вы получили информацию об истоках зарождения и особенностях авторской песни. Но картина была бы не полной без подробного рассказа о тех, для кого этот музыкальный жанр стал смыслом жизни. Известнейшие Российские барды – Юрий Визбор, Булат Окуджава, Олег Митяев! Информацию об этих корифеях авторской песни я предлагаю вам сейчас найти, используя все имеющиеся источники. В течение 15-20 мин. Вам предстоит систематизировать, оформить сообщение и выступить с презентацией результата. Скооперируйтесь в рабочие группы по 5 человек и выберите одного из представленных бардов. Каждая команда получает ватман, ножницы, клей, маркер, информационный пакет рабочих материалов. |
Делятся на группы сотрудничества (в кол-ве 5 чел.) Самостоятельно выполняют задания, следуя инструкциям педагога. |
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. целеполагание, планирование прогнозирование; контроль и коррекция. Познавательные: структурирование знаний; умение выбирать наиболее эффективные способы для решения поставленных учебных задач творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение договариваться и находить общее решение при выполнении командной работы; учет разных мнений; умение слушать и слышать собеседника. Личностные: формирование эстетических чувств на основе знакомства с творчеством известнейших Российских бардов; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной активности. |
4 |
Заключение
|
|
Организует выступление команд с предъявлением результата. |
Публично представляют результаты своей деятельности, используя наиболее приемлемую форму (сообщение, доклад, презентация на ватмане).
|
Познавательные: преобразование объекта их чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника; способность строить понятные для партнеров высказывания. Личностные: осознание культурной идентичности на основе осознания «Я», как гражданина России; формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
|
5 |
Подведение итогов |
|
Предлагает провести внутреннюю самооценку своего выступления каждой группе; взаимооценку презентаций других групп, исходя из пятибалльной системы.
Озвучивает домашнее задание. |
Каждая из рабочих групп проводит самооценку своего выступления и оценивает выступления своих коллег, исходя из пятибалльной системы. Принимают информацию. |
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению; оценка, взаимооценка результатов деятельности. Коммуникативные: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; рефлексия своих действий в командной работе. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. |
6 |
Рефлексия |
|
Организует рефлексию. Задает вопросы учащимся -Что понравилось? -Что не понравилось? -Что не получилось? Почему? -Как работалось в группах сотрудничества? С какими проблемами столкнулись при выполнении совместной работы? Подводит итоги работы обучающихся в рамках групповой и индивидуальной работы. Предлагает оценить преобладающее настроение в каждой группе, исходя из пятибалльной системы (используя карточки, либо и смайлы разного цвета). Благодарит за работу на занятии. |
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о проделанной командной работе. Подводят итоги своей деятельности на занятии, оценивая себя и труд своих коллег в командно-групповой работе. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать других. Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самоприятия; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.