УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
ОП.02 Компьютерная графика
Тема программы: Таблицы в системе КОМПАС - 3D
Тема занятия: «Проектирование цилиндрического зубчатого колеса в САПР: КОМПАС – ГРАФИК.
Составлена
преподаватель СПК
Пнева А.Г.
Специальность: 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Дисциплина: Компьютерная графика
Тема программы: Таблицы в системе КОМПАС - 3D
Тема занятия «Проектирование цилиндрического зубчатого колеса в САПР: КОМПАС – ГРАФИК.
Группа: _______
Дата проведения: ________
Место проведения: БПОУ ОО «СПК» каб.213
Тип занятия: совершенствования и закрепления знаний, формирование новых умений на основе имеющихся, с применением знаний и умений на практике.
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
Цель учебного занятия:
Применение практических навыков в проектировании детали «Зубчатое колесо» в САПР: КОМПАС – ГРАФИК, формирование профессиональных качеств в будущей профессиональной деятельности при создании и оформлении чертежа по ГОСТам ЕСКД.
Задачи:
1. Произвести расчёты параметров цилиндрического зубчатого колеса согласно формулам и внести на эскизе расчётные параметры;
2. Внести на эскизе выбранные параметры размеры призматических шпонок и пазов по ГОСТ 23360-78;
3. Выполнить чертеж цилиндрического зубчатого колеса по эскизу;
4. Выполнить и оформить таблицу параметров в правом верхнем углу чертежа в соответствии с установленными правилами выполнения рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес по ГОСТ 2.403-75;
5. Проставить шероховатость поверхности по ГОСТ2.309-73, допуски формы и расположение поверхности на чертеже зубчатого колеса по ГОСТ 2.308-79;
6. Выполнить технические требования предъявляемые к чертежу по ГОСТ 2.316-68 и заполнить основную надпись по ГОСТ 2.104-68
Образовательные технологии
Выполнение индивидуального задания с целью формирования требуемых компетенций обучающихся
Информационно - образовательные ресурсы
Основные источники:
1. Аверин, В.Н. Компьютерная инженерная графика: Учебное пособие / В.Н. Аверин. - М.: Academia, 2019. - 208 c.
2. Чекмарев, А.А. Инженерная графика: аудиторные задачи : Учебное пособие / А.А.Чекмарев.-М.:Инфра-М,2016.-92c.
Дополнительные источники:
1. ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей. ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.302-68, ГОСТ 2.307-68. ГОСТ 2.304-81. ГОСТ 2.305-68. ГОСТ 2.306-68. ГОСТ 2.307-68. ГОСТ 2.311-68, ГОСТ 2.315-68, ГОСТ 2.317-69. Говердовская Р.Г. Москва «Издательство стандартов», 1991.
2. ЕСКД. Основные положения. ГОСТ 2.101-68, ГОСТ 2.102-68, ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2. 106-96, ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 2.118-73, ГОСТ 2.119-73, ГОСТ 2.120-73. Говердовская Р.Г. Москва «Издательство стандартов», 1988.
3. Руководство пользователя КОМПАС-3D. АО АСКОН, 2020
5.Сборник стандартов ЕСКД,1968г.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, персональный ЭВМ, презентация по теме занятия, раздаточный материал, инструкционно-технологическая карта, критерии оценивания.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Подготовительный |
Методы Беседа Формы групповая Средства слайды |
Организационный этап. Проверяет явку обучающихся и готовность к занятию; |
Организовывает свое рабочее место; |
Организована готовность к занятию. Создана доброжелательная обстановка |
Организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом; |
Отмечают в оценочном листе свою готовность к предстоящей работе; |
|||
Методы Беседа Опрос Формы Индивид. Средства слайды |
Проверка домашнего задания Проверяет правильность выполнения ДЗ; |
Проверяют правильность ДЗ; |
Определен уровня обучения; проверено домашнее задание и выявлены пробелы; определены пути их коррекции |
|
Предлагает ребятам пройти итоговый тест по предыдущей теме занятия |
Проходят тестирование в СДО «Moodle» |
|||
Выявляет пробелы и намечает пути их устранения; |
Определяет пробелы и пути их коррекции; |
|||
Методы Беседа
Формы групповая Средства слайды |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Включает учащихся в процесс целеполагания;
Организует работу обучающихся по уточнению темы урока; |
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;
Высказывают предположения, (с помощью учителя) формулируют тему и цель для изучения на уроке; |
Понимание: Темы Цели Задач
|
|
Формулирует учебную задачу. |
Принимают учебную задачу; |
|
||
Создает условие для включения в учебный процесс и создает эмоциональный настрой на работу; |
Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока; |
|
||
Основной |
Методы Беседа
Формы Групповая
Средства слайды слайд-фильмы раздаточный материал
|
Первичное усвоение новых знаний
Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания; |
Анализируют учебный материал; |
Осмысление нового материала |
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний; |
Работают с раздаточным материалом; |
|||
организует самостоятельную работу в решении учебной задачи;
|
выполняют задание по карточкам и готовят ответы, представляют результат; |
|||
Первичная проверка Понимания
Выявляет типичные ошибки с целью их коррекции; |
Выявляют и разбирают допущенные типичные Ошибки; |
Осознание усвоенных знаний и умений |
||
Дает образец решения; |
Проверяют правильность выполнения задания (сравнивают с эталоном) |
|
||
Организовывает самопроверку (оценку) учащимися Своих решений по эталону; |
Заполняют оценочные листы; |
|
||
|
Методы Беседа Формы индив Средства слайды
|
Первичное закрепление
|
|
Закрепление усвоенных знаний и умений; устранение пробелов в знаниях |
контролирует выполнение работы; |
|
|||
организовывает само / взаимопроверку учащимися своих решений по эталону; |
анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку; |
|||
Заключительный |
Методы Беседа Формы групповая Средства слайды
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|
|
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания; |
Воспринимают информацию;
|
|||
Обеспечивает дифференцированность домашнего Задания (по выбору); |
Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию. |
|||
Объявляет критерии оценки домашнего задания; |
Записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем;
|
|
||
фронтальная (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения. |
Рефлексия
Организует подведения итога урока, рефлексию и оценку результатов
|
анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала; |
Умение анализировать собственную деятельность |
|
устанавливает соответствие между целью и результатом урока |
Соотносит цель и результат;
|
|||
Организует работу по самооценки деятельности учащихся;
|
используя лист самооценки, оценивают собственную деятельность; |
|||
Подводит итог урока; выставляет оценки и комментирует их;
|
определяют своё эмоциональное состояние на конец урока;
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Порядок выполнения:
1. Из таблицы №1 выбрать данные m, Z, Dв в соответствии с вариантом.
Таблица 1.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
m |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Z |
20 |
20 |
15 |
25 |
25 |
20 |
18 |
15 |
18 |
20 |
15 |
16 |
20 |
16 |
15 |
18 |
15 |
15 |
16 |
15 |
25 |
Dв |
25 |
25 |
25 |
20 |
25 |
22 |
25 |
20 |
22 |
22 |
20 |
25 |
22 |
25 |
20 |
24 |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
2. Произвести расчёты параметров зубчатого колеса согласно формулам таблицы №2.
3.Согласно расчётам выполнить эскиз зубчатого колеса по рисунку 1.
Таблица 2.
Параметр |
Обозначение |
Расчетная формула |
Высота головки зуба |
ha |
ha = m |
Высота ножки зуба |
hf |
hf = 1,25m |
Высота зуба |
h |
h = ha + hf |
Делительный диаметр |
d |
d = mz |
Диаметр вершин зубьев |
da |
da = d + 2ha |
Диаметр впадин |
df |
df = d - 2hf |
Ширина венца зубчатого колеса |
b |
b = (6…8)m |
Наружный диаметр ступицы |
Dст |
Dст = 1,6Dв |
Длина ступицы
|
Lст |
Lст = 1,5Dв |
Рисунок 1 – Эскиз зубчатого колеса
4. Параметры шпоночного паза необходимо выбрать из таблицы, представленной на рисунке 2.
5. Размеры призматических шпонок и пазов, мм (выдержка из ГОСТ23360-78), таблица3.
Таблица 3.
Dв |
bш |
h |
t1 |
t2 |
Lш |
12 - 17 |
5 |
5 |
3 |
2,3 |
10 … 56 |
17 - 22 |
6 |
6 |
3,5 |
2,8 |
14 … 70 |
22 - 30 |
8 |
7 |
4 |
3,3 |
18 … 90 |
30 - 38 |
10 |
8 |
5 |
3,3 |
22... 110 |
Рисунок 2 – Параметры шпоночного паза
6. В соответствии с ГОСТ 2.403-75 в правом верхнем углу оформить таблицу согласно данным рисунка 3.
Рисунок 3 – Оформление таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ
Студент ____________________________________________________
Ф.И.
Этапы |
Баллы |
||||
1. Тест СДО «Moodle» Самостоятельно выставите количество баллов за пройденный тест из результата тестирования |
|
||||
2. Работа с товарищем Оцените выполнения работы товарища на каждом этапе, поставив 1 балл за правильное выполнение
|
|
||||
3. Выполнение практического задания |
|
Критерии |
Баллы |
|||
0 |
1 |
2 |
|
|
1. Произведены расчёты параметров цилиндрического зубчатого колеса согласно формулам и внесены на эскизе расчётные параметры |
Грубые ошибки в расчетах, влияющие на конечный результат |
Расчеты выполнены, но имеются ошибки |
Расчеты выполнены без замечаний |
|
2. Внесены на эскизе выбранные параметры - размеры призматических шпонок и пазов по ГОСТ 23360-78. |
Параметры внесены с отступлением от ГОСТ23360-78 |
Параметры внесены, но имеются замечания |
Параметры внесены без замечаний |
|
3. Выполнен чертеж цилиндрического зубчатого колеса по эскизу |
Чертеж выполнен с грубыми ошибка (более трех несоответствий) |
Чертеж выполнен с незначительными ошибка (не более двух несоответствий) |
Чертеж выполнен без ошибок (не более одного несоответствия) |
|
4. Выполнена и оформлена таблица параметров в правом верхнем углу чертежа в соответствии с установленными правилами выполнения рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес по ГОСТ 2.403-75. |
Таблица выполнена с отступлением от ГОСТ 2.403-75 |
Таблица выполнена с незначительным отступлением от ГОСТ 2.403-75 |
Таблица выполнена в соответствии с ГОСТ 2.403-75 |
|
5. Проставлены шероховатость поверхности по ГОСТ2.309-73, допуски формы и расположение поверхности на чертеже зубчатого колеса по ГОСТ 2.308-79 |
Шероховатость, допуски формы и расположения поверхности не представлены на чертеже |
Шероховатость, допуски формы и расположения поверхности имеют отступления от ГОСТ2.309-73 и ГОСТ2.308-79 |
Шероховатость, допуски формы и расположения поверхности выполнены по ГОСТ2.309-73 ГОСТ2.308-79 |
|
6. Выполнены технические требования предъявляемые к чертежу по ГОСТ 2.316-68 и заполнена основная надпись по ГОСТ 2.104-68 |
Технические требования отсутствуют на чертеже, основная надпись не заполнена |
Технические требования выполнены не полностью предъявляемые к чертежу по ГОСТ2.316-68, основная надпись заполнена |
Технические требования выполнены в соответствии с ГОСТ2.316-68, основная надпись заполнена. |
|
7. Чертеж подготовлен к просмотру и выводу на печать. |
Чертеж не оформлен и не подготовлен в просмотру |
Чертеж оформлен небрежно |
Чертеж готов к просмотру |
|
Итого количество баллов: |
Критерии оценивания
Оценка |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
Баллы |
26-23 |
22-19 |
18-15 |
14-0 |
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.