Проектирование урока с позиции ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Слайд 1
Как понимаете слова американского философа, педагога Джона Дьюи?
Необходимо ли педагогам знать типы уроков?
Отличаются ли типы уроков по традиционной системе и по стандартам
нового поколения? Чем?
Слайд 2
Типы уроков:
1. Урок открытия новых знаний
2. Урок отработки умений и рефлексии
3. Урок построения системы знаний (общеметодологической
направленности)
4. Урок развивающего контроля
Слайд 3
Посмотрите на сравнение типов уроков в традиционной формулировке и в
соответствии с ФГОС. После выбора типа урока необходимо определить его
цели.
Типология уроков деятельностной направленности предполагают
постановку определенных целей: образовательная (дидактическая – решает
задачи познания) и деятельностная (системно – деятельностный подход).
Определите, какие цели соответствуют уроку построения системы знаний.
Образовательная цель: Расширение понятийной базы (предметной и
1.
метапредметной).
2.
3.
4.
5.
6.
Образовательная цель: Контроль и самоконтроль изученных понятий,
алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
рефлексии коррекционно контрольного типа и реализации коррекционной
нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление
их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий
и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения
содержательнометодических линий.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
осуществлению контрольной функции. 7.
8.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
новому способу действия.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий,
алгоритмов и т.д.
Проверка.
1. Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее
новых элементов.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,
построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и
т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
4. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и
алгоритмов.
5. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения
содержательнометодических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и
алгоритмов.
Слайд 4
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 5
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и
выявление теоретических основ развития содержательнометодических линий
курсов, выявление теоретических основ построения содержательно
методических линий.
Слайд 6 Целью уроков общеметодологической направленности является построение
методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленности призваны,
вопервых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих
изучаемые понятия в единую систему,
вовторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной
на самоизменение и саморазвитие.
Слайд 7
На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и
методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной
самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок
какоголибо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях
или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со
структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены
формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики
необходимы уроки, на которых формируются методы измерения,
классификации конечных групп предметов по количественному признаку,
расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и
ошибок и др.
Слайд 8
Структура урока общеметодологической направленности:
1. этап мотивации
2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном
учебном действии
3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4. этап включения изученного в систему знаний
5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Если схема ориентировочной основы действий строится учащимися вначале и
анализируется в завершение изучения различных разделов курса, учащиеся
воспринимают учебный материал не как разрозненные факты, а как целостную
систему, все элементы которой связаны между собой. Не менее важно
организовать и осознание детьми личностного смысла собственной учебной
деятельности, понимание ее системы и структуры, методов и форм ее
реализации. Только в этом случае они становятся ее подлинными субъектами, а
не формальными исполнителями. Учитель выступает в роли организатора этого
процесса.
Слайд 9
Формирование универсальных учебных действий на уроках различного
типа. Формируемые УУД
Тип урока
метапредметные результаты
Урок открытия нового
знания
Урок
общеметодологической
направленности
Урок развивающего
контроля
Урок рефлексии
Регулятивные: планирование,
контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные
Познавательные: логические
действия, работа с
информацией, формирование
ИКТкомпетентности.
Познавательные: знаково
символические, логические
действия
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные: контроль,
коррекция, оценка,
планирование,
самоорганизация.
Коммуникативные
Регулятивные: контроль,
оценка.
Начальные формы
познавательной рефлексии.
личностные
результаты
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно
этическое оценивание
Смыслообразование
Нравственно
этическое
оценивание
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно
этическое оценивание
Самоопределение
Начальные формы
личностной
рефлексии.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных
типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его
непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность
технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен
сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться
соответствующая система дидактических принципов.
Слайд 1011
Примеры:
Тема: Учиться… А что это значит?
Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир деятельности»
по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся
начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД,
так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир
деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе
знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной
деятельности. Данный урок рекомендуется проводить первым в начале учебного
года. Предложите свою тему урока общеметодологической направленности.
Спасибо за работу!
Проектирование урока с позиции ФГОС
Проектирование урока с позиции ФГОС
Проектирование урока с позиции ФГОС
Проектирование урока с позиции ФГОС
Проектирование урока с позиции ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.