Доклад о проектной деятельности на заседании городского М/ О
В современной школе невозможно обойтись без проектной деятельности ученика. Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к выбору. Формированию этих социально значимых качеств способствует проектная деятельность учащихся.
Следует помнить о том, что проектная деятельность учеников отличается по ряду признаков от учебно-исследовательской деятельности:
Критерии |
Проектная деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность |
Цель деятельности |
Всесторонне и систематическое исследование проблемы, разработка конкретного варианта (модели) образовательного продукта |
Получение новых знаний без дополнительного конструирования, моделирования и т.д. |
Итог деятельности |
Практический результат |
Достижение истины |
Форма организации деятельности |
Коллективная деятельность с обязательной рефлексией совместной работы, анализом полноты, глубины, творческого вклада каждого. |
Индивидуальная деятельность |
Таким образом, в основе проектной деятельности лежит не информационный подход, а деятельностный, нацеленный на формирование у учащихся ключевых компетенций.
Образовательный потенциал проектной деятельности (познавательная компетенция) заключается в возможности: создания у учащихся образа цельного знания; соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (умения сформулировать цель и задачи проекта, самостоятельного планирования, нахождение метода анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Коммуникативная компетенция формируется в результате коллективной деятельности и включает умения учащихся выбирать поведение и коммуникативные техники; налаживать партнерские отношения, работу в группе; осуществлять рефлексию своего участия в коммуникации (оценить для себя ценность, степень значимости и результативность своего участия в совместной работе).
В процессе работы над проектом у учащихся развивается способность ориентироваться в информационном пространстве (информационная компетентность): отбирать информацию из разных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета; умение работать с разными типами текстов; умение критически осмысливать информацию, особенно из СМИ; умение представить результаты своей деятельности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят с том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Цели проектной деятельности
Проектная технология (проектный метод) включает в себя следующие технологии:
Проблемно-исследовательская технология – развитие умений исследовать проблемы и проблемные ситуации.
Имитационного моделирования технология - приобретать опыт решения жизненно важных проблем.
Рефлексивная технология - уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности.
Деятельностная технология - быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь.
Самоопределенческая технология - уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения…
Коммуникативная технология - уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения.
Классификация проектов может быть:
Ø По характеру результата
Ø По форме
Ø По характеру доминирующей в проекте деятельности
Ø По профилю знаний
Ø По характеру координации
Ø По уровню контактов
Ø По количеству участников
Ø По продолжительности
Ø По типу объекта проектирования
По характеру результата можно выделить следующие типы проектов:
· Информационный и исследовательский проект
· Обзорный проект
· Продукционный проект
· Проекты-инсценировки, или организационные проекты
По форме:
· Видеофильм
· Рекламный ролик
· Интервью
· Репортаж
· Сценарий и т.д.
По Е.С.Полат, проекты подразделяются на:
исследовательские - требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
творческие - предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
ролево-игровые - Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
информационные - Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
практикоориентированные - отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на:
· Монопроекты - по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.
· Межпредметные - как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.).
Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.
Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на:
Внутришкольные или региональные.
Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны
Международные
(участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
По количеству участников можно выделить проекты:
· Личностные
· Парные
· Групповые
По продолжительности проекты могут быть:
· Краткосрочные (на нескольких уроках)
· Средней продолжительности (1-2 месяца)
· Продолжительные (до 1 года)
А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования:
Ø морфологическое (проектирование вещей);
Ø социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);
Ø экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
С чего начинается освоение метода проектов?
1. Начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех педагогов методу и алгоритму проектирования.
2. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения
3. Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились:
– намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
– - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
– - осуществлять и аргументировать выбор;
– - предусматривать последствия выбора;
– - действовать самостоятельно (без подсказки);
– - сравнивать полученное с требуемым;
– - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
– - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.