Проектная деятельность "Физика 5-9 класс"
Оценка 4.7

Проектная деятельность "Физика 5-9 класс"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физика
5 кл—9 кл
07.11.2022
Проектная деятельность "Физика 5-9 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности.
рп проектная деятельность.doc

 

 

 

Краснодарский край

муниципальное образование Кавказский район город Кропоткин

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

 

                                                                          решением  педагогического совета

                                                                          от  «___»  ________201__ года протокол №1

                                                                          Председатель ______________ В.В. Носков                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 

 

                              Проектная деятельность «Физика» 5-9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов  170     (1 ч в неделю)

 

Учитель   Акинина Н.В. 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Курс «Проектная деятельность» преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел,  строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, секундомером. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий

Изучение физики с 5-го класса является эффективным, потому что в этом возрасте ребята воспринимают материал, предлагаемый им к изучению, легко. Когда ребята проходят пропедевтический курс физики, они не только получают базу знаний по физике, они также развивают свою логику, мышление, кругозор. Круг интересов учащихся очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики, третьи любят проводить наблюдения и исследования различных явлений. Данный курс позволит учащимся задуматься над окружающими явлениями и находить им правильные объяснения.

Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика – инструмент для познания окружающего мира.

Цели программы:

- курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

-формирование ключевых компетентностей учащихся,  самообразовательных, информационных, коммуникативных, практических посредством выполнения практических работ и опытов, проектов, ведение наблюдений и исследовательской работы с информацией;

- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета.

Задачи программы:

- формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

- развитие способностей к исследовательской и проективной деятельности;

- создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;

- создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

          Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ по физике для 5-9 классов состоит в том, что каждое занятие включает в себя практическую и исследовательскую часть, изучение физических явлений, терминов через экспериментальную деятельность учащихся.

Программа рассчитана для учащихся 5-9-х классов.

           Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями  данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

экскурсии;

практические и лабораторные работы;

консультация с учителем;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских  и проектных заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

 

2.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности

·         Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал, рассматриваемый на факультативных занятиях по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).

 

·         Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов  проектов и исследовательских работ.

 

·         Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных  до республиканских).

 

Критерии оценки деятельности учащихся:

             В 5-9м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость,  строение вещества, основные положения теории строения вещества.

В 5-9м классе учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, секундомером,  отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.

В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:

1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции работы с прибором.

2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5-9 класса насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение.

3. Содержание учебного материала 5 класс.

1. Введение (5ч)

Физика – наука о природе. Ознакомление с физическими методами исследования природы, физическими явлениями, объектами изучения физики, физическими величинами, измерительными приборами. Цена деления прибора.

2. Тело и вещество (14ч)

 Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Температура. Термометр. Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села» Строение вещества. Молекулы и атомы. Движение молекул. Диффузия. Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях». Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Плотность вещества. Проект «Плотность овощей». Игра «Научные забавы». Конкурс «Найдите применение». Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были».

3. Народные приметы (4ч)

Проект « Народные приметы глазами физика». Ролевая игра «Синоптики природы». Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов». Конкурс «Круглый год».

4. Взаимодействие тел (7ч)

Сила как характеристика взаимодействия. Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Турнир знатоков любителей физики.

5. Школьная книга экспериментов (4ч)

 Проект «Школьная книга экспериментов». Занимательные опыты. Удивительное рядом. Шоу «Физика своими руками».

 

Содержание учебного материала 6 класс.

 

1.  Мы познаем мир, в котором живем (5 часов).

Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Природа. Явления природы. Физика- наука о природе. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №1  «Изготовление линейки и ее использование». Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительных приборов».

          

         2. Простейшие измерения  (3 часа).

Измерение линейных размеров тел. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров бруска». Лабораторная работа №4 «Измерение  объема тел правильной и неправильной формы». Защита проекта.

 

         3.  Из чего все состоит? (7часов)

Характеристики тел и веществ. Наблюдение тел и веществ. Сравнение характеристик физических тел.

Строение атома. Атомы и ионы. Строение вещества. Наблюдение различных состояний вещества.

Масса. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах». Температура. Лабораторная работа №6 «Измерение температуры воды и воздуха». Строение вещества. Наблюдение делимости вещества. Движение частиц вещества. Наблюдение явления диффузии. Защита проекта.

 

4. Движение и время. (4часа)

    

Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения.Путь и время

Скорость.  Лабораторная работа № 7 «Вычисление скорости движения шарика». Защита проекта.

 

        5. Взаимодействия. (9 часов)

Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Сила тяжести.Деформация. Сила упругости. Наблюдение различных видов деформации. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации. Измерение силы. Динамометр. Лабораторная работа №8  «Измерение силы». Сила трения. Изучение трения. Электрические силы. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия. Магнитное взаимодействие. Изучение свойств магнита. Действие жидкости на погруженное в неё тело. Исследование действия жидкости на погруженное в неё тело.Условия плавания тел. Выяснение условия плавания тел.Защита проекта.

6. Звуковые явления. (2часа)

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки.

7. Световые явления. (4часа)

Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение  и преломление света. Оптические приборы. Защита проекта.

 

Содержание учебного материала 7  класс

1.      Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика:
анкетирование учащихся, опрос.

2.      Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика:
построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».

3.      План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика:
определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.
4.      Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика
: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5.      Оформление списка литературы и использованных электронных источников.   (1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
6.      Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Источники электрического тока». - (1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7.      Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики.  Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»- 2ч.

8.      Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика:
доклады по теме: «Агрегатные состояния воды».Проверка оформления работ.
9.      Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика:
работа в программе Microsoft  Power Point. Презентация  «Почему летает самолёт».

Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)


1)      Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч
2)      Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч
3)      Изготовление модели перископа.- 1ч
4)      Радуга. - 1ч
5)      Миражи. -1ч
6)      Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей.- 1ч
7)      Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч
8)      Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
9)      Исследование  полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета - 1ч
10)  «Полёт бумеранга ».- 1 ч
11)  Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч
12)  Исследование «Ванька- встанька». - 1ч
13)   Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год. (1 ч)

 

Содержание учебного материала 8  класс

1.Введение - 1 часов

Тема 1. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

2. Организация исследовательской деятельности - 31 час

Тема 2. Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

3. Подведение итогов по проектам – 2 часа

Содержание учебного материала 9  класс

1. Введение (1 ч).

Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (10 ч).

Цель и задачи  учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (10ч).

Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Вид   деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. 
Практическая   работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы   контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные   операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Вид   деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. 
Практическая   работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка.

4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (9ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма. Виды   деятельности   учащихся: групповая работа.
Формы   контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Оборудование: компьютеры.

5. Экскурсии (2ч).

6. Участие в форумах различного уровня (2 ч).

 

3.      Тематическое планирование 5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Введение (5ч)

1

Что изучает физика? Физические явления.

1

Комбинированный урок

Набор оборудования для демонстрации физических явлений.

 

2

Методы изучения физических явлений.

1

Комбинированный урок

 

Д.П.Р.№1

 

3

Измерение – основа техники.

1

П.Р. «Измерение длины, площади, объема, времени»

 

Д.П.Р.№2

4

Цена деления прибора.

1

П.Р. «Определение цены деления мензурки, термометра, линейки»

Оборудование: мензурка, линейка, секундомер.

Определить цену делений приборов домашнего хозяйства: весы, спидометр, линейка, термометр.

5

В мире приборов.

1

Экскурсия в школьную лабораторию.

 

 

 

 

 

Придумайте  научное применение шариковой ручке.

Тело и вещество (14 ч)

6

Характеристики тел и веществ.

 

1

Комбинированный урок

Набор тел и веществ.

Д.П.Р. № 3

7

Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

 

1

Комбинированный урок

 

Д.П.Р. №4

8

Масса тела. Эталон массы.

 

1

Л.Р. «Измерение массы тела с помощью весов».

Рычажные весы, набор  различных тел.

Измерение массы тел с помощью бытовых весов.

9

Температура. Термометр.

 

1

Урок – экскурсия "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха"

Термометры. Карточки с указанием объекта и планом наблюдения.

Измерить температуру воздуха: утром, днем и вечером (в течение недели).

10

Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села»

1

Проект

План составления проекта.

Д.П.Р.№5

11

Конкурс «Научные забавы»

1

Игра с демонстрациями занимательных опытов

Оборудование для опытов

 

12

Строение вещества. Молекулы и атомы.

 

1

Комбинированный урок

Модели молекул и атомов. Микроскоп.

Д.П.Р.№6

13

Движение молекул. Диффузия.

 

1

Исследовательская работа «Наблюдение и изучение диффузии»

 

Дезодорант, бензин, нашатырь,   криссталы калия марганца кислого, чайная заварка, горячая и холодная вода, чернослив или изюм.

Определить скорость диффузии.

14

Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях»

1

Проект

Оборудования для исследования диффузии

Д.П.Р.№7

15

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Проект

 

Д.П.Р.№8, подготовка к конкурсу

16

Конкурс «Найдите применение»

1

Игра

Презентация, оборудование

 

17

Плотность вещества.

 

1

Комбинированный урок.

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Определить плотность мороженого, шоколада.

18

Проект «Плотность овощей»

1

Проект

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Д.П.Р.№9

Сочинить сказку с физическим смыслом.

19

Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были…»

1

Игра, конкурс

Презентация

Д.П.Р.№10

Народные приметы (4ч)

20

Проект « Народные приметы глазами физика»

1

Проект

 Набор книг по народным приметам: «Круглый год» и др. Интернет ресурсы.

Составить список народных примет по группам: к улучшению погоды, к ухудшению погоды. 

21

Ролевая игра «Синоптики природы»

1

Ролевая игра

 

Пословицы и поговорки о погоде.

22

Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов»

1

П.Р.

Набор оборудования для конструирования приборов.

Изготовить  флюгер, барометр для дома.

23

Конкурс «Круглый год»

1

Конкурс

Презентация

 

Взаимодействие тел (7ч)

24

Сила как характеристика взаимодействия

1

Комбинированный урок

Динамометр.

Конкурс рисунков «Физика своими руками»

25

Явления тяготения. Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Трубка Ньютона, динамометр, наборы тел.

Исследование «Действие сил в практической деятельности человека»

26

Вес тела. Невесомость.

1

Комбинированный урок

Динамометр, целлофановый мешок.

Определить вес тела различных тел с известной массой тела.

27

Деформация. Виды деформации.

1

Исследовательская работа «Деформация. Виды деформации»

Полосовая резина, пружина, линейка, материя, пластилин.

Д.П.Р.№11

28

Сила трения.

1

Урок – экскурсия на СТО.

 

Польза и вред силы трения.

29

Роль трения в природе и технике.

1

Проект «Роль трения в природе и технике»

Песок, вазелин, шарик, наклонная плоскость.

Конкурс кроссвордов по физике.

30

Турнир знатоков любителей физики.

1

Игра

Презентация, оборудование

 

Школьная книга экспериментов (4ч)

31

Проект «Школьная книга экспериментов»

1

Проект

Наборы для различных физических экспериментов.

Подготовить письменное и графическое описание опыта

32

Занимательные опыты

1

П.Р.

Набор для занимательных опытов.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

33

Удивительное рядом

1

П.Р.

Мыльные пузыри и др. Презентация в  MS Power Point.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

34

Шоу «Физика своими руками»

1

Заключительный урок.

Демонстрация  своих опытов учащимися.

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение

5

2

3

2

Тело и вещество

14

5

9

3

Народные приметы

4

-

4

3

Взаимодействие тел

7

3

4

4

Школьная книга экспериментов

4

-

4

 

Итого:

34

10

24

 

Тематическое планирование 6 класс

 

№ п/п

Тема урока

Кол

во

часов

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Тема I. (5 часов) Мы познаем мир, в котором живем

 

 

 

 

 

1

Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики.

Природа. Явления природы.

 

Различать способы познания природы , оперировать пространственно-временными масштабами мира

Определять цену деления  измерительных приборов

2

Физика- наука о природе

 

3

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

 

4

Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №1   «Изготовление линейки и ее использование.»

 

5

Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительных приборов».

 

Определять цену деления  измерительного прибора 

 

6

Измерение линейных размеров тел. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров бруска»

 

Определять цену деления  измерительного прибора   объема жидкости при помощи мензурки

7

Лабораторная работа №4 «Измерение  объема тел правильной и неправильной формы.»

 

8

Защита проекта.

 

 

 

   Тема III. (7часов) Из чего все состоит?

 

 

9

Характеристики тел и веществ. Наблюдение тел и веществ. Сравнение характеристик физических тел.

 

 

Характеризовать понятия, связанные с атомно-молекулярным строением вещества , три состояния вещества .

Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон) , три состояния вещества и  обнаруживать их сходства и отличия .

Обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества

 

 

 

 

10

Строение атома. Атомы и ионы. Строение вещества. Наблюдение различных состояний вещества.

 

11

Масса. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах».

 

 

Пользоваться измерительными приборами  и определять массу тел

Характеризовать

понятие температуры

12

Температура. Лабораторная работа №6 «Измерение температуры воды и воздуха».

 

13

Строение вещества. Наблюдение делимости вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеризовать понятия, связанные с атомно-молекулярным строением вещества , три состояния вещества .

Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон) , три состояния вещества и  обнаруживать их сходства и отличия .

 

14

Движение частиц вещества. Наблюдение явления диффузии.

 

15

Защита проекта.

 

 

 

 

Тема IV. (4часа) Движение

и время.

 

 

 

 

16

Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения

 

 

Характеризовать механическое движение .

Разрешать учебную проблему при введении понятия скорости .

Выделять существенные признаки различных видов механического движения.

17

Путь и время

 

 

18

Скорость. Лабораторная работа № 7 «Вычисление скорости движения шарика»

 

 

19

Защита проекта.

 

 

Тема V. (9 часов) Взаимодействия.

 

 

 

 

20

Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Сила тяжести.

 

Характеризовать понятие силы тяжести .

 

21

Деформация. Сила упругости. Наблюдение различных видов деформации. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации

 

Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы упругости .

 Пользоваться измерительными приборами  и иметь навыки представления результатов измерений .

22

Измерение силы. Динамометр. Лабораторная работа №8  «Измерение силы».

 

23

Сила трения. Изучение трения.

 

Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы трения .

Пользоваться измерительными приборами  и иметь элементарные навыки представления результатов измерений .

24

Электрические силы. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия.

 

Объяснять возникновение электрического заряда тел, взаимодействие электрических зарядов .

 

25

Магнитное взаимодействие. Изучение свойств магнита.

 

 

Объяснять взаимодействие постоянных магнитов .

 

26

Действие жидкости на погруженное в неё тело. Исследование действия жидкости на погруженное в неё тело.

 

 

Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих существование выталкивающей силы в жидкостях .

Применять на практике теоретический метод анализа физической ситуации, связанной с определением выталкивающей силы .

Пользоваться измерительными приборами.

27

Действие жидкости на погруженное в неё тело. Исследование действия жидкости на погруженное в неё тело.

 

 

28

Защита проекта.

 

 

 

Тема VI. (2часа) Звуковые явления.

 

 

 

 

 

 

 

29

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука.

 

 

Выделять условия возникновения звука, характеристики звука.

Объяснять  явление отражения звука .

30

Способность слышать звук. Музыкальные звуки.

 

 

 

Тема VII. (4часа) Световые явления.

 

 

 

 

 

31

Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света.

 

 

Выделять условия распространения света.

Объяснять  явление отражения и преломления света.

Пользоваться оптическими приборами

32

Отражение  и преломление света.

 

33

Оптические приборы.

 

 

34

Защита проекта.

 

 

 

Тематическое  планирование  для 7 класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые
нас окружают.

Что я  думаю  своих о способностях.

1

1

2.

Структура и содержание
учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3.

План работы над учебным исследованием.
Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

4.

Основные источники получения информации.

1

2

3

5.

Оформление списка литературы и использованных
электронных источников.

 

1

1

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

 

1

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

2

3

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

1

1

2

10.

Тематические учебные исследования.

Работа над проектами. Защита проектов.

5

12

18

 

 

Итого

13

21

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

план

факт

1

 

Что такое исследовательская деятельность Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

1

 

 

 

2

Вычисление объема своего тела

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

3

Вычисление объема своего тела.Формулировка гипотезы исследования.

1

 

 

4

Вычисление объема своего тела. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

5

Определение объема и плотности своего тела.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

6

Определение объема и плотности своего тела.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

1

 

 

7

Определение площади поверхности своего тела

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

8

Определение площади поверхности своего тела

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

9

Определение силы давления атмосферы на свое тело Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

10

Определение силы давления атмосферы на свое тело. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

1

 

 

11

Определение средней длины своего шага

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

12

Определение средней длины своего шага. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

13

Определение средней скорости движения. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

14

Определение средней скорости движения.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

1

 

 

15

Определение давления своего тела на поверхность.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

16

Определение давления своего тела на поверхность.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

 

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

17

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

18

Определение работы и мощности рук.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

19

Определение работы и мощности рук.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

1

 

 

20

Определение механической работы при подъеме штанги. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

21

Определение механической работы при подъеме штанги. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

22

Определение механической работы при прыжке в высоту.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

23

Определение механической работы при прыжке в высоту. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

24

Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

25

Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

26

Определение средней мощности, развиваемой при приседании. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

1

 

 

27

Определение средней мощности, развиваемой при приседании. Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

28

Измерение мощности, развиваемой при подъеме по лестнице. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы.

1

 

 

29

Определение средней мощности, развиваемой при приседании.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

1

 

 

30

Изучение свойств глаза. Обнаружение слепого пятна. Измерение диаметра зрачка.Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы.

1

 

 

31

Наблюдение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза.Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

1

 

 

32

Защита лучшего проекта

 

1

 

 

33

Защита лучшего проекта

 

1

 

 

34

Подведение итогов

 

1

 

 

 

Тематическое планирование 9 класс

1.     Проект «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду»

п/п

Содержание

К-во

Часов

Дата

I

Обоснование выбора, Цель работы, Задачи проекта, Гипотеза. Проблемный вопрос.

2

 

II

Введение

1

 

III

История создания тепловых машин

 

 

1

История создания универсальных тепловых машин

1

 

2

Паровые машины

1

 

3

Реактивный двигатель

1

 

4

Двигатель внутреннего сгорания

1

 

IV

Принцип работы ТМ

 

 

1

Паровые машины

1

 

2

Реактивный двигатель

1

 

3

Двигатель внутреннего сгорания

1

 

V

Тепловые машины и экология

 

 

1

Плюсы использования ТМ

1

 

2

Минусы использования ТМ

1

 

3

Проведение наблюдений

1

 

4

Рекомендации

1

 

VI

Защита проекта

1

 

 

Итого

15

 

2.     Проект «Влияние электромагнитных полей на живые организмы»

п/п

Содержание

К-во

Часов

Дата

I

Обоснование выбора, Цель работы, Задачи проекта, Гипотеза. Проблемный вопрос.

1

 

II

Введение

1

 

1

Природа электромагнитных полей

2

 

III

Действие электромагнитных полей

 

 

1

Биологическое действие электромагнитных полей

1

 

2

Влияние на нервную систему

1

 

3

Влияние на иммунную систему

1

 

4

Влияние на эндокринную систему и нейрогуморальную реакцию

1

 

5

Влияние на половую функцию

1

 

6

Другие медико-биологические эффекты

1

 

IV 

Основные источники ЭМП и способы защиты от их вредного действия

 

 

1

Электропроводка

1

 

2

Бытовые электроприборы

2

 

3

Средства сотовой связи

2

 

4

Персональные компьютеры

1

 

VI

Защита проекта

2

 

 

Итого

19

 

 

Методическое обеспечение программы.

Методический комплекс:

1. А.А.Кузнецов О стандарте второго поколения //журнал «Физика в школе»  № 2 2009г.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) // Стандарты второго поколения М Просвещение 2009г.

3.  Примерные программы среднего (полного) общего образования (проект) // журнал «Физика в школе» № 3 2010г.

4. Гуревич А.Е. “Физика и химия .5-6 кл.” – М.: Дрофа, 1999 г.

5. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика. Химия. 5-6 кл.”: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.

          6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2001. 
          7. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП., КАРО, 2005.
          8.Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998.
          9. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990.
         10. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д, ИЦ «Март Т», 2002.
         11.Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007.
         12. Интернет.

Ресурсное обеспечение

1.                            http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/baby.htm

2.                            http://igrushka.kz/vip18/soprov.shtml

3.                            http://www.rusedu.ru/detail_1068.html

4.                            http://physis.ucoz.ru/publ/1

5.                            http://physik.ucoz.ru/index/gia_po_fizike/0-354

6.                            http://www.uchportal.ru/load/39

 

Учебно-материальное обеспечение программы

1.                            компьютеры

2.                            интерактивная доска

Приборы общего назначения для кабинета физики

·                    Весы технические до 1000 гр. с разновесами

·                    Метр демонстрационный

·                    Штатив универсальный

·                    Динамометры

·                    Камертоны на резонирующих ящиках

·                    Набор тел равного объема

·                    Набор тел равной массы

Приборы лабораторные

·                    Набор динамометров  до 4 Н

·                    Набор грузов по механике

·                    Термометры лабораторные

·                    Штатив для фронтальных работ

 

Возможная тематика исследовательских проектов:

1.                  Исследование отражающей способности природных материалов.

2.                  Определение влажности и температуры воздуха в различных местах при одинаковых погодных условиях.

3.                  Исследование скорости испарения жидкости листьями растений.

4.                  Расчет  уровня осадков.

5.                  Исследование деформации и видов деформации.

6.                  Изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды.

7.                  Изучение признаков наступления ненастья.

8.                  Изучение и анализ народных примет.

9.                  Физические приборы своими руками.

 Принятые сокращения:

          ЛР – лабораторная работа.

ПР – практическая работа.

ДПР – домашняя практическая работа

Фрагмент рабочей тетради для домашних практических работ по физике

Практическая работа №1.

Измерение длин.

 

Задание 1.

Пользуясь масштабной линейкой, измерьте следующие длины предметов и расстояний.

1.длину указательного или среднего пальца ……….

2.длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца…………..

3.длину ступни от конца пятки до конца большого пальца………………….

4.окружность шеи………………

5.окружность головы………………..

6.длину……..    ширину……      высоту……           спичечной коробки.

7.длину спички………..           иголки……..

Задание 2.

Ознакомьтесь с рулеткой, осмотрите ее устройство, научитесь разматывать и сматывать рулетку.

1. пользуясь рулеткой, измерьте длину…  ширину…….своей комнаты.

2.измерьте высоту………       входной двери.

Задание 3.

Научитесь отмечать  при  помощи рук и  пальцев длины в 1дм. и 1см.

1.                  возьмите масштабную линейку, отметьте на бумаге карандашом длину 1дм.и раздвинув указательный и средний пальцы, запомните как их нужно раздвигать, чтобы откладывать 1дм. уже без линейки.

2.                  проверьте длину линии при помощи «собственных» дециметров и при помощи масштабной линейки.

Сделай вывод.

Практическая работа № 2.

Измерение длины.

Задание1.

1.                  вечером перед сном, снимите обувь и станьте спиной к косяку раскрытой двери.

2.                  плотно прикоснитесь к косяку пятками, тазом, спиной и затылком и держите голову прямо.

3.                  попросите кого-нибудь отметить на косяке небольшую черточку.

4.                  измерьте расстояние от пола до черточки в сантиметрах и миллиметрах.

5.                  проделайте тоже самое утром.

6.                  результаты запишите в таблицу

 

Вечером

Утром

разница

 

 

 

 Задание 2.

 Определите среднюю длину своего шага

1.  пройдите спокойной и ровной походкой 10 шагов.

3.  измерьте пройденное расстояние в метрах и сантиметрах и полученное число разделите 

на 10……………………

3.   установите среднюю длину своего шага …………….

4.   после измерения расстояний шагами обязательно измерьте его рулеткой ………………….

Задание 3.

1.      измерьте диаметры монет достоинством 1, 5, 10, 50.копеек

 

 

 

Диаметр монет

1 коп …………..

5 коп…………

10 коп………….

50 коп……….

.Сделай вывод.

Практическая работа № 3.

Измерение диаметров малых тел.

Задание 1.

1.намотайте на цилиндрическую ручку несколько витков проволоки, прижимая как можно туже один виток к другому.

2.                  измерьте с помощью линейки длину полученного ряда …………….

3.подсчитайте число витков ……………. 

4.    разделите длину полученного ряда  на число витков, и вы получите диаметр проволоки

Задание 2.

1.измерьте, диаметры нитей определенного номера как вы делали это в задании № 1.

Нитки № 10 ………………..

            № 30 ………………..

            № 40 ……………….

Задание 3.

1.возмите несколько одинаковых монет, сложите их стопкой  и измерьте толщину стопки ----- 

2.разделите полученный результат на число монет, и вы получите диаметр одной монеты -----

Сделайте вывод

 

СОГЛАСОВАНО                                                                      СОГЛАСОВАНО    

Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по ВР

методического объединения                                                   ___________________    Попова Е.В.

Учителей естественнонаучных                                                          подпись                                  Ф.И.О.

дисциплин СОШ № 2                                                                ___________________ 20____года

от___ августа__201___года №1

____________________    _________

подпись руководителя МО                       Ф.И.О.


Скачано с www.znanio.ru

Краснодарский край муниципальное образование

Краснодарский край муниципальное образование

Пояснительная записка Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так…

Пояснительная записка Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так…

Программа рассчитана для учащихся 5-9-х классов

Программа рассчитана для учащихся 5-9-х классов

Дети любят фантазировать, изобретать

Дети любят фантазировать, изобретать

Простейшие измерения (3 часа)

Простейшие измерения (3 часа)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности

Радуга. - 1ч 5) Миражи

Радуга. - 1ч 5) Миражи

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

Комбинированный урокД.П.Р. №4 8

Комбинированный урокД.П.Р. №4 8

Проект « Народные приметы глазами физика» 1

Проект « Народные приметы глазами физика» 1

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения

Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения

Тема занятий Количество часов теория практика

Тема занятий Количество часов теория практика

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся

Защита лучшего проекта 1 33

Защита лучшего проекта 1 33

Влияние на половую функцию 1 6

Влияние на половую функцию 1 6

Приборы лабораторные ·

Приборы лабораторные ·

Вечером Утром разница

Вечером Утром разница
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022