Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ. Дубровина Л.А., учитель музыки Кравченко В.Е., учитель-логопед МБОУ СШ №17 г. Камышин
Оценка 5

Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ. Дубровина Л.А., учитель музыки Кравченко В.Е., учитель-логопед МБОУ СШ №17 г. Камышин

Оценка 5
docx
25.05.2020
Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ. Дубровина Л.А., учитель музыки Кравченко В.Е., учитель-логопед МБОУ СШ №17 г. Камышин
Тезисы Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.. СШ 17 Камышин.docx

Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ.

Дубровина Л.А., учитель музыки

Кравченко В.Е., учитель-логопед

МБОУ СШ №17

г. Камышин

Актуальность.

Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе. Согласно Государственному Стандарту образования для детей с ОВЗ в Российской Федерации к особым образовательным потребностям относятся – овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность и реализацию социокультурных связей и отношений воспитанников с окружающей средой.

Жизнь в обществе предполагает постоянный процесс общения. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции обучающихся- актуальная воспитательная задача. Для её осуществления необходимо  создать условия для такого речевого развития учащихся, которое станет опорой вих дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.

Одним  из  современных  подходов  к  преодолению  недостатков  в  познавательной  сфере  и  коррекции  коммуникативных  расстройств, – является  проектно-  исследовательская  деятельность  детей, которая  заключается  в  интеграции  всех  образовательных  областей.

Гипотеза. В условиях проектной деятельности формирование коммуникативной компетенции происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Планируемые результаты.

1.     Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

2.     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

3.     Использование навыков по предотвращению конфликтных ситуаций в повседневной жизни.

4.     Умение использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.     Умение представлять продукт проектной деятельности.

Цель: создание условий для успешного овладения  коммуникативной компетенциейобучающихся с ОВЗчерез включение в проектную деятельность.

Метод проектов в течение последних двух лет мы внедряем в практику нашей работы.

Этапы работы над каждым проектом:

- этап планирования работы над проектом;

- основной этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результатов;

- рефлексия деятельности.

         В проектную деятельность вовлечены обучающиеся 1-7 классов.

         Учитывая особенности данной категории детей, темы проектных работ выбираем из содержания близких к ним областей. Народные праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являются одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения детей.Поэтому в 2014-2015 учебном году мы провели исследования традиций Великих православных праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха», которые все с удовольствием празднуют, но, как оказалось, знают о них очень мало. Собрав информацию об этих праздниках, мы перешли к практической части проекта: изготовление информационных газет, разучиваниеколядок, песен, проведение конкурсов  чтецов, рисунков, приготовление традиционных блюд. И чтобы понять суть праздника, надо стать его участником. Праздники «Под светлым небом Рождества», «Ай да Масленица», «Светлый праздник  Пасха»проведены не только для учащихся  нашей школы, но и  для ребят камышинского реабилитационного центра для несовершеннолетних, где дети вручили подарки, сделанные своими руками.

         Продуктом проекта стали видеоролики, сценарии праздников.

         Проект был представлен детьми и педагогами на городском и региональном уровне.

         Инициаторами первого проекта были мы, педагоги. Но ребят заинтересовали народные праздники. Поэтому перспективой проекта стали традиционные календарные праздники «Рябинник», «Кузьминки». На данном этапе дети, имеющие практический опыт изучения традиций народных праздников, были более самостоятельными и инициативными, в том числе и в продуктивной деятельности.

Продукт – сценарии, альбомы, видеоролики.

         Проект был представленобучающимися на конкурсе «Радуга» в рамках Четвёртой межрегиональной с международным участием научно-методической конференции в г. Котово.

         Перспектива проекта - День весеннего равноденствия «Жаворонки».

         Мы  - камышане, земляки Героя Советского Союза А.П.Маресьева, 100-летие которого отмечается в этом году. Проведя опрос, мы выяснили, дети знают не все места в г. Камышине, связанные с памятью об этом человеке. Это дало начало проекту «По следам памяти А.П.Маресьева». Была проведена большая исследовательская работа, которая заключалась в поисках информации, а затем посещении всех памятных мест в нашем городе, связанных с А.П. Маресьевым. Результат проекта – альбом, видеоролики.

         Мы накопили богатый материал, который был представлен учащимся нашей школы, а также на городском и региональном уровне, где наши учащиеся заняли призовые места.

         Перспектива – проект «Песни подвига».

         Созданию условий для приобретения школьниками коммуникативных, а значит и социальных навыков, способствуют социальные проекты, старт которым даёт проект «От улыбки хмурый день светлей».  В течение недели развернула свою работу фотостудия «Улыбка». Ребята и педагоги школы фотографировали друг друга для предстоящего конкурса «Мистер и мисс школьная улыбка».Для проведения акции «Улыбнись, прохожий!» был составлен Кодекс хорошего настроения. Вся проведённая работа стала базой для проведения Всемирного дня улыбки в нашей школе.Мероприятия Дня Улыбки направлены на то, чтобы каждый, несмотря на повседневные заботы, остановился, улыбнулся и подарил окружающим лучик добра и улыбки.

         Результат – альбом, видеоролик.

         Проект «Всемирный день Спасибо» нацелен на то, чтобы повысить интерес детей к проблемам вежливости, создать механизм противодействия грубости, неуважения и агрессии в отношениях школьников друг к другу.

Перспектива – Всемирный день приветствий, Всемирный день доброты.

По результатам проведенных проектов нами были созданы альбомы и электронные пособия, в содержание которых входит информация по теме каждого проекта, сценарии праздников, видеоролики, фотоотчёты. Пособия помогут педагогам в проведении народных праздников, классных часов по патриотическому воспитанию, в проведении мероприятий по этикету.

         Конечно, особенности развития детей нашей школы накладывают ограничения на организацию проектной деятельности. Однако правильно созданная система работы позволяет добиться желаемого результата: способствует становлению коммуникативной компетенции обучающихся, развивает их умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов, значительно повышает эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 


                            


 

Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с

Проектная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с

Умение использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Умение использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Продукт – сценарии, альбомы, видеоролики

Продукт – сценарии, альбомы, видеоролики

По результатам проведенных проектов нами были созданы альбомы и электронные пособия, в содержание которых входит информация по теме каждого проекта, сценарии праздников, видеоролики, фотоотчёты

По результатам проведенных проектов нами были созданы альбомы и электронные пособия, в содержание которых входит информация по теме каждого проекта, сценарии праздников, видеоролики, фотоотчёты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020