Тема урока: Семья. Семейные ценности.
Подготовили и провели урок учитель СБО Дубровина Л.А.,
учитель-логопед Кравченко В.Е.
Цель: формирование представлений о семье, семейных ценностях.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление об исторических истоках семьи;
- закреплять понятия детей о родственных связях;
- формировать представления о нравственных основах семьи;
- актуализировать словарь по теме «Семья»;
- формировать умение работать со словарём.
Коррекционно-развивающие:
- развивать грамматическую сторону речи посредством умения согласовывать существительные с прилагательными в ед. числе;
- развивать связную речь на основе составления рассказа-описания о своей семье;
- корригировать мышление на основе умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к членам своей семьи;
- формировать умение сотрудничать при нахождении общего решения в совместной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети встают в круг.
Учитель СБО. Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей. Наши руки могут всё: и обнять маму, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, а могут и причинить зло. Мне хотелось бы пожелать, чтобы ваши руки были добрыми и ласковыми. На одном из занятий вы обводили и вырезали свои ладошки. Для чего вы это делали, узнаете в конце урока.
Дети садятся на свои места.
II. Целеполагание.
Учитель-логопед. У нас сегодня необычный урок - СБО и логопедическое занятие одновременно. Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице №2, узнайте, какое слово зашифровано в таблице №1, и вы назовёте тему нашего урока.
(Приложение 1)
- Итак, тема нашего урока «Семья и семейные ценности».
- Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей.)
- Правильно, сегодня мы узнаем о том, что такое семья и семейные ценности, вы составите рассказ о своей семье.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель СБО. Как вы думаете, для чего человеку нужна семья? (Ответы детей.)
- Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье, кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.
IV. Освоение нового материала.
Учитель-логопед. Ребята, а вы знаете, как появилась семья? (Ответы детей.)
- На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
Презентация. (Приложение 2)
(Слайд 1)
- Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. Люди ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, ловили рыбу в реках и озерах. Люди жили общинами. По сути это и были первые семьи. Мог ли человек в древние времена прожить один? (Ответы детей.) Зачем ему была нужна семья? (Ответы детей.)
- Сидоров Сергей подготовил сообщение о славянских семьях. (Приложение 3)
(Слайд 2)
Учитель СБО. Итак, какой была славянская семья? (Трудолюбивой, большой, дружной.)
- Чем она отличалась от современной семьи? (Все дети и внуки жили со своими родителями.)
Учитель-логопед. Вот как далеко в историю уходят корни создания семьи. Как вы думаете, как появилось слово «семья»? (Ответы детей.)
- В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь «я». Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Учитель СБО. О семи основах семьи поётся и в песне «Настоящая семья». (Приложение 4)
Дети встают и исполняют песню.
Учитель-логопед. Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Где можно узнать значение этого слова? (Ответы детей.)
- Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Работа со словарём.
Слайд 3.(Семья - группа живущих вместе близких родственников.)
- Ребята, повторите, что такое семья?
Учитель СБО. А кто относится к близким родственникам? (Мама, папа, братья, сестры, бабушка и дедушка.)
- Есть ещё понятие «дальние родственники». Кто же относится к дальним родственникам? (Дяди, тёти, двоюродные братья, сёстры, прабабушки, прадедушки.)
- Все родственники имеют друг к другу какие-либо отношения.
- Кем является «дядя» в родственных отношениях? (Ответы детей.) А тётя?
- Дядя – это брат отца или матери, а тётя – сестра отца или матери.
- Сейчас проверим, как вы разбираетесь в родственных отношениях. Я буду задавать вам вопросы, а вы выберете карточку с правильным ответом. (Приложение 5)
Учитель-логопед. Вы сказали, что семья - это родители и близкие родственники. Те, кто с первых дней жизни лелеют и оберегают нас. Рассказывая о близких родственниках, хочется подобрать самые добрые, ласковые слова. Каждый из вас возьмёт карточку с названием какого-либо члена семьи и подберёт слова-признаки.
Мама (какая?)… молодая, любимая, ласковая, добрая, заботливая, любящая нежная, красивая. Папа (какой ?) ... молодой, спортивный, добрый, внимательный, сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый. Бабушка (какая?)… старенькая, добрая, заботливая, внимательная. Дедушка (какой?)… старенький, мудрый, добрый. Сестра (какая?)…грамотная, старательная, аккуратная, послушная. Брат (какой?) …маленький, забавный, веселый, шустрый, любознательный любимый.
- Молодцы ребята, вы смогли подобрать много разных слов, характеризуя своих родственников.
Физкультурная пауза.
Учитель СБО. Ребята, мы хотим узнать о вас и о вашей семье больше, поэтому давайте поиграем в игру, которая называется «Встаньте те, …».
- У кого есть старший брат.
- У кого есть младшая сестра.
- У кого бабушка и дедушка живут в одном городе с вами.
- У кого бабушка и дедушка живут далеко.
- У кого есть дяди и тёти.
- Ну, вот мы про вас немного больше узнали. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
Учитель-логопед. Семьи бывают разные. А чем они отличаются? (Ответы детей.)
- Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
- Я расскажу вам одну легенду: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание».
- Как вы думаете, почему старик написал сто раз это слово? (Семья называется счастливой, если есть понимание.)
- Что важнее всего в семье? (Ответы детей.) Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос.
- Существует понятие «семейные ценности». В начале нашего урока вы сказали, что ценности – это что-то очень дорогое.
Учитель СБО. Что, на ваш взгляд, составляет семейные ценности? (Ответы детей.)
- Они тоже бывают самыми разнообразными. На столе разложены карточки. Я предлагаю вам выбрать понятия, которые являются главными в семейных отношениях и объяснить их.
Карточки располагаются на доске. (Слова: любовь, взаимопомощь, понимание, уважение, трудолюбие, брань, ложь, лень, забота.)
- Почему вы не выбрали слова брань, ложь, лень? (Ответы детей.)
- Итак, семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Дети читают хором выбранные слова.
V. Закрепление изученного материала.
Учитель-логопед. В песне поётся: «Родительский дом – начало начал, ты в жизни моей, надёжный причал.» Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить дом «счастья»? С чего начать? Давайте попробуем построить такой дом. Фундаментом нашего дома будут те ценности, на которых основывается любая семья. Мы их с вами определили.
Дети «закладывают» фундамент дома.
Учитель СБО. Для того чтобы выложить стены дома, вам нужно выбрать кирпичи, на которых написаны только близкие родственники.
- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
На крыше слово «семья».
- Молодцы, ребята. Наш семейный дом готов.
- Итак, близкие родственники это те люди, которые строят отношения на основе семейных ценностей, и составляют семью.
Учитель-логопед. Известный
писатель Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Мы
сегодня много говорили о семье, о том, на каких ценностях держится счастливая семья.
- Сейчас вы составите рассказ о своей семье, опираясь на план.
Слайд 4. (Приложение 6.)
- Молодцы. Нам было интересно узнать о вашей семье.
Учитель-логопед. В народе сложено много пословиц и поговорок о семье. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вы будете работать в паре. Ваша задача составить пословицу из слов.
Дети собирают пословицы. (Приложение 7.)
- Ребята, а теперь объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. (Ответы детей.)
- Народная мудрость подтверждает, что семья строится только на основе добрых отношений и взаимопонимания.
VI. Проверка усвоенных знаний.
Учитель СБО. Ребята, мы сегодня много говорили о семье и семейных ценностях. Давайте проверим, что вы запомнили. Проведём тест. На экране вы увидите два утверждения, одно из них верное. Поднимите карточку с цифрой правильного ответа.
Презентация 2. (Приложение 8.)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и у нас получилась картинка с изображением семьи.
VII. Итог урока.
Учитель-логопед. Наш урок подошёл к концу. Как звучала тема урока? (Семья. Семейные ценности.)
- На каких ценностях строится счастливая семья? (Ответы детей.)
- Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
IX. Рефлексия.
Учитель СБО. На прошлом уроке мы обвели и вырезали из бумаги ладошки. Положите их перед собой. На пальчиках напишите членов вашей семьи, а на большом пальце - самого главного.
Дети пишут, выходят к доске и прикрепляют ладошки к кругу, как лучи солнца.
- Посмотрите, какое яркое, красивое солнышко у нас получилось. Солнце посылает нам на землю вместе с лучами тепло. Пусть и в ваших семьях будет всегда тепло и уютно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.