Методическая разработка интегрированного урока музыки и логопедического занятия. Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.
Средства музыкальной и речевой выразительности.
«Сказка о царе Салтане».Три чуда.
Цель: формирование умения определять и сравнивать речевые и музыкальные средства выразительности в изображении трёх чудес в Сказке о царе Салтане А.С Пушкина.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Приветствие.
Учитель музыки:Прозвенел звонок.
Дети: Начался урок.
Учитель музыки:Здравствуйте, ребята!
Дети:Здравствуйте.
Учитель-логопед: Здравствуйте.
II. Актуализация знаний.
Показ отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Логопед:Вы догадались, из какой сказки этот отрывок?
Дети:«Сказка о царе Салтане».
Логопед: Кто автор этой сказки?
Дети: А. С. Пушкин. (слайд №1)
Логопед: Правильно, ребята, Александр Сергеевич Пушкин. (Портрет Пушкина)
Пушкинские сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются с нами на всю жизнь.
Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой. (Картины художников)(слайд №2)
Логопед:Итак, сегодня мы будем говорить о сказке.Скажите, чем отличается сказка от других жанров?
Дети: Волшебством.
Логопед: В каждой сказке есть чудо. Сколько чудес было в «Сказке о царе Салтане»?
Дети: Три чуда.
Логопед: Да! Вы правы. В «Сказке о царе Салтане» три чуда.(Тема на доске)
Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные. Картины как будто оживали в вашем воображении. Вот и мы сегодня попытаемся оживить «три чуда» из «Сказки о царе Салтане» с помощью речевых и музыкальных средств выразительности.(речь – музыка на доске)
Учитель музыки:Мы уже говорили о том, что сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передавали художники в своих картинах, а композиторы в музыкальных произведениях. Например, знакомый вам композитор с двойной фамилией. Кто догадался, как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (слайд №3)
Учитель музыки: Правильно, ребята. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина.(слайд №3)
Учитель музыки:«В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Послушайте фрагмент.
Фрагмент Слушание.
Учитель музыки:Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель музыки:А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты.
Учитель музыки: Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Некоторые из них мы сегодня услышим, когда будут звучать фрагменты оперы.
Ребята, а вы знаете, что такое опера?
Дети.Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.
Учитель музыки:Молодцы! Ребята, а вы помните цель нашего урока?
Оживить «три чуда» из «Сказки о царе Салтане» с помощью речи и музыки.
Определить, какими выразительными средствами изображены чудеса Сказки Пушкина.
Учитель музыки:Назовите средства музыкальной выразительности?
Дети: Темп, ритм, динамика, лад, тембр.
Учитель музыки: Совершенно верно при помощи этих средств можно узнать характер героев.
Логопед:Что помогает сделать нашу речь яркой, выразительной?
Дети: Темп, пауза, громкость, высота и др.
Логопед:Средства речевой и музыкальной выразительностипохожи? (Да.) Их много, сегодня мы должны узнать, какие средства выразительности помогли передать характер героев трёх чудес в «Сказке о царе Салтане».
Логопед:Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.
Каким же предстаёт перед нами образ белочки в сказке А.С.Пушкина. Давайте послушаем.
Читает подготовленный ребёнок.
...под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Логопед: Какой вы представляете себе белочку при прослушивании этих строк?
Ответы детей.
Логопед: Мне видится маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки. А ещё в этом стихотворении очень много слов-действий, которые показывают подвижность белочки. Давайте их назовём. (Слайд стих.)
Логопед: Как вы думаете, удалось ли …передать образ белки? Какими средствами? Как звучал голос?
Дети:Регистр, темп. Голос высокий, лёгкий.(Картинка +Регистр, темп)
Учитель музыки:В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
А теперь посмотрите, как изображена белка в сказке, и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель музыки: Покажите инструмент, который озвучивает белочку.
Дети показывают флейту.
Учитель музыки: Композитор поручает образ белки флейте-пикколо, самому высокому и звонкому духовому инструменту.(слайд №4)
Вы, наверное, обратили внимание на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Учитель музыки: Какими музыкальными средствами передал композитор образ белочки?
Дети.Темп быстрый, регистр высокий.
Учитель музыки: Ребята, давайте пропоём хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Но прежде, чем начать петь, вспомните, как нужно сидеть при пении. (слайд №5)
« Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…»
А теперь давайте встанем и пропоём стоя, а заодно и отдохнём.
Поем стаккато.
Учитель музыки: Спасибо, ребята. На мой взгляд, при помощи музыкальных выразительных средств у вас прекрасно получилось передать образ белки
(слайд №6) Выставляется картина «33 богатыря».
Логопед:Посмотрите, какое чудо изображено на картине художникаБ.В.Зворыкина?
Логопед:Глядя на картину, послушайте отрывок из сказки о богатырях.
Отрывок читает учитель.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Логопед:В каком регистре я исполнила отрывок? (В низком).В каком темпе?
(в медленном)
Логопед:Низкий голос помогает передать силу и мощь богатырей, образ сильный, могучий, несокрушимый. Воображение рисуетмаршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.
Чтение детьми по желанию.
Слайд №7 Стих
Учитель музыки: Ребята, если бы вы были композиторами, как бы вы изобразили богатырей?
Дети изображают
Учитель музыки: А теперь послушайте, как композитор в опере передает богатырскую поступь богатырей.
Слушание.Аудио фрагмент богатыри.
Учитель музыки: На что похожа эта музыка? Конечно, же, на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель музыки: Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, (назвать, какие)
А каким был темп? (быстрый)Мы увидели, как волнуется море. Совпало ли ваше представление о богатырях с композиторским?
Р-К изобразил богатырей именно так.
Учитель музыки: Итак, используя речевые и музыкальныесредства выразительности, мы увидели образ белочки и богатырей.Давайте проверим, сможете ли вы узнать этих героев.(Звучание белочки - встаём на носочки, богатыри – шагаем, незнакомая музыка садимся на место)
Логопед:Мыоживилидва чуда. О каком прекрасном третьем чуде рассказывает нам сказка А.С.Пушкина?
Дети:О Царевне лебеди
Логопед:Можете представить, как она красива? Закройте глаза, послушайте отрывок из сказки в исполнении народного артиста СССР И. Смоктуновского и мысленно нарисуйте её портрет.
Звучит аудиозапись.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...»
Логопед: Расскажите, какой вы представили себе Царевну Лебедь.
Ответы детей.(Картина на доске)
Логопед:Совпало ваше представление о лебеди с образом, изображённым на картине?Яркий образ Царевны создан великим художником Врубелем. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.
Какие средства речевой выразительности помогли актёру передать этот образ?
Доска
Логопед:Теперь, имея перед глазами образ с картины, прочитайте отрывок.
Чтение отрывка. Дети по очереди по цепочке читают выделенную другим цветом строчку.
Учитель музыки: А теперь музыкальный образ Царевны– Лебедя. Послушайте, как изобразил её Н. А. Римский – Корсаков. Когда будете слушать фрагмент, обратите внимание - в каком темпе изобразил композитор царевну, в каком регистре звучат инструменты?
Звучит фрагмент.
Дети. Темп медленный. Регистр высокий.
Учитель музыки: Музыка, изображающая Царевну – Лебедя в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.(замедленный темп, инструменты, звучащие в высоком регистре…)
Логопед: Ребята! Какова была цель урока?
Дети.Мы сегодня определили, какими выразительными средствами изображены чудеса Сказки Пушкина и в опере «Сказка о царе Салтане»
Логопед: Глядя на доску, какой вывод можно сделать? (Средства выразительности одинаковые)
Логопед:Как видим, одинаковые средства выразительности наблюдаются как в речи, так и в музыке, но иногда они могут не совпадать. Все вместе они рождают характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
Логопед: Ребята, посмотрите на экран.Картинка раскрасится, если вы правильно ответите на вопросы.
Викторина
Учитель музыки: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. А сейчас нам бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)
Положите, пожалуйста, орешки в корзинку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось, то вы прикрепляете золотой орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи другого цвета.
(Дети кладут орехи в корзинку).
Учитель музыки: Спасибо вам ребята за работу на уроке.
Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.
Учитель выставляет оценки.Логопед раздаёт детям орешки от белки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.