Методическая разработка урока музыки и логопедического занятия. Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.
Оценка 5

Методическая разработка урока музыки и логопедического занятия. Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.

Оценка 5
docx
26.05.2020
Методическая разработка урока музыки и логопедического занятия. Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.
сценарий урока муз и логоред занятия.docx

Методическая разработка интегрированного урока музыки и логопедического занятия. Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.

 

Средства музыкальной и речевой выразительности.

«Сказка о царе Салтане».Три чуда.

Цель: формирование умения определять и сравнивать речевые и музыкальные средства выразительности в изображении  трёх чудес в Сказке о царе Салтане А.С Пушкина.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

Приветствие.

Учитель музыки:Прозвенел звонок.

Дети: Начался урок.

Учитель музыки:Здравствуйте, ребята!               

Дети:Здравствуйте.

Учитель-логопед: Здравствуйте.

II. Актуализация знаний.

Показ отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане».

Логопед:Вы догадались, из какой сказки этот отрывок?

Дети:«Сказка о царе Салтане».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: А. С. Пушкин. (слайд №1)

Логопед: Правильно, ребята, Александр Сергеевич Пушкин. (Портрет Пушкина)

Пушкинские сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются с нами на всю жизнь.

Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой. (Картины художников)(слайд №2)

Логопед:Итак, сегодня мы будем говорить о сказке.Скажите, чем отличается сказка от других жанров?

Дети: Волшебством.

Логопед: В каждой сказке есть чудо. Сколько чудес было в «Сказке о царе Салтане»?

Дети: Три чуда.

Логопед: Да! Вы правы. В «Сказке о царе Салтане» три чуда.(Тема на доске)

Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные. Картины как будто оживали в вашем воображении. Вот и мы сегодня попытаемся оживить «три чуда»  из «Сказки о царе Салтане» с помощью речевых и музыкальных средств выразительности.(речь – музыка на доске)

 

Учитель музыки:Мы уже говорили о том, что сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передавали художники в своих картинах, а  композиторы в музыкальных произведениях. Например, знакомый вам  композитор с двойной фамилией. Кто догадался, как зовут  композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд №3)

Учитель музыки: Правильно, ребята. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина.(слайд №3)

Учитель музыки:«В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Послушайте фрагмент.

Фрагмент Слушание.

Учитель музыки:Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель музыки:А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты.

Учитель музыки: Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Некоторые из них мы сегодня услышим, когда будут звучать фрагменты оперы.

Ребята, а вы знаете, что такое опера?

Дети.Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Учитель музыки:Молодцы! Ребята, а вы помните цель нашего урока?

Оживить «три чуда»  из «Сказки о царе Салтане» с помощью речи и музыки.

Определить, какими  выразительными  средствами изображены чудеса Сказки Пушкина.

Учитель музыки:Назовите средства музыкальной выразительности?

Дети: Темп, ритм, динамика, лад, тембр.

Учитель музыки: Совершенно верно при помощи этих средств можно узнать характер героев.

Логопед:Что помогает сделать нашу речь яркой, выразительной?

Дети: Темп, пауза, громкость, высота и др.

Логопед:Средства речевой и музыкальной выразительностипохожи? (Да.) Их много, сегодня мы должны узнать, какие средства выразительности помогли передать характер героев трёх чудес в «Сказке о царе Салтане».

Логопед:Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.

Каким же предстаёт перед нами образ белочки в сказке А.С.Пушкина. Давайте послушаем.

Читает подготовленный ребёнок.

...под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Логопед: Какой вы представляете себе белочку при прослушивании этих строк?

Ответы детей.

Логопед: Мне видится маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки. А ещё в этом стихотворении очень много слов-действий, которые показывают подвижность белочки. Давайте их назовём. (Слайд стих.)

Логопед: Как вы думаете, удалось ли …передать образ белки? Какими средствами? Как звучал голос?

Дети:Регистр, темп. Голос высокий, лёгкий.(Картинка +Регистр, темп)

Учитель музыки:В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

А теперь посмотрите, как изображена белка в сказке, и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель музыки: Покажите инструмент, который озвучивает белочку.

Дети показывают  флейту.

Учитель музыки: Композитор поручает образ белки флейте-пикколо, самому высокому и звонкому духовому инструменту.(слайд №4)

Вы, наверное, обратили внимание на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Учитель музыки: Какими музыкальными средствами передал композитор образ белочки?

Дети.Темп быстрый, регистр высокий.

Учитель музыки: Ребята, давайте пропоём хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Но прежде, чем начать петь, вспомните, как нужно сидеть при пении. (слайд №5)

 « Не в саду, не в огороде,

А в Кремле при всем народе

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…»

А теперь давайте встанем и пропоём стоя, а заодно и отдохнём.

Поем стаккато.

Учитель музыки: Спасибо, ребята. На мой взгляд, при помощи музыкальных выразительных средств у вас прекрасно получилось передать образ белки

(слайд №6) Выставляется картина «33 богатыря».

Логопед:Посмотрите, какое чудо изображено на картине художникаБ.В.Зворыкина?

Логопед:Глядя на картину, послушайте отрывок из сказки о богатырях.

Отрывок читает учитель.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Логопед:В каком регистре я исполнила отрывок? (В низком).В каком темпе?

(в медленном)

Логопед:Низкий голос помогает передать силу и мощь богатырей, образ сильный, могучий, несокрушимый. Воображение рисуетмаршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

Чтение детьми по желанию.

Слайд №7 Стих

Учитель музыки: Ребята, если бы вы были композиторами, как бы вы изобразили богатырей?

Дети изображают 

Учитель музыки: А теперь послушайте, как композитор в опере передает  богатырскую поступь богатырей.

Слушание.Аудио фрагмент  богатыри.

Учитель музыки:  На что похожа эта музыка? Конечно, же, на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал  марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

 

Учитель музыки: Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, (назвать, какие)

А каким был темп? (быстрый)Мы увидели, как волнуется море. Совпало ли ваше представление о богатырях с композиторским?

Р-К изобразил богатырей именно так.

Учитель музыки: Итак, используя речевые и музыкальныесредства выразительности, мы увидели  образ белочки и богатырей.Давайте проверим, сможете ли вы узнать этих героев.(Звучание белочки - встаём на носочки, богатыри – шагаем, незнакомая музыка садимся на место)

Логопед:Мыоживилидва чуда. О каком прекрасном третьем чуде рассказывает  нам сказка А.С.Пушкина?

Дети:О Царевне лебеди

Логопед:Можете представить, как она красива? Закройте глаза, послушайте отрывок из сказки в исполнении народного артиста СССР И. Смоктуновского и мысленно нарисуйте её портрет.

         Звучит аудиозапись.

 «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...»

Логопед: Расскажите, какой вы представили себе Царевну Лебедь.

Ответы детей.(Картина на доске)

Логопед:Совпало ваше представление о лебеди с образом, изображённым на картине?Яркий образ Царевны создан великим художником Врубелем. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

Какие средства речевой выразительности помогли актёру передать этот образ?

Доска

Логопед:Теперь, имея перед глазами образ с картины, прочитайте отрывок.

Чтение отрывка. Дети по очереди по цепочке читают выделенную другим цветом строчку.

Учитель музыки: А теперь музыкальный образ Царевны– Лебедя. Послушайте, как  изобразил её Н. А. Римский – Корсаков. Когда будете слушать фрагмент, обратите внимание - в каком темпе изобразил композитор царевну, в каком регистре звучат инструменты?

Звучит фрагмент.

Дети. Темп медленный. Регистр высокий.

Учитель музыки:  Музыка, изображающая Царевну – Лебедя в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.(замедленный темп, инструменты, звучащие в высоком регистре…)

Логопед: Ребята! Какова была цель урока?

Дети.Мы сегодня определили,  какими  выразительными  средствами изображены чудеса Сказки Пушкина и в опере «Сказка о царе Салтане»

Логопед: Глядя на доску, какой вывод можно сделать? (Средства выразительности одинаковые)

Логопед:Как видим, одинаковые средства выразительности наблюдаются как в речи, так и в музыке, но иногда они могут не совпадать. Все вместе они рождают характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с богатырями).

Логопед:  Ребята, посмотрите на экран.Картинка раскрасится, если вы правильно ответите на вопросы.

Викторина

Учитель музыки: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. А сейчас нам бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Положите, пожалуйста, орешки в корзинку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось, то вы прикрепляете золотой орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи другого цвета.

(Дети кладут орехи в корзинку).

Учитель музыки: Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.Логопед раздаёт детям орешки от белки.


 

Методическая разработка интегрированного урока музыки и логопедического занятия

Методическая разработка интегрированного урока музыки и логопедического занятия

Картины как будто оживали в вашем воображении

Картины как будто оживали в вашем воображении

Логопед: Что помогает сделать нашу речь яркой, выразительной?

Логопед: Что помогает сделать нашу речь яркой, выразительной?

Вы, наверное, обратили внимание на свистящий тембр флейты, придающий песенке

Вы, наверное, обратили внимание на свистящий тембр флейты, придающий песенке

Слайд №7 Стих Учитель музыки :

Слайд №7 Стих Учитель музыки :

Логопед: Совпало ваше представление о лебеди с образом, изображённым на картине?

Логопед: Совпало ваше представление о лебеди с образом, изображённым на картине?

Дети кладут орехи в корзинку)

Дети кладут орехи в корзинку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020