Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся
Выполнил: учитель начальных классов
ГБОУ №401 Санкт_Петербурга
Иванова Ирина Николаевна
Объект исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса
Предмет – проектная деятельность как средство формирования познавательных учебных действий у обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира
Цель исследования – разработать и апробировать Комплекс проектов по окружающему миру, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса
Гипотеза исследования: формирование познавательных УУД у обучающихся 3 класса будет проходить наиболее эффективно, при следующих условиях:
для развития познавательных УУД будут использованы предлагаемые нами проекты по окружающему миру
проектная деятельность по формированию познавательных УУД включает в себя работу по сбору материала по определенной теме, выявлению главной информации, планированию деятельности, реализации плана, оформлению проектной работы, презентации и оценки результатов
при осуществлении проектной деятельности используются выявленные нами Методические рекомендации.
Задачи исследования:
Определить сущность понятия проектная деятельность, выявить этапы и структуру проектной деятельности.
Изучить условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Рассмотреть возрастные психологические особенности младших школьников.
Проанализировать и описать методики диагностики познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Разработать и апробировать проекты по окружающему миру с обучающимися 3 класса.
Исследовать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся 3 класса при реализации проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Методики диагностики познавательных УУД
Методика Н.Л. Белопольской «Исключение лишнего»
Критерии оценки
уровень способности к обобщению.
2. Методика К.Йерасека
Критерии оценки
уровень вербального мышления
3. Методика «Логические задачи» А.З. Зака
Критерии оценки
уровень логического мышления, а именно: умение понять условие задачи, умение планировать свою деятельность, умение анализировать условия задачи.
4. Методика Э.Ф. Замбацявичене.
Критерии оценки
уровень умственного развития младших школьников
Критерии познав. УУД | Уровни (%) | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Способность к обобщению | Обучающийся легко работает с различными видами информации, легко выделяет лишнюю информацию из общего потока, обобщает слова по 2 и более родовым понятиям | Способен выделять лишнюю информацию из общего потока, но допускает ошибки, обобщает слова по 1 родовому понятию | Испытывает затруднения при выделении лишней информации, не способен к обобщению |
2. Уровень вербального мышления | Легко выделяет общие признаки предметов, классифицирует предметы и явления по общим признакам | Не всегда способен выделить общие признаки предметов, не все предметы классифицирует по общим признакам | Испытывает затруднения при выделении общих признаков предметов |
3. Уровень логического мышления | Рассуждение сформировано на высоком уровне. Быстро и легко способен понять учебную задачу, планировать свои действия, анализировать условие задачи | Частично понимает учебную задачу, не всегда способен планировать свои действия, анализировать условие задачи | Испытывает затруднения при понимании учебной задачи, планировании своих действий, анализе условия задачи |
4. Уровень умственного развития | Хорошо развиты речевые, математические способности, пространственное воображение, память. Легко дифференцирует существенные признаки от несущественных | Не всегда способен дифференцировать существенные признаки от несущественных | Испытывает затруднения при дифференциации существенных признаков от несущественных |
Проект «Моя семья»
Проект «Бытовые отходы»
Методические рекомендации
1) Учение должно происходить через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность, а также систематическое отслеживание учителем и учеником результатов проведенной работы.
2) При проведении проектной деятельности необходимо учитывать интересы детей. Не нужно навязывать проект ребенку, так как, если сам проект, его тема не интересны для учащегося, не будет и самого проекта.
3) Для плодотворной и успешной реализации проекта необходимо сотрудничество всех участников педагогического процесса.
4) Познание и знание появляются только после преодоления определенных трудностей.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Организовать работу по проектам может помочь тематическое анкетирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.