Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является
формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей
и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения
иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их
знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок
разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить,
решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными
путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование
мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах
показывает, что, не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к
урокам английского языка. Учебный процесс становится не эффективным. Метод
проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами
представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности,
т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт,
знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный
исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ
системы образования на социальный заказ государства и родительской
общественности.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются
американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на
активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его
личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей
жизни.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он
является составной частью учебного процесса. Практика использования метода
проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только
легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов
понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в
процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся,
практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую
популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их
практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне
надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной
тезис современного понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными
средствами.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку
является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной
коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции
входят:
речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во
всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение,
переводе в пределах определенной темы;
социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной
специфики стран изучаемого языка;
языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в
качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
учебно– познавательная компетенция – совершенствование учеьной деятельности по
овладению ИЯ;
компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений
в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении
самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить
необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения
проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового
материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном
исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является
классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам,
используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Автор проводит
классификацию по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский,
творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области
знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией
(непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника
проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города,
региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и
международный;5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,
долгосрочный).
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но
первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может
успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не
обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой,
не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы
в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода
проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от
учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и
время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых
знаний, умений и навыков.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать
постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного
ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до
реализации долгосрочных проектов.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My favourite animal”
лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся узнают о
правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс,
аккуратное оформление. На уроке прорабатывается грамматический материал,
повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке
устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или
рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает
положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать.
На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем
новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые
предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ,
который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.
В начальной школе содержится несколько тем, где проектная работа может
начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Например, такие темы как “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “My favourite
food”, “My jobs” . Ребята очень гордятся своими работами. Мы проводим выставку для
родителей и одноклассников. Материал таких книжек является прекрасным пособием
для чтения других детей. Причем читают обычно такие рассказы с большим
увлечением, чем обычно. Ценность представленного опыта заключается в том, что
детские работы используются много раз не только в данном, но и в других
классах.Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в
удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш,
рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с
последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.
Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить
тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7
классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые
праздники» , «Моё виртуальное путешествие» и т.п. Ребят постарше волнуют другие
проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями» и дрНа
мой взгляд наиболее важная цель проектов способствует формированию системы
знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействует
самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать
решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием,
развивать грамотность и многое другое.
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую
направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и
ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески
мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные
варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и
способы работы.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет
сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной
работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности:
трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной
информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно
организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов
активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его
типологические особенности и черты характера: целеустремленность,
настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения,
чувства и эмоции.
Так же необходимо отметить, что проектная методика влияет на повышение интереса
к изучению языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.