Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Байконур ГБОУ СШ №4 им. В.П.Глушко
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Ленинград город-герой
Автор работы
Тасмурзаев Алмат,
10 «К» кл.
Куратор проекта:
Саниева Гулия Миниахметовна
учитель истории и обществознания
г. Байконур
2023 год
Содержание
Введение.
1. Подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
2. Блокада Ленинграда.
3. Дорога жизни.
4. Опрос - исследование.
5. Выводы.
6. Список литературы.
7. Приложение 1.
8. Приложение 2.
9. Приложение 3.
Введение
Тема моей исследовательской работы «Ленинград город-герой». Не случайно о войне 1941-1945 годов говорят - Великая Отечественная: в борьбе за родное Отечество, свой край и отчий дом встал весь народ. Советские люди сражались с фашистами на фронте, боролись с захватчиками. Не только люди, но и целые города покрыли себя бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое имя город-герой. Одним из таких городов является Ленинград.
Город основан 27 мая 1703 Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове.
С годами из памяти стираются воспоминания и та цена, которой заплачено за победу. Мы воспринимаем все уже не так масштабно и трагично, как это было на самом деле, потому что многие из нас лишены возможности общения с ветеранами войны и тружениками тыла, а чтением художественной и документальной литературы о войне увлекается лишь часть моих ровесников.
Цели и задачи
Цель моей исследовательской работы: Изучение трагических событий Великой Отечественной войны на примере города – героя Ленинграда 1941 – 1944 годов и привлечение к ним внимания подрастающего поколения.
Задачи исследовательской работы:
собрать информацию о памятных местах Ленинграда времен 1941- 1944 г.;
изучить вклад жителей города в оборону Ленинграда;
выступить с сообщением перед учащимися школы;
провести опрос среди родственников, одноклассников и прохожих.
Объект исследования: Город – герой Ленинград.
Предмет исследования: летопись Великой Отечественной войны периода 1941 – 1944 гг.
Методы: анкетирование, изучение литературы и электронных источников информации, беседа.
Ожидаемые результаты: расширение представлений о подвигах советского народа в годы Великой Отечественной войны периода 1941 – 1944 годов.
1. Подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
Германия планировала уничтожить военную мощь Советского Союза до наступления осени 1941 года и скрытно готовилась к внезапному удару. Свой коварный план Германия назвала план «Барбаросса» по имени свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы.
Первым объектом для нападения Германия наметила Ленинград. Для уничтожения Ленинграда к городу были брошены огромные силы Германии. Вместе с немцами на Ленинград наступали армия фашисткой Испании, Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
4 сентября начался массированный артобстрел города, а 8 сентября немцы окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на окраинах города. Чтобы избежать больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня.
2. Блокада Ленинграда
В октябре 1941 года противник изменил тактику: на город стали сбрасывать бомбы и мины замедленного действия. Они представляли серьезную опасность, так как не было известно, как их обезвредить. Невзорвавшиеся бомбы часто обезвреживали добровольцы, даже девушки, нередко ценою своей жизни.
Цель этой тактики врагов такова:
- лишить жителей возможности пользоваться городскими транспортными линиями;
- остановить работу заводов в Ленинграде и труд жителей целых районов;
- создать паническое настроение у населения города.
К тому времени в город прекратилось поступление боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов. Враг обстреливал город в различное время, но в часы окончания и начала работы открывал сильный огонь. Так фашисты добивались массового убийства мирных жителей.
В зданиях университета, институтах и других помещениях развернули госпитали для прибывающих раненых. Требовались медикаменты. Раненые выздоравливали и возвращались в строй, так как войска нуждались в пополнении.
Блокада принесла жителям Ленинграда тяжелейшие испытания. Самым сложным было обеспечить населения и войска продовольствием и водой, боевую технику – горючим, заводы и фабрики – сырьем и топливом.
В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту блокады удалось эвакуировать в тыл лишь часть жителей (менее 500 тысяч). В городе остались 2 с половиной миллиона граждан, среди которых 400 тысяч детей.
Самой тяжелой оказалась первая, очень холодная и голодная, блокадная зима. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Хлеб был высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. Но норма выдачи продуктов постепенно сокращалась. Рабочие получали лишь до 250 граммов хлеба, а служащие и дети – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода: столярный клей, сыромятные ремни. За водой для питья приходилось ходить на Неву, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Люди были истощены голодом, измучены непрерывными бомбежками.
Но даже в этих жутких условиях многие дети учились. Путь в школу и обратно домой был опасен и тяжел: на улицах снаряды, снежные заносы, холод. Многие шатались от голода, болели цингой и дистрофией. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Смерть настигала и детей, и взрослых. Умерших тянули на санках и хоронили без гробов, обернутых простыней. От голода во время блокады погибли 642 тысяч человек. Враги надеялись, что голодающие и мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Но фашисты просчитались.
Подводя итог, можно сказать, что стремление к победе и любовь к родному городу еще больше сплотили людей и в тяжелейших условиях воодушевили на героизм, глубокую человечность и уважение друг к другу.
3. Дорога жизни
В осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Лишь узкая полоска воды Ладожского озера связывала город с Большой землей.
23 ноября первая колонна автомашин доставила в Ленинград 70 тонн муки.
22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.
Фашистское командование узнало о ледовой трассе. Дорогу стали систематически обстреливать из орудий.
Весной лёд начал таять и озеро покрылось водой на 30-40 сантиметров, но движение по Дороге жизни не прерывалось. Лишь красные флажки указывали путь отважным шофёрам. Когда начал разрушаться снежный покров, грузовики заменили баржами и катерами.
Главными героями Дороги жизни принято считать водителей грузовых машин. Не будь их, Дорога жизни никогда не смогла бы стать кормилицей Ленинграда.
Исследование – опрос
Я решила провести опрос среди окружающих меня людей: одноклассников, родственников, прохожих.
1 вопрос: «Как вы думаете, нужно ли знать историю своей Родины?» я задала одноклассникам.
9 ребят ответили «да», 3 – «нет» и 6 – затрудняются ответить на вопрос.
2 вопрос: «Знаешь ли ты дату начала блокады Ленинграда и снятия блокады» я задала своим родственникам.
Два человека (сестра и брат) ответили «нет». Четверо (мама, папа, дедушка и бабушка) ответили «да».
3 вопрос был такой же, как и второй – «Знаете ли вы дату начала блокады Ленинграда и снятия блокады?». Задавала я его прохожим. «Да» ответили 6 человека, «нет» – 15, «затрудняюсь ответить» - 7 человек.
Выводы.
В своей работе я рассмотрела историю Великой Отечественной войны периода 1941-1944 годов на примере героической обороны блокадного Ленинграда.
В течение 29 месяцев ленинградцы мужественно вели ожесточенную борьбу с гитлеровцами, поэтому гитлеровский план «Барбаросса» потерпел провал.
Мной исследованы особенности жизни людей в осажденном Ленинграде. Проблемами блокады были отсутствие, добыча и распределение продовольствия, доставка топлива, болезнь людей, массовая смертность.
Я изучила значение Дороги жизни и труд людей, которые работали на ней с целью обеспечения населения города и военных продовольствием. Рассмотрела вопрос прорыва и снятия блокады, в которых большую роль сыграло мужество защитников города.
Защита Отечества стала для ленинградцев гражданским долгом. Они испытывали тяготы блокады, но оставались непреклонными. 872 дня продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества. Но несмотря на многочисленные потери, город был освобождён.
Изученный мной материал позволяет сделать вывод о том, что успешный отпор врагу зависит не только от наличия сильной армии, но и от участия в борьбе всего народа.
Список литературы и источников
§ Венок славы: Антология художественных произведений о великой Отечественной войне. В 12 – ти т. Т.3.Подвиг Ленинграда / Сост.П.Карелин. – М.: Современник, 1987. – 606 с.
§ Герои Родины – наши земляки. Комплект плакатов. Составитель В.В.Глушков. Йошкар –Ола: Марийское книжное издательство, 2010.
§ Книга памяти. – Йошкар –Ола: Марийское книжное издательство, 1994, - 312 с.
§ Лободин М.П. За оборону Ленинграда / М.П.Лободин . - М.: Малыш, 1976. – 34 с.
§ Они защищали Родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны Медведевского района. – Йошкар – Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002, - 392 с.
§ Они ковали Победу. Медведевский район: поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. – Йошкар – Ола: Издательство ООО «Стринг», 2010, - 220 с.
§ Павлов Д.В. Ленинград в Блокаде / Д.В.Павлов. - М.: Советская Россия, 1983г. – 198 c.
§ Я говорю с тобой из Ленинграда: Литературно – художественный сборник / Сост. Д. Колпакова. – Л.: Детская литература, 1987. - 207 с.
Приложение 1
Опрос родственников:
Знаешь ли ты дату начала блокады Ленинграда и снятия блокады? |
||
Мама |
Да |
|
Папа |
Да |
|
Брат |
|
Нет |
Сестра |
|
Нет |
Дедушка |
Да |
|
Бабушка |
Да |
|
Опрос соседей.
Знаете ли вы дату начала блокады Ленинграда и снятия блокады?
Приложение 2
Высказывания про город Ленинград.
«Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург — бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петербургом же — ничего нет».
А. Белый, «Петербург»
«Объясняйте
это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка — он действительно
влияет на твою душу, формирует её. Человека, там выросшего или,
по крайней мере, проведшего там свою молодость, — его с другими
людьми, как мне кажется, трудно спутать».
И. Бродский
Город, который невозможно забыть, без которого больше невозможно жить. Сюда хочется возвращаться, бродить по этим улицам, вдыхать запах старых домов, испытывать дрожь от величия памятников. Это город, подаривший всем нам необыкновенное наследие, город императора, город революции, герой войны, культурного переворота, авангарда, город бандитов и интеллигенции.
Приложение 3
Петропавловская крепость
Александро-Невская лавра
Памятник ПетруI «Медный всадник»
Зимний дворец
Памятные места Ленинграда
Памятные места Ленинграда, связанные с историей Великой Отечественной войны.
За послевоенные годы в память о массовом героизме участников обороны Ленинграда в городе и Ленинградской области были установлены десятки памятников.
Самым значительным является обелиск "Городу-герою Ленинграду" на площади Восстания высотой 36 метров, увенчанный «Золотой Звездой Героя».
Памятник «Народным ополченцам Ленинского
района — героическим защитникам города Ленина и Советского Отечества.
"Монумент героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы был открыт
к 30-летию победы в Великой Отечественной войне.
Дорога Жизни - ледовая автомобильная дорога в годы блокады. Дорога отмечена 46 памятными столбами. Столбы обозначают бывшую Дорогу жизни от Ленинграда до самого берега Ладожского озера. В строительстве приняли участие все трудящиеся Ленинграда.
«Цвето́к жи́зни» — мемориальный комплекс в 3 км
от Дороги жизни. Создан в память о погибших детях
блокадного Ленинграда.
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.