ЧДОУ «Детский сад № 37» ОАО «РЖД»
Проектная деятельность
«Международный день родного языка»
Воспитатель: Коваленко Т.Н.
Цель:
- Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
-
Познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с трудом
Кирилла и Мефодия – учителей славянских.
- Первое знакомство со славянской азбукой.
- Сформировать понятие «священный язык». Развить чувство любви и уважения к
родному языку и русской культуре.
- Развивать речь, память, мышление.
Беседа об истории родного языка «Кирилл и Мефодий»
Ход.
- Все мы с вами читаем, пишем и разговариваем на русском языке. А
что такое язык?
Дети пытаются объяснить значение слова «язык», учитель подводит их к
правильному ответу.
- Вот мы с вами выяснили, что язык – это средство общения. А как мы можем
общаться друг с другом?
Ответы обучающихся.
- То есть, устно. А если мы будем далеко друг от друга и не будет
возможности позвонить, как тогда сообщить новость или узнать, как дела?
Ответы обучающихся.
- Значит, язык бывает устный и ...
Ответы обучающихся.
- А только ли для того, чтобы общаться, нужен письменный язык?
Ответы обучающихся.
- Для чего еще надо уметь читать и писать?
Ответы обучающихся.
- Ребята, а вот как вы думаете, всегда ли славяне умели говорить?
Ответы обучающихся.
- Зато было время, когда у славян не было письменности, и вот как она
появилась.
Было это более тысячи лет назад, Наши предки разговаривали, но писать не умели,
не было у славян азбуки. Славяне не умели ни читать, ни писать. Задача
оказалась более сложной, чем показалась на первый взгляд: сначала надо было
создать славянскую азбуку, затем перевести книги да еще научить славян письму и
чтению. Ведь нельзя все передать устно. Такое учение и недостаточно, и
ненадежно. Как вы думаете, можно ли удержать в памяти все, что передано на
словах?
Ответы обучающихся.
Воспитатель: За основу славянской азбуки была взята греческая азбука. Первым
делом надо было составить алфавит. Ребята, а что такое алфавит?
Ответы обучающихся.
Воспитатель: Да, это определенная последовательность букв. Алфавит передает все
те звуки, которые присутствуют в речи. Для чего же нужны буквы?
Ответы обучающихся.
- Верно. Чтобы можно было читать и писать.
Сегодня
мы узнали историю создания славянской письменности, познакомились со
славянскими буквами, совершили целое путешествие в историю русского языка.
Воспитатель: предлагаю поиграть в подвижные русские народные игры.
Подвижная игра «Гуси-гуси»
Цель: Развивать образные движения, воспитывать выносливость.
Ход игры: Участники выбирают волка и хозяина, остальные—гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой—живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
· Гуси-гуси!
- га-га-га.
· Есть хотите?
- да-да-да.
· Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
· Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
· Ну бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становиться волком.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Развивать внимание, ловкость, ориентироваться в пространстве .
Ход игры: Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору, грибы ягоды беру,
Медведь постыл на печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходить из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становиться медведем.
Чтение русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-лебеди»
Дидактические игры: «Слова-друзья»
Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Летом листочки зеленые, а осенью - …
Сахар сладкий, а лимон - …
Днем светло, а ночью - …
Хлеб черствый, огурец шершавый, а помидор - …
Лампочка вверху, а пол - …
Дорога широкая, а тропинка - …
Знакомство с пословицами и поговорками о родном языке
Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.
Будь своему слову господин.
Глупые речи — что пыль на ветру.
Говори по делу, живи по совести.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Думай дважды, говори раз.
Жало остро, а язык — острей того.
Каков ум, такова и речь.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Неискренние слова, как спутанные волосы на голове: распутать их – трудное дело.
Перо всегда смелее языка.
Сперва подумай, а там и нам скажи.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Язык поит и кормит, и спину порет.
Язык разум открывает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.