Проектная деятельность младших школьников
Оценка 4.7

Проектная деятельность младших школьников

Оценка 4.7
pdf
04.01.2020
Проектная деятельность младших школьников
Метод_проектов_и_взгляд_психолога.PDF

Педагог  высшей категории МАОУ «СОШ № 124» г. Перми 

Вахрушева Татьяна Фёдоровна

 

«Проектная деятельность младших школьников  и взгляд психолога на её организацию»

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.» Китайская мудрость.

Есть мнение, что освоить метод проектов, не пропустив его через себя, без собственной деятельности, невозможно. Поэтому слова писателя Кларка: «Мало знать – надо и применять. Мало очень хотеть – надо и делать.» считаю девизом своей деятельности.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду, что это нельзя не учитывать. Поэтому мы с вами используем «новые» (хорошо забытые старые) методы обучения.

Одним из таких методов является МЕТОД ПРОЕКТОВ. Появившись в начале прошлого столетия, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. Мы его «осовременили», обновили и применяем в своей практике. Метод проектов является ведущей технологией стандартов нового поколения. Он способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных. 

Разнообразие учебных проектов велико. Мы на них сейчас останавливаться не будем. А вот на роли учителя и учащихся в проектной деятельности хочется остановиться. Роли эти разные.

Учебный проект для учителя – это хорошее дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Учебный проект для учащегося – 

      это возможность делать что-то интересное САМОСТОЯТЕЛЬНО;

      это деятельность, позволяющая проявить СЕБЯ, принести пользу и показать достигнутый результат публично;

      это деятельность, направленная на решение интересной ПРОБЛЕМЫ, сформулированной САМИМ учащимся.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся и… действуем. Нет проблемы – нет деятельности!

Мы, учителя начальных классов, знаем, что ребенок младшего школьного возраста лучше учится и научится большему

      когда он изучает то, что соответствует ЕГО интересам и потребностям;

      когда он изучает то, что соответствует ЕГО возможностям;

      когда в процессе обучения он может АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ имеющийся у него ЛИЧНЫЙ ОПЫТ;

      когда он может реализовать свои знания и опыт в АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При организации проектной деятельности особое внимание необходимо уделить взаимодействию учителя с учеником. Ни для кого не секрет, что в этой связи возникают две крайности:

-                     либо мы полностью предоставляем учащегося самому себе («Делай, как хочешь…»)

-                     либо, наоборот, значительно ограничиваем его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя («Делай вот так!») Таким образом мы лишаем ребенка инициативы в работе.

Педагогическая «фишка» в том, что ребенок должен чувствовать, что ПРОЕКТ – это ЕГО работа, ЕГО изобретение. Ребенок должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если он не совпадает с точкой зрения учителя!

Вспомним идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что ребенок сегодня делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. 

То есть:

      если сегодня часть работы ребенок выполняет САМ, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет ВМЕСТЕ с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнить полностью САМОСТОЯТЕЛЬНО;

      если сегодня ребенок всю работу, даже ту, которая ему пока недоступна, пытается выполнить сам (без помощи взрослого), совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то завтра он НЕ сможет выполнить подобную работу;

      если сегодня ребенок самостоятельно выполняет только то, что уже умеет делать, а трудную работу выполняет ВМЕСТО него взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Таким образом мы приходим к выводу, что во время работы над проектом учитель должен быть ВМЕСТЕ с ребенком, постоянно вдохновляя и поддерживая его.

Совместная деятельность рождает новый тип отношения учителя и ученика – мы становимся СОРАТНИКАМИ, мы делаем ОБЩЕЕ дело.

Причем ученик становится активнее, а учитель становится тьютером (наставником).

Крайне важен во время работы учет индивидуальных особенностей. Учитель по-разному выстраивает свои отношения с успешным ребенком, с учеником-лидером, с тревожным ребенком, помогая каждому показать себя с выгодной стороны.

Успешный ученик может работать практически самостоятельно. Лидер имеет чаще всего завышенную самооценку, во время проектной деятельности он должен сформировать более реалистичное представление о себе. Тревожный ребенок нуждается в поддержке, в пошаговом поощрении.

Рассмотрим этапы работы над проектом:

      подготовка

      планирование

      исследование

      выводы

      презентация

      оценка

Важно четко организовать работу на первых двух этапах, потому что от них зависит результат всего проекта.

Первый этап осуществления проекта – подготовка - самый короткий, но очень важный. На этом этапе я стараюсь пробудить в учащихся интерес к теме проекта, замотивировать их. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у учащихся должно сложиться ощущение, что они в этой теме до некоторой степени компетентны.

Темы «моих» проектов:

1                   класс: «Праздник моего имени», «Праздник Первого десятка», «Спасибо тебе, Букварь!», «Книжки-малышки».

2                   класс: «Краски Осени глазами 2 В класса», «Красивые традиции нашей семьи», «Моё любимое место в городе Перми».

3                   класс: «Наши ближайшие соседи», «Разнообразие природы Пермского края», «Горжусь тобою, улица моя», «Профессии моих родителей», «Книга – лучший друг ребят».

4                   класс: «Красная книга Пермского края», «Религии мира», «Родословная моей семьи».

Итак, мы определили тему проекта, поставили цель и переходим ко второму этапу – планирование своей деятельности.

Этот этап я условно делю на две части: коллективное обсуждение и групповая работа. При коллективном обсуждении мои вопросы (Где можно взять информацию? Как её собрать? В каком виде представить?) помогают детям определить источники информации, способы сбора информации, способы представления информации. Это обсуждение позволяет спланировать дальнейшую работу в группах. Учитывая возрастные особенности младших школьников, я использую карточки со словаминазваниями всех этапов и ответы учеников фиксирую на доске. Таким образом, доска становится хорошей наглядной опорой, способствующей пониманию, принятию и установлению логичности.

На этом же этапе планирования мы совместно с детьми вырабатываем КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. Причем, в 1 классе таких критериев может быть три, а в 3 – 4 классах их может быть пять.

Далее обсуждаем вопрос КТО может оценивать работу? Жюри, учитель, одноклассники, сам ученик… Если мы создаем жюри, то дети предлагают свои кандидатуры, я могу предложить ввести в состав свои (тревожного, малоактивного ребенка для поднятия его статуса и повышения самооценки). 

На этом коллективное обсуждение заканчивается, и далее начинается обсуждение в малых группах. Во время групповой работы учащиеся планируют свою деятельность, распределяют обязанности каждого члена группы. Листы-подсказки, в которых дети вписывают недостающие слова, позволяют ученикам четко спланировать свою деятельность и… сэкономить время на уроке.

Далее идет выступление групп, обсуждение их идей. Считаю этот этап очень сложным, так как здесь необходимо внимательно слушать выступления одноклассников, задавать вопросы на уточнение, критиковать, соотносить с результатами своей группы, а всему этому младшие школьники мало обучены. Роль учителя при взаимодействии групп очень важна!

На этапах подготовки и планирования у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные действия.

На третьем и четвертом этапах – исследование и выводы – ученики действуют в основном самостоятельно, но консультационная помощь учителя необходима. Да, это требует дополнительных временных затрат от учителя, но во время презентации выступления учеников четкие, интересные, доступные возрасту, выдержанные в регламенте. Информацию, которая не вошла в устное сообщение, учащиеся представляют в виде газет, альбомов. На этапах исследования и выводов формируются познавательные универсальные действия, коммуникативные и личностные действия.

На этапе оценивания жюри оценивает презентации всех групп по тем критериям, которые были выработаны коллективно.

Обязательно провожу рефлексию мероприятия, где дети делятся своими впечатлениями, анализируют и оценивают свою деятельность, проговаривают, с какими трудностями встретились, как их преодолевали, что чувствовали при этом.

В заключении хочется сказать следующее: перед нами стоит задача сформировать метапредметные результаты, а именно универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Считаю, что проектный метод – один из ведущих методов стандартов нового поколения и в полной мере способствует формированию УУД.

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2020