«Проектная деятельность младших школьников как средство достижения нового образовательного результата»

  • doc
  • 03.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс.doc

Мастер-класс

«Проектная деятельность младших школьников как средство достижения нового образовательного результата»

 

Автор МК : Радионова Е. А., учитель начальных классов.

Место проведения: ГБОУ «СОШ №418».

 

1.     Приветствие.

– Добрый день, коллеги! Разрешите представиться. Зовут меня Радионова Евгения Андреевна. Я – учитель начальных классов.  Пять лет занимаюсь с детьми проектной деятельностью.

 

2 Введение.

   Говоря о проекте, хотелось бы сразу разграничить понятия. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Чтобы избежать этих проблем, необходимо чётко определить, что такое проект, каковы его признаки.

    Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:

1)     Проблематизация.

На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление её преодолеть.

2)     Целеполагание.

На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

3)     Планирование.

Важнейший этап над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги.

4)     Реализация плана.

На этапе реализации плана учителю необходимо поддерживать у учащихся мотив к работе.

5)     Презентация.

6)     Самооценка и рефлексия.

По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нём самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрёл.

Классификация проектов по доминирующей деятельности.

v Практико-ориентированный.

Ценность проекта заключается в реальности использования его продукта  на практике. Раздаточный материал, словарь фразеологизмов и т. д.

v Исследовательский.

В структуру проекта включается обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий. Научная статья, модель, макет.

v Информационный.

Направлен на сбор сведений о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ, обобщение с целью представления полученной  достоверной информации  широкой аудитории. Брошюры, таблицы, схемы.

v Творческий проект.

Такие проекты не имеют  детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Произведение искусства, проведение творческого мероприятия.

v Игровой, ролевой.

Участники принимают на себя определённые роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Степень творчества здесь высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая, игровая. Игра – дебаты.

3 Работа над проектом.

- Сегодня я хочу вам предложить выполнить небольшой проект: информационно-исследовательский, с элементами творчества. С детьми подобные проекты выполняются за несколько занятий, а мы постараемся его выполнить в рамках урока.

Проблематизация.

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни» Василий Песков.

- А каково ваше мнение, коллеги, на этот вопрос? Обоснуйте свою точку зрения.

- Какой этап проекта вы только что озвучили? (проблематизация)

- Как, на ваш взгляд, можно решить данную проблему? (варианты ответов)

(Сочинение «Моя семья», рисунок «Моя семья», составление родословной, составление фамильного герба, классный час «Традиции моей семьи», выставка «Семейные реликвии».)

 

Целеполагание.

- Предлагаю из всех названных вариантов  остановиться сегодня на знакомстве с предками через составление родословного дерева.

- Итак, какую цель поставим? (Создать родословное дерево для детей или внуков).

   Стоит отметить, что «Родословное дерево» -  генеалогическое, но есть ещё такое понятие, как родовое дерево – это дерево, посаженное предками, которое растёт на вашем участке и приносит удачу вам, вашим близким и тем, кто будет после вас.  Считается, что чем  старше родовое дерево и чем большее количество поколений ваших предков оно видело – тем лучше.

   Иногда  родовое дерево садилось  просто так, а иногда, в честь каких либо событий, происходящих в семье. Это могло быть и рождение ребёнка, – и тогда дерево росло вместе с ним, – а могло быть посажено, напротив, в память об ушедшем в мир иной близком человеке.

Планирование.

- Для того чтобы сделать родословное дерево, в первую очередь вы должны собрать информацию хотя бы о трех поколениях вашего рода. В эти три поколения входите вы сами, ваши родители и их родители, то есть бабушки и дедушки.

-   Собрав необходимые сведения, переходите к построению собственно родового дерева. Имейте в виду, что генеалогические схемы могут быть как восходящими, то есть начинающиеся от самого последнего ныне живущего родственника, так и нисходящие – от самого раннего известного предка к настоящему. Какой вариант выбрать, решайте самостоятельно. Это зависит от ваших предпочтений и тех данных, которыми вы располагаете. Обратите внимание, что независимо от графической формы генеалогическая схема  всегда выстраивается в виде последовательных линий или уровней, каждый из которых соответствует жизни одного поколения.

- Так же нужно  определиться, какое дерево вы будете делать: плоское или объёмное,  как вариант можно составить  генеалогическое дерево, используя специальные компьютерные программы или скачать шаблон дерева и обработать его в фотошопе.

 (просмотр слайдов «Разные виды родословных древ»)

- Что следует после этого?  (выбор материалов)

- Какие материалы вам понадобятся?

Реализация плана.

- Для реализации плана, выберите подходящую для вас рабочую зону. (Кабинет разбит на 3 рабочие зоны: 1 – для тех, кто будет рисовать, 2 – для тех, кто будет выполнять плоскую аппликацию, 3 – для тех, кто будет делать объёмное древо. Творческие личности могут самостоятельно вырезать, рисовать деревья. Для тех, кому это сложно,  я приготовила шаблоны, распечатки.

(Участники МК приступают к выполнению проекта, звучит тихая инструментальная музыка)

Разминка. Викторина «Кто кем кому приходится?»

·        Свёкор — отец мужа.

·        Свекровь — мать мужа.

·        Тесть — отец жены.

·        Тёща — мать жены.

·        Cват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

·        Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

·        Деверь — брат мужа.

·        Золовка — сестра мужа.

·        Шурин — брат жены.

·        Свояченица — сестра жены.

·        Кум — крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.

·        Кума — крёстная мать по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу.

·        Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки.

·        Сноха — жена сына, невестка.

Презентация выполненных  проектов.

Рефлексия.

- Поделитесь своими мыслями, эмоциями после завершения проекта.

- Спасибо вам за работу!