«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания»
Автор: Горбачева Надежда Александровна,
учитель истории и обществознания.
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация проектно-исследовательской деятельности. Она основана на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
Организация проектно-исследовательской деятельности осуществляется мною в рамках: факультативов, кружков, элективных курсов, свободной самостоятельной деятельности.
Содержание деятельности учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом:
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовка |
определение темы и целей проекта, его исходного положения, подбор рабочей группы |
обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, определяют цели проекта |
знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. помогает в определении цели проекта, наблюдает за работой учеников |
Планирование |
1.определение источников необходимой информации 2.определение способов сбора и анализа информации 3. определение способа представления результатов (формы проекта), 4. установление процедур и критериев оценки результатов проекта, 5. распределение задач (обязанностей) между членами рабочий группы,
|
формируют задачи проекта, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся. |
Исследование |
1. сбор и уточнение информации, 2. выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, 3. выбор оптимального варианта хода проекта, 4. поэтапное выполнение исследовательских задач проекта |
поэтапно выполняют задачи проекта. |
наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
Выводы
|
Анализ информации. Формулирование выводов |
Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект. |
Наблюдает, советует. |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов |
Подготовка отчёта о ходе выполнения пректа с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого. |
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. |
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
Разработанное мною содержание деятельности учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом похоже на уже существующие разработки в этом направлении. Отличие составляет стадия исследования. В проектно-исследовательской деятельности по предметам право, экономика, обществознание, история проводить эксперименты в отличие от естественных дисциплин в школе не представляется возможным, поэтому получение достоверной информации является очень важной задачей для учащихся. Сбор и уточнение информации учащимися осуществляется не только в архивах, библиотеках, Интернете, но и при поддержке различных организаций города. В течение нескольких лет ведётся работа в этом направлении. Например, работы «Демографический кризис и нравственность» и «Социально-демографическое исследование населения Починковского района и города» (победители дня науки), были написаны при сотрудничестве учащихся и работников ЗАГСа. Работы «Подросток и закон» и «Наркомания-дорога в бездну» созданы при сотрудничестве учащихся и работников районного суда, органов внутренних дел, наркологического кабинета.
У школьников участвующих в проектно-исследовательской работе такая деятельность вызывает повышенный интерес. Особенно у тех учащихся, которые определились с выбором профиля обучения и будущей профессии. Результатом организации такой проектно-исследовательской деятельности является то, что большинство учашихся 9 - х классов выбирают для сдачи экзамены по преподаваемым мною дисциплинам в форме проектов и исследовательских работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.