2019 год
Из опыта своей работы я хочу представить проект в 5-м классе.
Сначала я хочу обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности, а затем тему своего проекта “Сказочная шкатулка” по созданию сборника задач для 4–5 классов на основе сказки « Иван – царевич и серый волк».
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета. Если с натуральными числами учащиеся в основном работают неплохо, то вот действия с дробными , как правило вызывают у них затруднения. А вот научиться этому необходимо всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с дробными числами, формирование у школьников понятие дробного числа, вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.
Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.
Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5-й класс.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам :умение правильно и грамотно сформулировать условие задачи, так чтобы всем было понятно о чём идёт речь ( тем более, что сельские дети в основном владеют скудным словарным запасом), правильно сформулировать вопрос и самим доходчиво рассказать о своём решении . В ходе решения таких задач учащиеся развивают свои вычислительные навыки, учатся творчески подходить к поставленной задаче.
Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале сказки.
Строилась работа над проектом следующим образом.
Мотивация к применению знаний.
Текстовых задач, содержащих сказочный материал в учебниках среднего звена очень мало. Поэтому я считаю занимательным и интересным создание таких задач самими детьми для 4-5 классов. Мы с учениками 5 класса решили назвать свой проект “Сказочная шкатулка” и результатом работы над проектом должен был стать сборник задач для 4-5 классов со сказочным мотивом и иллюстрацией к задачам.
Работа над проектом включала несколько этапов.
I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на основе сказочного сюжета
III этап. Процесс составления задачи.
IV этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями.
V этап. Проверка и оценка авторских задач.
VI этап. Создание сборника задач “Сказочная шкатулка” с иллюстрациями к задачам.
Класс разделился на 4 группы. Каждая группа должна была составить по 4 задачи на действия с дробными числами.
Памятка.
1) Процесс составления задачи.
Надо было придумать сюжет и математическое содержание , а также тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики и относиться к одной из следующих тем:
– Задачи на совместную работу.
–Нахождение части от числа.
– Нахождение числа по его части.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения математики .
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом .
4) Правильное оформление задачи.
Требования:
–– корректность формулировки условия;
– наличие грамотного вопроса
–иллюстрация, соответствующая мотиву сказки «Иван – Царевич и серый волк», на основе которой составлена задача.
Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.
Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.
Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.
Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.
В сборнике собрано 16 задач. К некоторым из них прилагаются красивые иллюстрации, придуманные и оформленные учениками 5 класса задачи, Решения задач дети готовили на защите проекта и в сборник не включали.
Учебный проект по математике по теме “Сказочная шкатулка” (5-й класс)
Цель проекта:
· обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
· составление сборника задач по мотивам сказки
· демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
· Обобщение всех изученных типов задач.
· Развитие интереса к предмету.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные , коммуникативные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная (4 группы).
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – две недели.
Средства обучения: печатные, наглядные,.
Форма продукта деятельности: сборник задач..
Над проектом работали:
1. Бубнова Полина
2. Васильев Илья
3. Воеводина Дана
4. Воробьёва Татьяна
5. Игошкина Алёна
6. Коренова Анастасия
7. Крайнова Елена
8. Крылов Александр
9. Маянцев Александр
10.Маянцев Андрей
11.Ратахин Максим
12.Рахманов Павел
13. Руснак Владислава
14.Рубцова Виктория
15.Смородинов Александр
16.Шеина Татьяна
17. Услугина Маша
1. Обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
2. Составление сборника задач по мотивам сказки
3. Демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
4. Обобщение всех изученных типов задач.
5. Развитие интереса к предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.