ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385
620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: 2dou385@mail.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru
Информационно — творческий
проект:
“Широка страна моя родная...»
Составила:
воспитатель
МБДОУ № 385
Васильева Е.В.
Высшая категория
Екатеринбург, 2021
Информационно - творческий проект
"Широка страна моя родная..."
Актуальность реализации проекта:
Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана темпами развития современных детей - объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его Родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознано воспринимать целостность окружающего мира. Мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география – это единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа) и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный - 1 год.
Вид проекта: групповой, семейный.
Проблема проекта:
Растительный мир Российской Федерации. Культурные растения Уральского региона.
Цель проекта:
Формирование первоначальных географических и экологических представлений у дошкольников, воспитание нравственного отношения к среде обитания, к своему организму.
Расширение представлений детей о Среднем Урале; воспитание патриотических чувств к родному краю.
Ожидаемые результаты: Предполагается что, реализация данного проекта способствует:
1. Повышению познавательных интересов и любознательности воспитанников в ходе знакомства с многообразием растительности на континенте Евразия;
2. Формированию представлений у детей о природных зонах континента, условиях жизни их обитателей (растений).
3. Обогащению предметно-развивающей среды группы материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: иллюстрации, игрушки, игры, презентации, альбомы, фильмы и т.п.
4. Развитию личностно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль).
5. Установлению взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир).
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Воспитывать интерес к другим регионам нашего государства, желание изучать историю, географию, природу.
4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, раскрывающую особенности разных континентов и ее обитателей.
5. Приобщить родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.
Участники проекта:
Воспитанники старшей и подготовительной к школе группе, воспитатель, родители.
Продукт проекта:
Создание мини — музея «От зернышка до урожая» и «Карты растительности Российской Федерации».
Предварительная работа:
- Получение первоначальных представлений о глобусе и карте, местоположении Российской Федерации на материке Евразия.
- Сбор информации: о культурных растениях Уральского региона и прилегающей к нему территории, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации злаковых и культурных растений, семян, плодов, деревьев.
- Оформление книжек — раскладушек:«Животные крайнего Севера», «Красная книга России», «Вырос в поле колосок», «Насекомые, обитающие на территории Российской Федерации», «Съедобные и ядовитые ягоды Среднего Урала», «Как животные помогают человеку».
- Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Работа над проектом.
Первый этап.
Задача: Организация условий для реализации целей и задач проекта.
Возникновение проблемы.
В ходе повседневных бесед «Что, где, как растет?»у детей возникли вопросы: Что такое зернышко и почему есть растения, которые называются культурными? Какие растения выращивают на территории России, как их перерабатывают? Почему одни растения растут на Севере России, а другие на Юге? Какие народы на территории России занимаются выращиванием и переработкой культурных растений и как переработанную продукция транспортируют по свей территории России.
Так была сформулирована проблема проекта: «Что мы знаем о культурных растениях? Как их выращивают и что из них получают? Где они растут?»
Второй этап проекта.
Реализация основной части проекта.
Задачи:
1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
2. Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
1. Цикл бесед:
Тема: «Злаковые растения».
Цель: Развитие познавательных интересов через интеллектуально - исследовательскую игру.
Задачи:
- Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах.
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, его целебным свойствам; уважительное отношение к труду хлеборобов и полеводов.
Тема: «Как хлеб рождается».
Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб –один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный (белый (пшеничный), чёрный (ржаной), со злаками, отрубями.
Задачи:
- Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
- Знакомить детей со злаковыми культурами.
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
- Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
- Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
- Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Тема: «Машины – помощники».
Цель: Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике, о ее использовании в разных регионах нашей страны и ее роли на различных этапах сельского труда.
Задачи:
- Активизировать мышление, развивать сообразительность, память.
- Расширять словарный запас: копна, стог, картофелекопалка, хлопкоуборочный комбайн, сеялка, борона и т.д.
- Вызвать интерес к труду механизатора, воспитывать уважение к труду хлебороба.
Тема: «На столе сварилась каша, где большая ложка наша...».
Цель: Углублять представления о свойствах, качествах и злаковых культур. Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Тема: «От зернышка до хлебушка».
Цель: Формирование положительного отношения к хлебу и людям труда через ознакомление с профессиями хлеборобов.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
- Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
- Обогащать словарный запас детей за счёт слов: хлеборобы, зёрна; колосья; пшеничные, ржаные.
- Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Тема: «Растения и животные крайнего Севера».
Цель: Уточнить и расширить знания детей о животных крайнего Севера,
характерном внешнем вида, обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Развивать у детей способность наблюдать и составлять рассказ по картинке.
- Развивать связную речь у детей.
- Развивать любознательность.
- воспитывать уважение к природе.
-
Тема: «Одомашенные животные и их помощь человеку».
Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о домашних животных.
Задачи:
- Познакомить детей с тем, как происходило одомашнивание животных.
- Расширить и углубить знания о домашних животных.
- Активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные. Чем питаются; как подают голос; как называются жилища; какую пользу приносят.
- Совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, упражнять в согласовании слов по падежам.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Тема: «Спасаем природу от микробов».
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя, животных и растения от болезнетворных микробов.
Тема: «Растения и животные, как живые организмы».
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
- Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы.
- Развивать творческое воображение, умение фантазировать.
- Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
- Способствовать развитию познавательных интересов.
- Приобщать к действенному отношению к природе.
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
- Учить отгадывать загадки.
- Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос.
- Учить решать проблемные задачи.
- Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов в разных регионах нашей страны.
- Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость.
Тема: «Природа и животные Урала».
Цель: Расширять представления детей о природе родного края, о месторасположении Урала на карте Российской Федерации. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой уральский край.
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.
- Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной
природы.
2. Поисково–исследовательская деятельность:
Тема: «География в картинках».
Цель: Ознакомление старших дошкольников с глобусом, географической картой. Картой природных зон нашего материка.
Тема: «Сравнение колосьев ржи, пшеницы, овса, ячменя».
Цель: знакомство с представителями семейства злаковых растений: рожью, ячменем.
Задачи:
- Формировать представление о семействе злаковых, его представителях: ржи, ячмене; закрепить знания о пшенице, ее хозяйственном значении.
- Охарактеризовать сходства и различия ржи, ячменя и пшеницы.
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) путем сравнения пар растений, умение обобщать, развивать связную речь, пополнять словарный запас.
Тема: «Исследуем муку».
Задачи:
- Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
- Познакомить со свойствами муки.
- Формировать у детей умение предвидеть последствие действий.
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию.
- Умение делать вывод.
- Развивать внимание, мышление, память.
Тема: «В лаборатории дождя».
Цель: Ознакомление дошкольников с природными явлениями – дождь, облака.
Задачи:
- Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.
- Продолжать развивать у воспитанников навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Дидактические игры:
«Что где растет».
Цель:
закрепление знаний детей о фруктах и овощах.
Задачи:
Развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи, определять их место произрастания, правильно называть фруктовые деревья.
«Зерновые поля».
Цель: познакомить с многообразием злаковых культур и местах их произрастания.
«Помощники полей, степей и гор».
Цель: создать условия для развития творческих и технических способностей детей в процессе конструирование моделей.
«Крупа и мука».
Цель: Познакомить детей, из какой крупы, какая получается мука. Способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировке на плоскости. Активизирует фантазию, творчество. Воспитывает усидчивость.
«От зернышка до булочки».
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Съедобное не съедобное».
Цель: Развивать внимание, умение сосредотачиваться на определённом предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное – несъедобное.
4. Сюжетно — ролевые и подвижные игры:
«Зоопарк».
Цель: расширять знания детей о животных в разных зоопарках на территории нашего государства, их повадках, образе жизни, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширять словарный запас.
«Водоёмы Урала».
Цель: Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру Задачи:
формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих; формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы - заместители и атрибуты; развивать элементарные навыки охраны водоёма; развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; воспитывать дружеские взаимоотношения; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
«Разные профессии».
Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Закрепить ранее полученные знания о труде хлебороба, продавца, пчеловода, работников зоопарка, лесника, пастуха. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
5. Чтение художественных произведений:
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб», «Колобок», «Жихарка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка», «Репка», «Маша и медведь», «Вершки и корешки» и другие.
6. Театрализованная деятельность.
Драматизация русской народной сказки «Репка», «Колобок», «Вершки и корешки».
7. Организационная работа с родителями (рисование карты растительности Российской Федерации, оформление сюжетно-ролевой игры «Продуктовая лавка», оформление мини — музея).
Третий (заключительный) этап.
Задачи:
1.Анализ востребованности детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
2. Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.
3. Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работ
- Презентация родителям и педагогам мини — музея «От зерна до урожая» и выставочных композиций: «Сельскохозяйственная техника», мини-огород на окне «Федорино горе».
- Представление «Карты растительности Российской Федерации».
- Сюжетно – ролевая игра «Продуктовая лавка».
- Изготовление родителями мельницы.
Литература:
- Е.А. Алябьева«Природа», игры и сказки для детей, Т.Ц., Москва,2012г.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005.- 240с.
- Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом. - М.: ТЦ Сфера,2010.-192с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог.»
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.