Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Содружество» |
141650, Московская область, г.о. Клин, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4А
тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vys_scool1@mail.ru
Сообщение для педагогов на тему:
«Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников»
Воспитатель:
Е.В. Крючкова
Январь 2024 г.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственного, эстетического, трудового, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, место где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества.
Для реализации нравственно- патриотического воспитания в рамках проектной деятельности необходимо создание системы работы.
Основными этапами, как и в любом проекте будут следующие задача:
1. Изучение методической литературы и опыта передовых педагогов по данной теме.
2. Создание предметно-развивающей среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию) .
3. Разработка и реализация модели патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведение мониторинга с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Данную систему работы необходимо организовывать по принципу «От простого к сложному». В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у дошкольников очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе необходимо создать предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовать центр «Моя Родина - Россия»;
- подборка дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», и др.;
- оформление папок для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
- оформление сюжетно-ролевые игр «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.;
- оформление выставок.
- подбор методической, художественной литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Для родителей подготовить консультации и беседы по темам: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном обществе», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» и т.д.
Заключение
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю одним из наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.