1.Использование проектной деятельности в школе. Сущность проектной деятельности.
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.
Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:
1. Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;
2. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
3. Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
4. Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
5. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные и выполненные совместно с родителями индивидуальные проекты.
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
Этапы работы над проектом
1. ПОИСКОВЫЙ |
|
Моделирование идеальной ситуации; |
Анализ имеющейся информации |
Анализ имеющейся информации |
Определение потребности в информации |
Определение и анализ проблемы |
Сбор и изучение информации |
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
Постановка цели проекта |
Анализ ресурсов |
Определение задач проекта |
Планирование продукта |
Определение способа разрешения проблемы |
Анализ имеющейся информации |
Анализ рисков |
Определение потребности в информации |
Составление плана проекта: пошаговое планирование работ; |
Сбор и изучение информации |
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ |
|
Выполнение плана работ |
Текущий контроль |
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
|
Предварительная оценка продукта |
Презентация продукта |
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов |
|
5. КОНТРОЛЬНЫЙ |
|
Анализ результатов выполнения проекта |
Оценка продукта |
|
Оценка продвижения |
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Такой программой может быть программа «Я и проекты». В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.
Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. (слайд 2)
На подготовительном этапе: (слайд 3)
1. составляется общешкольный план работы над проектами;
2. определяются темы проектов. Так, например, темами могут быть: «Растениеводство», «Учительница первая моя» и т.д.
3. организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;
4. проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.
На основном этапе: (слайд 4)
1. организуется выполнение проектов;
2. освещается ход работы над проектами в школьной газете;
3. проводится научно-практическая конференция, на которой учащиеся защищают свои проекты. В практике применяют коллективную экспертную оценку проектов, которая включает самооценку учащихся, оценку педагогов, оценку одноклассников, членов НОУ;
4. организуются рефлексия и самоанализ деятельности.
На заключительном этапе: (слайд 5)
1. лучшие проекты рекомендуются для общешкольной презентации на «Фестиваль проектов»;
2. каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;
3. в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.
Взаимодействие учителя и ученика в ходе работы над проектом
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: (слайд 6)
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: (слайд 7)
Во взаимодействие с учащимся в его зоне ближайшего развития при работе над проектом уместно обратиться к идее Л.С.Выготского.
· А1 – А2 – если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
· В1 – В2 – если ребенок сегодня всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
· С1 – С2 – если ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу. (слайд 8)
Сегодня |
Завтра |
||||||
А1 |
А2 |
||||||
В1 |
В2 |
||||||
С1 |
С2 |
Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.
Методы творчества, применяемые при проектировании:
1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.
Аналогия – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи – суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.
Ассоциация – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность – одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.
Неология – метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?
Эвристическое комбинирование – метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.
Антропотехника – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, – нажатием одной кнопки на брелке. Все это – антропотехника.
2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.
Инверсия – (от латинского шуегаоп – «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурдная перестановка – «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).
Мозговая атака (мозговой штурм) – коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается. Затем идеи анализируются.
Мозговая осада – это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название «осада».
3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.
Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.
Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения.
Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.
Перечень недостатков – метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.
Свободное выражение функции – метод поиска «идеальной» вещи. Основная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой основное внимание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить – это самое главное. В русле функции и пойдет поиск решения.
Типология учебных проектов.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, т.к. он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности. (презентация)
Если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект (слайд1)
Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты (слайд 2)
Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентировочный проект (слайд 3)
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Это творческие проекты (слайд 4)
Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых и ролевых проектов (слайд 5)
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Тип проекта |
Цель проекта |
Формируемая компетентность |
Тип деятельности учащегося |
Проектируемый продукт |
Информационный
|
Решение практических задач заказчика проекта
|
Информационная |
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены а Интернете |
Исследовательский |
Доказательство или опровержение какой – либо гипотезы
|
Мыслительная |
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями |
Научные статьи, учебные фильмы и компьютерные презентации |
Практико -ориентированный |
Решение практических задач заказчика проекта
|
Деятельностная |
Практическая деятельность в определенной учебно – предметной области |
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации, брошюры |
Творческий |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Коммуникативная |
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики |
Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы |
Игровой или ролевой |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта |
Коммуникативная |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) |
Проекты могут быть совместные (групповые) и выполненные совместно с родителями (индивидуальные).
1.Организация групповой проектной работы
Как уже говорилось, учителя часть предпочитают групповые проекты. Работа над групповым проектом, как и любая групповая работа, позволяет эффективно решать не только учебные, кои специфические воспитательные задачи. При этом руководство групповой проектной работой представляет определенную трудность для учителя. И прежде всего серьезной задачей является само формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом среди ее участников должны быть:
«генератор идей» — тот, кто придумывает;
«эрудит» — тот, кто много знает;
«критик» — тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Также должны быть лидер (лидеры) и
исполнители. И еще, дети должны сотрудничать, в нужный момент проявлять
гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать
собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.
Есть еще одно ограничение для групповых проектов — они не могут быть
долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совместную
деятельность на протяжении длительного времени. Учителю также будет нелегко
отслеживать групповую работу в долгосрочном режиме. По этим причинам групповые
проекты — это, как правило, урочные и краткосрочные проекты. Групповые проекты
имеет смысл применять, когда наряду с учебными задачами есть необходимость
формировать коллектив класса, развивать у детей навыки сотрудничества. Однако
при групповой работе нет возможности дать каждому учащемуся опыт активного и
ответственного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой
степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй
план. Поэтому наряду с групповыми проектами дети должны пробовать свои силы, и
в индивидуальной проектной работе. (презентация группового проекта
«Пословицы и поговорки»)
2.
Организация индивидуальной работы учащегося
над проектом
При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю представляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом. В этом преимущество индивидуальных проектов, хотя и у них есть определенные ограничения. Посмотрим, как можно организовать индивидуальную работу над проектом. Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации). Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом. (презентация индивидуального проекта)
Организация проектной деятельности на уроках и внеурочное время.
Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Как правило, педагоги используют два подхода:
1. Связь проектов с учебными темами (на уроке);
2. Использование проектов во внеурочной деятельности.
Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».
Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:
Основными направлениями проектной деятельности в школе являются, как правило, следующие:
1. Направление «Предметный проект», предполагающее разработку проекта в рамках различных образовательных областей.
2. Направление «Интеграция», предполагающее выполнение межпредметных проектов.
Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.
Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.
Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.
3. Направление «Социальное проектирование», ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов. Такие проекты нацелены на приобретение обучающимися опыта адаптации к жизни в современном обществе.
Практическое задание.
1. Разработать групповой творческий проект
2. Защитить свой проект
Тема проекта «Русские народные сказки»
Конечный результат проекта «Сказка собственного сочинения» оформленная в виде книги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.