Проектная деятельность в начальной школе
(из опыта работы в МАОУ Лицей № 88)
Я, Дегтярева Наталья Владимировна, учитель начальных классов, работаю в Муниципальном автономном образовательном учреждении Лицее № 88, который входит в том 200 лучших образовательных учреждении России. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность учащихся -сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь-это творческая мастерская, в которой проходит процесс познания.
Эпиграфом, я взяла слова Н.А. Рубакина «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: Какая технология наиболее эффективна для формирования универсальных учебных действий младших школьников? Что позволит изменить ситуацию и научит учащихся пользоваться арсеналом разных учебных средств в нестандартной учебно-практической ситуации?
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приёмов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность, целью которой является формирование универсальных учебных действий учащихся через применение приёмов и методов, способствующих развитию учащихся самостоятельно добывать новые знания.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.
1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех. В прошлом учебном году у меня был 1 класс. Моей задачей было познакомить первоклассников с разными видами проектной деятельности. Самый долговременный проект был рассчитан на полгода. Где были задействованы 11 школьников. И конечно, понадобилась помощь родителей.
2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
3. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
· проявить себя,
· попробовать свои силы,
· приложить свои знания,
· принести пользу,
· показать публично достигнутый результат.
Была выбрана площадка Дворца Молодежи города Екатеринбурга, где ежегодно проходит фестиваль театров моды «Булавка». Дети выбрали тему спорта. В этом году проходило ФИФА на стадионе в Екатеринбурге, мы знали какие футбольные команды приедут играть в Екатеринбург. Вместе решили разработать коллекцию спортивной одежды, взяв за основу флаги стран в качестве цветовой палитры. Дети нарисовали эскизы формы. Родители помогли эту коллекцию одежды сшить. Три девочки предложили демонстрировать Россию в форме и было найдено, хорошее решение, как это показать в одежде. Был задействован российский флаг. Воспитание патриотизма очень важна вещь. Все первоклашки «погруженные» в тему активно читали и расширяли свои познания. Дополнительной мотивации не требовалось. Общая идея объединяет и детей и взрослых. Цель по сплочению коллектива была достигнута. Следующим этапом была театрализованная презентация костюмов и прохождение заочного этапа областного конкурса, где жюри поставили нам проходной балл и допустили до очной защиты коллекции.
В мае 2018 года наш коллектив 1 «Д» класса «Искры» завоевал второе место в областном конкурсе «Булавка». Мы были отмечены как самые маленькие участники конкурса, где участвовали дети до18 лет. А самое главное, мы были не профессиональными коллективами домов мод или модельными агентствами.
Свой номер показали на заключительном концерте в Лицее на окончание учебного года. На следующий учебный год новая джинсовая коллекция с элементами печворка на областной конкурс не прошла. В замечаниях жюри было отмечено отсутствие стилевого единства. Мы учли замечания комиссии,и уже в этом учебном году будем выставлять обновленную коллекцию. Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе.
У данного проекта цель – выступление на сцене. Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение донести эмоции – все это было достигнуто.
После выступления -Рефлексия. (Общее впечатление. Как получилось? Над чем можно было еще поработать? Как помогали друг другу?..)
О каждом из выполненных проектов (костюмов) можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление и создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.его познавать. Именно это внутреннее стремление и создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания,
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.