Проектная деятельность в начальной школе.
Оценка 4.7

Проектная деятельность в начальной школе.

Оценка 4.7
doc
13.09.2022
Проектная деятельность в начальной школе.
2.doc

Проектная деятельность в начальной школе

 

           Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов. 

         Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

        Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

         Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

        Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

         Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в  процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

         Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

          Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

           Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

        Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

          Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание  работать  над другими.

         Этот метод я использую уже давно, работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно: формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

            Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся,    направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

           Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

           В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление  компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.

         При создании проектов я тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

         В своей работе придерживаюсь следующих требований:

1.     Проект разрабатывается по инициативе учащихся.

2.     Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.

3.     Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.

4.     Работа по проекту является исследовательской.

5.     Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • достигнут конечный результат.
  • создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
  • результат проекта может быть использован другими коллективами

Информация о проекте широко распространена.

 Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности.

Как же я работаю над проектами?

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка:

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование:

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.

Для этого ребятам  необходимо:

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Записать интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Записать то необычное, что узнали из фильмов.

Использовать Интернет.

Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.

б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)

в) Распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

Для этого детям надо:

 Подумать самостоятельно над вопросами:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Понаблюдать.

Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.

Провести эксперимент.

Записать  план и результаты эксперимента.

4. Результаты и выводы:

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании,  на классном часе, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

       После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

     Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например.

    В прошлом учебном году мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

     На классном часе мы ещё раз вспомнили что такое проект. Если совсем коротко, то суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:

1.     Проблема.

2.     Проектирование.

3.     Поиск информации.

4.     Продукт.

5.     Презентация.

     Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.

Цели проекта:

      выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;

      создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;

      найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.

Задачи проекта:

      использование ИКТ для развития познавательной деятельности;

      создать условия для видения проблемы и наметить пути решения;

       развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода.

 

         Проблема перед детьми была уже поставлена. Надо ответить на вопрос: «Откуда берутся бездомные животные?»

   Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу.

      Предстояло найти ответы на вопросы (выдвигают дети при помощи учителя):

1.Умеют ли думать собаки и кошки?

2. Что их в жизни может огорчать?

3. Что рассказали бы кошки и собаки, если бы умели говорить?

4. Чему собака может научить хозяина?

     В течение трёх недель ребята приносили найденный материал. По мере того, как дети приносили материал, они рассказывали или зачитывали его. Это были журналы, газеты, распечатки из Интернета, книги, энциклопедии. Каждый новый материал обсуждался, оценивался детьми, выбирался самый интересный и значимый. В конце третьей недели дети провели  анализ своей работы, обсудили  представленные проекты.

     Итог проекта – презентация, создана памятка для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку. А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы. Результат проекта может быть использован другими коллективами.

Выводы

        Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.                  

           Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

  • Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
  • Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
  •  Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём  создателе больше, чем безликая оценка.  

      Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах .Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс

 

 

 

 

 

 

 

 


Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное

Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные

Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные

Просмотреть телематериалы .

Просмотреть телематериалы .

Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, на классном часе, перед общественностью)

Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, на классном часе, перед общественностью)

Что их в жизни может огорчать? 3

Что их в жизни может огорчать? 3

Проектная деятельность в начальной школе.

Проектная деятельность в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022