Н.В.Ковалёва
МБОУСОШ №12, г.Воронеж
Проектная деятельность в начальной школе и её роль
в формировании УУД.
С первого сентября 2011 года действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает:
- овладение учащихся способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм обучения. Учение превращается в сотрудничество – в совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решениями проблем.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательных и творческих способностей учащихся начальных классов, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность – это и есть организация самостоятельной исследовательской творческой деятельности учеников в рамках работы над определённой выбранной темой (проектом).
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. И сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проекта.
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться, не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу. Актуальной проблемой становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Процесс обучения в современной школе должен отличаться релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным и непрерывным. В данной связи формирование универсальных учебных действий способствует развитию у школьников не только «умения учиться», но и создают пути к их самореализации. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
Проектная деятельность должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса, т. к. овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.