Проектная деятельность в начальных классах.
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев.
А для чего нужны проекты?
Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с
такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество»,
имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного
знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух
основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической
науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных
закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.
Рассмотрим основные составляющие понятия творческой
проектной деятельности.
Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание
вперед.
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.
Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.
Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественнонаучной и гуманитарной. Особенно ценны в этом интегрированные проекты, выполняемые на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, природоведения, языка, литературы и т.д.). Причем в начальной школе для этого максимум возможностей.
Целью нашего исследования являлось определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Реализацией поставленных целей, способствовало решение частных задач.
Таким образом, мы можем сказать, что проблема исследования организации проектной деятельности младших школьников, действительно актуальна, более того она представляет интерес для многих педагогов-практиков.
Всё выше сказанное позволяет заключить, что гипотеза выдвинута в начале нашей работы: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время применять проектную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.