Проектная деятельность в системе дополнительного образования. (Образовательная программа как проект)

  • docx
  • 19.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эссе Проектная деятельность в системе дополнительного образования.docx

Проектная деятельность в системе дополнительного образования.

 (Образовательная программа как проект)

Целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Достижение заявленных ориентиров связано, прежде всего, с интенсивным развитием вариативного образования.

В свете последних решений модернизации российской системы образования отмечается важность и особое значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие школьников в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций образовательного учреждения, утверждению благоприятного социально психологического климата в ней.

Дополнительное образование в общеобразовательной школе отличает от учреждений дополнительного образования то, что оно определяется объективно существующей взаимосвязью с основным (базовым), обязательным образованием. Для школы – это источник гуманистического обновления педагогических средств, широкий культурный фон, неограниченные возможности для воспитания, развития одарённости ребёнка, его самоопределения и самореализации.

Система дополнительного образования в нашей школе выступает как педагогическая структура, которая:

 - максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;

- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и их личностную значимость;

 - предоставляет учащимся возможность творческого развития по интересам, возможностям и в индивидуальном темпе;

- обеспечивает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах природосообразности и культуросообразности;

 - активно использует возможности окружающей социокультурной среды;

- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.

Данная система выстраивается  на  учении  А.А.  Ухтомского  об  опосредующей  роли  внутреннего  психического  мира  в  отражательной  действительности  организма.  Согласно этому учению,  деятельность  мозга  опирается  не  на  детерминистский  и  даже  не  на  вероятностный  принцип,  а  на  принцип  свободы  выбора  и  свободы  воли  в  принятии  решения.  Приобретая в  процессе  деятельности  определённый  опыт  и  качества  (на  основе  внутренних  потребностей),  личность  начинает  на  этой  базе  свободно  и  самостоятельно  выбирать  цели  и  средства  деятельности,  управлять  своей  деятельностью,  одновременно  совершенствуя  и  развивая  свои  способности  к  её  осуществлению.  Такое  развитие  Г. Селевко  называет  психогенным,  самопсихическим  или  саморазвитием:  «Если  вы  хотите  поддерживать  определённый  вектор  поведения  или  определённую  деятельность  на  данной  высоте,  нужно  всё  время  воспитывать  данную  доминанту».

Необходимость разработки    дополнительной образовательной программы диктуется реальными  условиями, в  которых  работает  школа.  Обозначив методическую тему  «Формирование  творческого  потенциала  личности  учителя  и  учащегося  в  условиях   развивающей  направленности  обучения  и  воспитания  на  этапе  модернизации», школа  выделила   два  основных  направления  работы.  Развитие личности ученика  ведётся,   как  в  плане  интеллектуальном, так  и  нравственном.

Процесс приобретения  новых  знаний, умений  и  навыков  популярен  сегодня  среди  подрастающего  поколения, в  связи  с  активным  внедрением  новых  информационных  технологий.  Процесс  становления  гармоничной  всесторонне  развитой  личности, адаптированной  для  жизни  в  социуме, выпущен  из  зрения  многих  родителей  и  самих  подростков.

Ребёнок, пытаясь  самоутвердиться  среди  сверстников,  может  пристраститься  к  алкоголю, наркотикам, участию  в  национально-шовинистических  или  религиозных  организациях  и  главной  задачей  школы  в  сложившейся  обстановке  является  организация  условий, при  которых  будет  происходить  процесс  становления  личности, умеющей  самоопределяться  и  самоорганизовываться  в  обществе, не  ущемляя  права  и  достоинства окружающих его людей.

Поэтому так важно сегодня дать ребёнку возможность найти своё собственное место в окружающей действительности, раскрывая свои способности, воспитывать в нем уважение к обществу и стране, в которой ему предстоит жить.

Своеобразие дополнительного образования как раз и проявляется в добровольном, целенаправленном использовании ребёнком свободного времени для наиболее полного развития своих потенциальных возможностей; в вариативности образовательных областей; видов деятельности, обучающих и развивающих программ, объёма и темпа их усвоения. Направленность на творческое развитие личности, поливозрастной и полипрофессиональный характер занятий в объединениях учащихся способствуют углублению перехода от обязательного образования к образованию по выбору.

         Для детей занятия спортом, музыкой, танцами сегодня, может быть, является главным в жизненном самоопределении и самоутверждении. Ребёнок полагает, что именно через эту деятельность он может достойно самореализоваться в жизни.

 

Педагогами  школы  обозначены  основные  доминанты  в  воспитании  школьников.  Это  основные  социальные  роли,  которые  нашим  воспитанникам  предстоит  выполнять  в  будущем.

Я – семьянин.

Я – гражданин.

Я – профессионал.

Это и  будут  основные  направления  программы  «ДОД».

Данная работа  построена  с  учётом  возрастных  особенностей  детей.  Для повышения  эффективности  воспитательного  воздействия  программа  предполагается  использование  следующих  технологий, основанных на системно-деятельностном подходе:

Технология

Формы,  методы

Педагогика  сотрудничества

(С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой  и  др.)

Проблемно-поисковые, творческие,  диалогические, игровые

Пример,

личный  пример, убеждение

Игровые  технологии

Развивающие, поисковые, творческие,

диспут

Деловые игры, продуктивные  игры, имитационные игры, ролевые игры

Технология КСО  (коллективного  способа  обучения) 

(А.Т. Ривин, В.К. Дьяченко)

Общение (письменное, диспут),  общение в паре, групповое  общение, общение  в  парах  сменного  состава

Групповые  технологии

Групповые выступления,  соревнования,  общественный  смотр

Дифференциация  по  интересам

Проектные  технологии

Проекты

Награждение,  похвала,  коррекция

Самоконтроль, самоанализ, самонаблюдение, самовоспитание

 

Методики  должны  обеспечивать  активное  участие  учащихся  в  образовательном  процессе,  то  есть  должны  включать  активные  и  интерактивные  методы  обучения  и  воспитания.  Под  активными  методами  понимаются  все  виды  деятельности,  которые  требуют  творческого  подхода  и  обеспечивают  условия  для  раскрытия  индивидуальности  каждого  ученика.  Основными  методами  должны  стать  такие  методы,  которые  позволяют  учащимся  прежде  всего:

·        формировать  собственное  мнение,  не  бояться  его  высказывать,  уметь  аргументировать  свою  точку  зрения;

·        учиться  слышать  и  слушать  другого  человека,  уважать  его  мнение;

·        развивать  нравственную,  волевую  и  эстетическую  сферу  личности;

·        формировать  умения  самовоспитания  и  самообразования,  управления  собой,  саморегуляции;

·        формировать  положительную  Я-концепцию;

·        готовить  учащихся  к  профессиональному  и  жизненному  самоопределению.

Именно школа должна создать условия для развития и поддержки таланта и способностей ребёнка, потому что в течение одиннадцати лет она организует специальные воздействия, способствует развитию через учебный процесс, налаживает тесные контакты с родителями. И как показывает опыт, дети, занимающиеся вне школы, испытывают постоянное нервное напряжение, тратят много времени на дорогу, хуже готовятся к урокам, не принимают участия в жизни класса и школы, а то, в чём они преуспевают редко бывает востребовано школой.

         Мы рассматриваем дополнительное образование как часть системы единого образовательного пространства, во взаимосвязях и интеграции, где, прежде всего, учитывается внутренняя мотивация ребёнка.

В школе  создана  разветвлённая  сеть  кружков, секций, клубов  и  групп  по  интересам  различных  направлений. 

 

В школе  действуют   всего  15  кружков и  секций от ДЮЦ, в  которых  занято  314  учащихся.

Школьная система ДО предоставляет возможность учащимся школы заниматься художественным и техническим творчеством, туристкокраеведческой, экологической деятельностью, спортом, исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Ведущими принципами при формировании системы ДО являются:

-    свобода самоопределения и самореализации;

-    личностно-ориентированный подход;

-    единство обучения, воспитания и развития;

-    практико-деятельная основа образовательного процесса;

-    создание условий для самореализации личности.

Система ДО в школе позволяет широко использовать творческие возможности в подготовке и проведении внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации достижений (выставки, концерты, презентации, выступления) и является неотъемлемой составляющей школьного единого воспитательного процесса и включает в себя следующие подсистемы: урочное ДО, внеурочное ДО, внешкольное ДО.

В данных условиях ребенок получает реальную возможность выбора своего индивидуального пути, что означает включение ребёнка в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция основного дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

Данная система расширяет воспитательное «поле» школы, т. е. дает возможность личности включиться в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Иными словами, в школе решаются задачи по созданию условий для развития и поддержки способностей ребенка, потому что здесь организуются специальные действия, способствующие развитию через учебный процесс, налаживаются тесные контакты с родителями. Дети получают возможность экономить время на дорогу в другое образовательное учреждение, не напряжены, не ущемлены при подготовке домашнего задания, принимают активное участие в жизни школы и класса и главное, то, в чем они преуспевают, бывает востребовано школой.

Идея интеграции общего и дополнительного образования реализована в МАОУ СОШ №4 в рамках Программы внеурочной деятельности, которая является частью Основной образовательной программы школы и включает в себя шесть направлений:

1. Проект «Здоровье» объединяет баскетбольные и волейбольные секции
юношей и девушек, «Школу выживания» и клуб «ЗОЖ»

2.Проект «Искусства» имеет несколько отделений:

-   Техническое и художественное моделирование;

-   Хореографический ансамбль «Радуга»;

-   Театральная студия «Синяя птица»;

-   Театральные кружки мл. школьников;

-   Вокальные студии     

-   Ансамбль ложкарей  

-   Изобразительная студия

3.Проект «Школьный      краеведческий      музей» координирует      военно-
патриотическую, эколого-краеведческую     деятельность     школы,
деятельность профильных отрядов.

4.Проект «Научное        общество        учащихся» представляет        научно-
исследовательскую и проектную работу по различным областям. Его
деятельность      позволяет      ежегодно      достигать      значительных
результатов на районных и областных олимпиадах, НПК.

5.Сеть элективных курсов призвана способствовать предпрофильной и
профильной    подготовке    учащихся, и    ориентирует    на    выбор
профессии. Среди школьных ЭК можно выделить такие как:

-   «Химия Забайкалья»;

-   «Экономика»;

-   «Учись учиться»;

-   «Правоведение» и др.

6.   Социально-педагогическое направление, в
нем работают «Школьный пресс-центр» и правоведческий кружок.

Школьное воспитательное пространство не ограничено возможностями СОШ №4. оно органично вписывается в городское воспитательное пространство. Систему внешкольного ДО представляют ДШИ, ДХШ, ДООЦ, ДЮСШ, РДК, ДК. Педагоги и учащиеся школы с удовольствием и всегда активно участвуют в их деятельности.

Т. е. созданная в ОУ система позволяет получить каждому ученику реальную возможность выбора своего индивидуального пути, что означает включение ребёнка в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция основного и дополнительного образований детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития и создать условия «для  формирования и развития разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в интересах общества» (Закон РФ "Об образовании").

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

                                                                 

                                                                                               

Надпись: Утверждена
Директор МБОУДОД «ДЮЦ»
Ковригина  Т.В
     «…..» ……………  2013 г


Надпись: Рассмотрена и принята решением НМС МБОУДОД «ДЮЦ»
«…...» ……………….  2019 г.
Протокол № …….


                      

 

 

 

 

                                     

Программа внеурочной деятельности

 

«Театральная студия

"Синяя птица"

 

 

 

                                                                        Руководитель  детского объединения:   

                                                                                    Бойцова Жанна Валерьевна

 

Возрастной состав: 9 – 17 лет.

 

Продолжительность

образовательного процесса: 3 года.

 

 

 

 

г. Краснокаменск

Забайкальский край

 

 

Пояснительная записка

 

«….. театр — единственный учитель

 нравственности, поведения, возвышенных идеалов,

который никогда не наскучит ученику.

… театр — ценнейшее дополнение к любому

 воспитательному учреждению для детей,

и без него не совершенна самая прекрасная школа».

 Марк ТВЕН

 

Воспитание подрастающего поколения - многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния формирования жизненных позиций у детей и подростков.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания детей средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем образовательном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Одной из важных форм влияния на духовное воспитание детей является художественное воспитание, в частности, воспитание детей посредством занятий в театральных коллективах.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Театр – модель жизни. Работая на сцене, ребенок учиться не только основам актерского искусства. Такие качества, как уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, концентрироваться и собирать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельность мышления, высокий интеллект и умение созидать новое, необходимое ребенку не только при работе в коллективе, но и в жизни.

Современная парадигма школьного образования вступает в противоречия с традиционной концепцией развития ребенка-школьника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

 

Программа  организации внеурочной деятельности разработана на основе переработки примерной программы из методического конструктора  «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва, изд. Просвещение, 2011 год.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности в сфере художественного твор­чества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в усло­виях экспансии массовой культуры.

Школа не может проходить мимо такого эстетического средства воспитания, каким является театр. Театральное искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, средством художественно-творческого развития обучающихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Работая на сценической площадке, дети учатся не только основам актерского мастерства, но и обретают такие качества личности, которые помогают им как в работе над театрализованными программами, так и в жизни: уверенность в своих силах, концентрация, возможность самоутверждения, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельность мышления, творческое воображение, взаимодействие с партнером. Осваивая театральные дисциплины, дети учатся творческому мышлению, плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, культуре общения, перед ними открывается путь познания собственной личности. Репетиции, совместная работа над сценарием, перевоплощение позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, которые, возможно, не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Сцена как бы раздвигает рамки одной жизни, дает возможность «прожить» несколько реальностей, обогащает и развивает духовный мир школьников.

Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Кем бы он потом ни стал, театр останется для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно спаянных друг с другом людей, моделью жизни.

 

Новизна программы заключается в том, что в ней обобщен опыт по созданию детского художественного коллектива с театральной направленностью (исходя из опыта общения с художественными коллективами других школ, анализа научно-педагогической литературы по этой теме, методики работы по отдельным направлениям), и на этой основе предложена педагогическая модель формирования и функционирования этого коллектива как учебно-постановочного сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей.

 

Целью программы:

Создание детского коллектива, вовлекающего ребенка в творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребенку, но и окружающим, таким образом, воспитание у ребенка потребности и привычки к самоотдаче, общественно полезной работе, насыщенной духовной жизни, умения сочетать свои интересы с интересами коллектива. Содействовать развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусству театра.

 

Данная цель реализуется через следующие задачи:

 - создание условий для возможностей творческого, интеллектуального,     

    физического и личностного развития учащихся через основы актерского

    мастерства;

-         раскрытие индивидуальных способностей ученика в т. ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;

-         обучение основам актерского, литературного, драматургического творчества;

-         развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения, быстроты реакции, гибкости, чувства партнерства)

-         формирование знаний и практических умений в области театрального искусства;

-         развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;

-         развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;

-         активизации личности в коллективе, воспитание чувства ответственности перед коллективом;

-         формирование общей культуры и обогащение духовного мира;

-         организация содержательного досуга.

Данная образовательная программа внеурочной деятельности является модифицированной. В её основе лежат идеи художественного воспитания детей средствами театрального искусства, заложенные в системах Станиславского, Товстоногова, в работах Коха, Яворского, Мочалова.

 

-         Возрастной состав художественного коллектива «Синяя птица» - 10 -17 лет, это ученики 5-11-х классов школы. Отбор детей в коллектив происходит исключительно по их желанию, без каких-либо ограничений. Как сказал выдающийся советский хирург С.С.Юдин: «Если гениальность – врожденное свойство, то таланты можно развивать трудом, упражнением и изучением». А.С.Пушкину принадлежат слова: «Талант – это способность человека к труду».

 

Возрастные особенности детей

Педагогическая целесообразность данного курса для студийцев обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

10 -11 лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.

12-13 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

14- 16 лет

В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у старшеклассника возрастают возможности для полноценного художественного восприятия театрального искусства. Старшеклассник вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной жизненной ситуацией, за действиями и поступками героев увидеть развивающуюся мысль режиссера, воспринять его нравственно-эстетическую позицию, его взгляд на мир. Старшеклассник уже достаточно отчетливо представляет себе роль каждого из создателей спектакля и в процессе анализа способен дифференцировать компоненты сложного сценического образа, то есть отделять при восприятии спектакля пьесу от ее трактовки театром, драматургический образ от образа, создаваемого актером и т.д.

Все вышеперечисленное является общей характеристикой возможностей возраста в области художественного восприятия. Однако эти возможности могут и не реализоваться, если не будет созданы определенные условия для художественного развития учащихся. Поэтому в этом возрасте одной из важнейших педагогических задач остается задача расширения и обогащения непосредственного художественного опыта обучающихся, привития навыков его осмысления и анализа.

Характерной особенностью данной программы является возможность применения теоретических и практических знаний, получаемых студийцами, не только в постановках спектаклей, но и в тематических театрализованных представлениях, посвященных различным праздникам, историческим датам, общественным событиям и т.п. Театрализованное представление – это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа соединяются различные виды и жанры литературы и искусства.

-         В настоящее время, большинство праздничных мероприятий не обходится без участия театральной студии «Синяя птица». Уже стали традиционными новогодние театрализованные представления, постановка ежегодных спектаклей и мюзиклов, капустников.

 

Принципы отбора содержания:

Программа внеурочной деятельности основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патрио­тической направленности, проектности, диалога культур, под­держки самоопределения воспитанника.

 

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основывать­ся на научном понимании взаимосвязи естественных и соци­альных процессов, согласовываться с общими законами раз­вития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

 

Принцип кулътуросообразности предполагает, что худо­жественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими тради­циям тех или иных регионов, не противоречащими общече­ловеческим ценностям.

В соответствии с принципом кулътуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество по­могало растущему человеку ориентироваться в тех изменени­ях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере ис­кусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественно-му творчеству и предполагает, что художествен­ное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного ти­па, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетическо­го самоопределения, художественно-творческой самореали­зации.

 

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого яв­ляются обмен эстетическими ценностями (ценностями, вы­работанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индиви­дуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных цен­ностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного по­нимания, признания и принятия.

 

Принцип патриотической направленности предусматри­вает обеспечение субъективной значимости для старших воспитанников идентификации себя с Россией, народами Рос­сии, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотичес­кой направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных пред­ставлений (образы политических, этнокультурных, эстетичес­ких явлений и предметов; собственных действий по отно­шению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Оте­честву).

 

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «вы­ведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может прог­раммировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

 

Форма занятий в театральной студии «Синяя птица» - групповая. В соответствии с возрастом детей, группы делятся на младшую, среднюю и старшую. Состав каждой группы - 10-15 человек.

 

Режим занятий: 2 раза в неделю с каждой группой по 2 часа. Для постановочной работы проводится одно дополнительное занятие в неделю, на которое приглашаются дети, занятые в подготовке к спектаклю.

 

Валеологические требования к организации образовательного процесса в театральной студии «Синяя птица» включают в себя следующие санитарно-гигиенические нормы: занятия должны проводиться в актовом зале, зал для занятий должен быть чистым, температура воздуха в зале – 18-20 градусов. На занятия учащиеся должны приходить в специальной форме, обувь должна быть удобной, на мягкой подошве.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности под­ростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

 

Первый уровень результатов — приобретение воспитанников социальных знаний о ситуации межличностного взаимо­действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо­бах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в раз­личных ситуациях, способов типизации взаимодействия, ин­струментов воздействия, понимания партнёра.

 

Второй уровень результатов получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеют разработка и проведение различных массовых  мероприятий (например  День матери, День пожилого человека,  новогоднего праздника ) для сверстни­ков и для младших классов.

 

Третий уровень результатов — получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организа­ционных и финансовых возможностей для реализации проек­та в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ве­дение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, ис­пользование различных способов информирования). Здесь ос­ваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экс­пертам собственные разработки.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъек­тами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка любительского спектакля для младших школьников, для жителей микрорайона, открытый общественный показ документальных видеопро­ектов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

 

Знать:

Уметь:

Владеть:

- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- историю и виды грима;
- основные приёмы гримирования;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
- приёмы сценического боя.

 

воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.

элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- скульптурно – объёмными приёмами гримирования.

 

По окончанию  курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;  быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками  школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.


Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника.

 

Формой подведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования театральной студии «Синяя птица» являются выступления воспитанников в театрализованных представлениях, спектаклях, инсценировках, которые имеют большое воспитательное значение, т.к. показывают весь объем работы, проведенной в течение учебного года. Дети, занимающиеся в театральной студии, принимают активное участие не только в мероприятиях школьного масштаба, но и во многих общегородских мероприятиях, в конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального,

уровня. 

Учебно-тематический план работы

театральной студии «Синяя птица»

Разделы

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ий год обучения

I.Основные навыки театрального мастерства

 

1)    Сценическая речь

 

2)    Сценическое движение

 

Основы актерского мастерства

 

 

10 ч.

 

8 ч.

 

 

12 ч.

 

 

 

9 ч.

 

6 ч.

 

 

9 ч.

 

 

 

8 ч.

 

6 ч.

 

 

10 ч.

 

30 ч.

24 ч.

24 ч.

 

II. Постановочная работа

 

1)    Работа над текстом

 

Репетиции

 

 

 

15 ч.

 

35 ч.

 

 

 

10 ч.

 

45 ч.

 

 

 

10 ч.

 

45 ч.

 

50 ч.

55 ч.

55 ч.

Общее количество часов

80 ч.

79 ч.

79 ч.

Всего

238 часов

 

 

Содержание деятельности учебно-тематического планирования работы с учащимися 1-го года обучения

Раздел

Тема

Содержание

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

I. Основные навыки театрального

мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Постановочная работа

 

 

 

1.Сценическая речь

 

 

 

 

 

 

2. Сценическое

движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основы актерского мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа над текстом

 

2. Репетиции

Упражнения: на дыхание, голос. Артикуляционная гимнастика.

Дыхание в звучащей речи. Дикция в звучащей речи. Работа с текстом.

Упражнения: на совершенствование осанки и походки, на координацию движений, на выразительность и пластичность рук,

темпоритм. Мышечное внимание. Ритмические рисунки.

 

Упражнения на развитие воображения, внимания, памяти. Упражнения на память физических действий.

Упражнения на предлагаемые обстоятельства.

Этюды (индивидуальные, коллективные) на заданные темы.

Разбор текста. Чтение по ролям.

Работа на сцене. Уточнение и закрепление мизансцен.

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

4 ч.

 

 

 

 

 

 

 

8 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

15 ч.

 

 

35 ч.

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

8 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 ч.

 

15 ч.

 

 

35 ч.

 

 

 

 

Всего: 80 ч.

 

Прогнозируемый результат 1-го года обучения

 

На первом году обучения закладываются основы театрального искусства, учащиеся должны овладеть  следующими знаниями, умениями, навыками:

- освоение элементов артикуляционной гимнастики;

- знание определенных правил произношения звуков;

- основы развития речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков;

- умение сочетания словесного действия с физическим;

- умение освобождаться от зажимов;

- освоение основных элементов упражнений по сценическому движению;

- умение концентрировать внимание;

- основы сценического общения;

- умение пользоваться выразительными средствами в этюдах и инсценировках;

- умение сочинять и демонстрировать индивидуальные этюды;

- умение определять характерные черты действующих лиц и оценивать поступки героев.

 

Содержание деятельности учебно-тематического планирования

работы с учащимися 2-го года обучения

 

 

Раздел

 

 

Тема

 

Содержание

 

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

 

I. Основные навыки театрального

мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Постано-вочная работа

 

 

 

 

 

1.Сценическая речь

 

 

 

 

 

 

 

2. Сценическое

движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основы актерского мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа над текстом

 

 

2. Репетиции

Артикуляционная гим-настика. Речь в движе-нии. Дикция. Упраж-нения на координацию слуха и голоса, на силу звука, темп речи.

 Работа с текстом (уда-рение, пауза, логичес-кий анализ)

 

Упражнения: на осво-бождение мышц, на умение правильно и свободно двигаться, координацию движе-ний. Элементы акроба-тики. Пластические импровизации. Упражнения на силу и выносливость, ритмич-ность.

 

 

Упражнения на разви-тие воображения, вни-мания, памяти, фанта-зии. Упражнения на развитие ассоциатив-ного мышления, на быстроту реакции.

Этюды (индивидуаль-ные, коллективные) на заданные темы. Сце-ническое общение, сценическое действие. Мизансцены.

 

Разбор текста (анализ взаимоотношений действующих лиц). Чтение по ролям.

 

Работа на сцене. Овла-дение сценическим пространством. Уточ-нение и закрепление мизансцен.

 

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 ч.

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

45 ч.

 

 

 

 

 

 

 

9 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 ч.

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

45 ч.

 

 

 

 

Всего:     79 ч.

        

Прогнозируемый результат 2-го года  обучения

      На втором году обучения учащиеся должны освоить:

-   умение логично выстраивать разговорную речь;

-   умение говорить выразительно, четко, владеть интонацией;

-   умение анализировать текст;

-   умение произносить звуки, слова в движении;

-   знание основных элементов, упражнений по сценическому движению;

-   умение самостоятельно создавать физические действия по тексту;

-   знание основных элементов акробатики,  умение использовать их в этюдах;

-   умение самостоятельно выстраивать мизансцены;

-   освоение сцен в различных предлагаемых обстоятельствах, импровизация;

-   умение использовать выразительные средства в сценической работе.

 

 

 

 

Содержание деятельности учебно-тематического планирования работы с учащимися 3-го года обучения

 

 

Раздел

 

 

Тема

 

Содержание

 

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

 

I. Основные навыки театрального

мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Постано-вочная работа

 

 

 

 

 

 1.Сценическая речь

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сценическое

движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основы актерского мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа над текстом

 

 

 

 

 

 

2. Репетиции

Артикуляционная гим-настика. Упражнения на совершенствование произношения слов в движении, на вырази-тельность речи, упраж-нения по дикции, ин-тонации, тембру.

 Работа с текстом (те-матический анализ)

 

Специальные упраж-нения на совершенст-вование полученных сценических навыков. Пластические импро-визации. Упражнения на пластичность дви-жений в музыке. Тем-поритм. Элементы танца, танцевальные импровизации. Сцени-ческие падения.  

 

Упражнения на совер-шенствование испол-нительских навыков по мастерству, разви-вающие упражнения. Упражнения на сцени-ческое действие и об-щение. Самостоятель-ное выстраивание мизансцен, инсцениро-вок, этюдов, импрови-заций.

 

Разбор текста (обсуж-дение и выявление идеи, определение «сверхзадачи», разбор по событиям, опреде-ление главных, второ-степенных событий, анализ поступков). Чтение по ролям.

 

Работа на сцене. Овла-дение сценическим пространством.Уточне-ние и закрепление мизансцен. Вырази-тельные средства. Доработка отдельных сцен.

 

 

 

 

 

 

 

5 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

45 ч.

 

 

 

 

 

 

 

8 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

45 ч.

 

 

 

 

Всего:     79 ч.

 

Прогнозируемый результат 3-го года  обучения

       

     На третьем году обучения у учащихся формируются:

-   умение передавать особенности характера и возраста «голосом»;

-  умение быстро ориентироваться в тексте (выделять главные и второстепен-

    ные моменты);

-  умение работать с текстом, делать тематический анализ текста (тема, идея,

    событие, конфликт);

-  умение самостоятельно использовать основные приемы сценического паде-

   ния;

-  освоение основных элементов упражнения, создание физических действий по

   тексту;

-  умение самостоятельно выстраивать мизансцены на сценической площадке,

   осуществлять этюды, импровизировать;

-  знание сценического общения;

-  умение в различных предлагаемых обстоятельствах перевоплощаться в

   различные образы;

-  умение логично, последовательно и правдиво действовать на сцене;

-  умение обыгрывать ситуацию;

-  навыки ассоциативного мышления;

- знание основных принципов, законов, методов и приемов театрального искус-

   ства.

Содержание образовательной программы

 дополнительного образования

 

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Основные навыки театрального мастерства.

а) Основы актерского мастерства

В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах. Работая над различными спектаклями, в которых отражаются разные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры. Актерский тренинг (развитие навыков самочувствия, творческого восприятия, артистической смелости) и специальные упражнения (развитие внимания, памяти, воображения, фантазии, памяти физических действий) проводятся с детьми на протяжении всего времени обучения.

б) Сценическая речь

В основе методики работы над техникой речи лежит метод комплексной тренировки. От занятия к занятию нужно учитывать степень их сложности, брать упражнения от простого к сложному. Это специальная дисциплина, которая берет на себя разработку важнейших компонентов речевого материала, так как речь детей, исполняющих роли, должна быть четкой, выразительной, понятной зрителю. Дикция, дыхание, голос, орфоэпия – всё это включает в себя предмет «Сценическая речь».

в) Сценическое движение

Занятия направлены на гармоническое развитие ребенка. Акцент делается, в основном, на физическом развитии тела. Уроки сценического движения помогают овладеть своим телом, развивают выносливость, гибкость, пластические навыки учащихся. Этот предмет помогает учащимся в воплощении ярких образов.

2. Постановочная работа.

а) Работа  над текстом 

Ознакомление с текстом, распределение ролей, обсуждение, обдумывание характеров действующих лиц.

б) Репетиции

Подготовка инсценирования, спектакля, пьесы. Доработка отдельных сцен, индивидуальная и групповая работа над ролью.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

 

·        Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий),

·        проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения),

·        эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).


Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:

 

·        функцию сообщения информации;

·        функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;

·        функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

 

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале  модулей входящих в комплексную программу.

 

Основные формы проведения занятий с младшими студийцами:
-    игра;
-    диалог;
-    различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д.
-    слушание;
-    созерцание;
-    импровизация.

Занятия в средней и старшей группах проходят в самых разнообразных формах:
-    лекции;
-    тренинги;
-    репетиции;
-    индивидуальные занятия;
-    занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения:
-    спектакля;
-    шоу;
-    творческого вечера;
-    праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. 

На занятиях  создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, актовом зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.

 

Педагогические принципы:

от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

·                   педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

·        педагогика сотрудничества;

·        педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

ü    групповые технологии;

ü    технологии индивидуального обучения.

·        педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

ü    игровые технологии;

ü    проблемное обучение

 

Материально-техническое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:


- наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены,)
-  стулья;
- маты, матрацы;
- кубы различных форм;
- зеркала, грим;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- видеофонд записей постановок тетра-студии.
- фонотека;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- школьная библиотека.

- использование сети Интернет

 

Условия, необходимые для решения поставленных задач:

·                   обеспечение материально-технической базой

·                   Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;

·                   Взаимное общение  детей из различных  художественных коллективов города.

Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы

·                   театральные постановки

·                   игры;

·                   открытые занятия;

·                   концерты;

·                   анкеты;

·                   тесты;

·                   фестивали;

·                   конкурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва, изд. Просвещение, 2011 год.

2.     Алянский Ю.Л. «Азбука театра». – Л.: «Детская литература», 1990;

3.     Березкин В.И. «Искусство оформления театра». – М.: «Знание», 1986;

4.     «Воспитание техники речи в самодеятельном театральном коллективе»/сост. Е.А.Залялетдинова. – Иркутск, 1993 г.;

5.     «Ваш дипломный спектакль». – ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1988 г.;

6.     Захаржевская Р.В. «Костюм для сцены» – М.: «Советская Россия», 1974г.;

7.     Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе». – М.: «Школьная пресса», 2000 г.;

8.     Крымова Н.А. «Любите ли вы театр?» - М.: «Детская литература», 1987г.;

9.     Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Организация и методика проведения игр с подростками». - М.: «Владос», 2004 г.;

10. Малыгина И.Н. «Грим и костюм в современном спектакле». - М.: «Искусство», 1963 г.;

11. Морозова Г.С. «Сценический бой». – М.: «Искусство», 1970 г.;

12. Мочалов Ю.А. «Первые уроки театра». – М.: «Просвещение», 1986 г.;

13. Попов В.А. «Звукошумовое оформление спектакля». – М.: «Искусство», 1961 г.;

14. Степанов В.М. «Дар ребенка плюс талант педагога». – Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2001 г.;

15. «Театр, где играют дети»/Под ред. Никитиной А.Б. – М.: «Владос», 2001г.

 

   

        Учитывая специфику театральной педагогики целесообразно отметить, что по данному виду искусства почти не предусмотрена литература для учащихся. В основном это специализированная литература для учителей и педагогов дополнительного образования.