Проектная деятельность в учебном предмете "Физическая культура":
от исследования до продукта
Л.Х. Гатауллина, учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла», г. Ноябрьск
Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют новые цели и задачи в образовании. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью обучения становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. — формирование умения учиться.
ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
Результаты исследований последних лет говорят о ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, наряду с традиционными моделями, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным в этом поиске является проектная деятельность. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетенций учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразно его личным интересам. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Проектная деятельность решает следующие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, выработка нравственных убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые качества человека для достижения эталонов физического развития.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации проектной деятельности.
- знакомство учащихся с методами исследования;
- умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения;
- выработка умения выбирать конкретные методы в собственном исследования;
- формирование умения самостоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения, проводить исследования;
- умение делать выводы и ставить новые задачи;
4. Формирование умения работать с полученной информацией
- сбор информации;
- обработка данных;
- систематизация и использование;
5. Формирование умения использовать ИКТ-технологий
- оформление проекта;
- презентации к проекту;
- использование диаграмм, таблиц, схем.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
1. изделие:
комплекс упражнений в рисунках,
макет тренажера
открытка
газета
фотоальбом, коллаж
оформление стендов, выставок
игрушка, костюм, эмблема и символ команды или турнира
2. информация:
доклад, сообщение
реферат
мультимедийная презентация
видеоролик
3. комплексная работа:
турнир,
проведение праздника, спортивного флеш-моба
игровые программы с привлечением родителей
организаторская и командная деятельность
конференция
Как выбрать тему проекта?
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методическое литературе обычно отмечают, что проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация (и можно выделить шестое П – портфолио).
Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения
конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. Желательно не предлагать готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих: чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:
• в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
• название должно выражать главную идею;
• название проекта не должно быть сухим, только констатирующим
содержание;
• название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Этапы проектной деятельности
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов
Этап 1. Подготовительный
Определение темы, целей проекта и конечного продукта.
Этап 2. Планирование
Определение источников информации.
Ознакомление с критериями оценки результатов.
Составление оптимального плана работы
Этап 3. Реализация проекта
Сбор и обработка информации.
Решение возникающих вопросов и проблем.
Корректирование планирования (при необходимости),
Оформление документации проекта.
Этап 4. Презентация (представление) проекта
Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). Ответы на вопросы. Интерпретация полученных результатов.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта
• Подведение итогов.
• Оценка итоговых и промежуточных результатов.
• Самоанализ работы.
Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.
Этап 1. Подготовительный
Обучающиеся ыдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.
Преподаватель побуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает
сформулировать тему, цели и задачи проекта
На подготовительном этапе обучающиеся под руководством преподавателя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?». Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт.
Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию обучающегося, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности.
Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько обучающихся, перед преподавателем стоят следующие задачи:
1) собрать различные идеи обучающихся;
2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;
3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Выявлению идей обучающихся может способствовать такой технологический
приём, как «мозговой штурм».
«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования
творческой активности, который позволяет найти решение сложных проблем. Отправным моментом «мозгового штурма» является проблема, которая не нашла приемлемого решения. Для успешного проведения «мозгового штурма» члены группы должны придерживаться следующих правил:
1)принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих
идей;
2)приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые,
даже фантастические идеи;
3)идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить
максимально возможное количество идей;
4)нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать,
комбинировать элементы разных идей;
5)необходимо записывать все идеи.
На завершающем этапе производится отбор лучшего решения.
Таким образом, предварительный этап заканчивается формулированием темы
(что мы будем делать?), цели (для чего мы это будем делать?) и задач проекта (как мы это будем делать?), определением проектного продукта (что должно
получиться в результате?).
Этап 2. Планирование
Преподаватель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.
Обучающиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами — это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, предусмотренные ФГОС. Таким образом, обучая планированию формируются умения, которые понадобятся обучающимся не только в учебной деятельности, но и в жизни.
На этапе планирования окончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности.
На этапе планирования не нужно увлекаться чрезмерной детализацией плана работы: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности. Следует помнить о законе Хеопса: «Ничего не строится в срок и в пределах сметы».
Выполнение проекта складывается из трёх этапов:
1. разработка проекта,
2. практическая реализация проекта,
3. защита проекта.
Первый этап – наиболее трудоёмкий компонент проектной деятельности, так как в нем осуществляется интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики доступные источники информации, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность практически (социально)значимого характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры по мере их мотивированности, в том числе по причине временного отсутствия по болезни.
Заключение
Проектная деятельность на уроках, в том числе на уроках физической культуры, позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активной включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опята организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, умение отвечать на вопросы, умение самостоятельно изобретать способ действия, умение находить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером, умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.
Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.