Проектная деятельность в условиях ФАГОС
Оценка 5

Проектная деятельность в условиях ФАГОС

Оценка 5
docx
03.12.2020
Проектная деятельность в условиях ФАГОС
проектная деятельность в условиях фгос.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

 

 

 

Проектная деятельность  в условиях ФГОС

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08e1/0000f340-37bd4cac/1/img6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Тагил

2020г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Проектный метод в деятельности ОУ…………………………...

1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС…….

2 Классификация и виды проектов………………………………………….

3. Последовательность  работы над проектом

4. Цели и задачи проектного метода…………………………………………

5. Внедрение проектного метода в ОУ…………………………………….

6. Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

7. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Заключение……………………………………………………………………...

Список используемой литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена  новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. 

Приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Также актуален вопрос об оценке метапредметных и личностных результатов образования. В требованиях ФГОС общего образования эти типы образовательных результатов отражены наряду с предметными результатами. В реальной же практике определяются в основном предметные достижения (по оценкам ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад и др.). На основании диагностики успешности в осуществлении исследовательской и проектной деятельности (как индикатора) может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. Эти показатели успешности планируется заложить в критерии подсчета рейтинга московских школ, что позволит учесть достижения школьников, не склонных к академической успеваемости и интеллектуальным соревнованиям, но имеющих высокий творческий потенциал.

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

ФГОС для основного общего образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).  Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно - исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). 

Это означает что:

 − исследования и проекты будут выполнять все учащиеся;

− учителям в массовом порядке нужно будет научиться руководить проектами и исследованиями;

− должна быть разработана единая методика аттестации обучающихся по результатам выполнения ими исследовательских и проектных работ.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть  школьной жизни.

Технология проектирования делает учащихся активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития успешности школьников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение, на самореализацию. Метод проектов  предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений, он потенциально создает ситуацию успеха.

 

1.       Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-         формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

-         активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) -  один из методов личностно-ориентированного обучения,      способ организации самостоятельной            деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.

При выполнении своего             проекта          (исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются сформированные компетенции, включающими в себя:

·           навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

·           способность   к          инновационной,       аналитической,         творческой, интеллектуальной  деятельности;

·           умение постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

·           выбор адекватных стратегий коммуникации;

В       результате    разработки и реализации проекта  у обучающихся будет сформирована потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

Будут сформированы основы критического отношения к знанию, жизненному опыту,  основы ценностных суждений и оценок.

 

    Личностными результатами освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

-     сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося;

-     сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

 

Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных - ситуациях». Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальных учебных действий.

      Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

·                    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                    смысловое чтение;

·                    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·                    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·                    формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

·                    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» Обучающийся, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить основные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

 

 

2. Классификация и виды проектов

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта, которую можно различить:

- по характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.);

- по форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера);

- по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet.

-Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По профилю знаний:

- монопроекты - по одному учебному предмету.

 Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

 Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные – по 2-3 учебным предметам.

По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

- в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; 

- со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

По характеру контактов проекты могут быть:

- внутриклассными,

- внутришкольными,

- региональными (в пределах одной страны),

- международными.

По количеству участников:

- личностные – индивидуальные

- парные

 -групповые

По продолжительности:

- минипроекты (могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

- краткосрочные на 1-5 уроков (требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома);

- среднесрочные – на 1-2 месяца;

- долгосрочные – до 1 года (могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время).

По типу объекта проектирования:

 - морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); 

- социальное (направленных на социальные вопросы); 

- экзистенциальное (проектирование личностного развития).

Виды проектов:

- Образовательный проект

- Воспитательный проект

- Управленческий проект

- Организационный проект

- Нормативно-правовой проект

- Социально значимый проект

- Политический проект

- Законотворческий проект

- Проект – иллюстрация учебной темы

- Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине

- Проект - постановка проблемы

- Обзорный проект

- Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий)

- Текущий учебный проект

-Итоговый учебный проект.

 

Проекты подразделяются:

- по признакам:

- по виду;

- по составу участников;

- по срокам реализации;

- по результатам: (доклад, альбом, сборник, каталог, альманах, макет, схема, план-карта; видеофильм, выставка и др.).

-по предмету труда: человек – человек; человек – природа; человек – техника; человек - художественный образ), человек – знаковая система.

- по сфере применения: школа,  семья, досуг, производство, профессиональное самоопределение.

-по интересам: познавательные, экологические, коммерческие, игровые, профессионально – трудовые, научные, комплексные.

-по материальному воплощению: интеллектуальные, информационные, комплексные.

- по преобладающим технологическим процессам: архаичные (ручные технологии), традиционные (машинные технологии), инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

- по цели проектной деятельности: гностические, изыскательские, преобразующие.

 

3. Последовательность  работы над проектом

Этапы работы

Задачи

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

«Погружение в проект»

Подготовка

1. Определение темы и целей      проекта.

2.  Оценка интеллектуальных и материальных

Возможностей

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей.

2

«Организация деятельности»

Планирование

1. Определение источников информации.

2. Определение способов сбора и анализа   информации.

3. Определение способа представления  результатов.

4.Разделение обязанностей между членами

команды.

Выбирают план действий, формируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

3

«Осуществление деятельности»

Исследование

1.  Сбор информации, решение     промежуточных задач. Основные инструменты: интервью,  опросы, наблюдения, эксперименты

2.  Анализ информации, формулирование     выводов.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

4.

«Презентация результатов»

Представление или отчет. Оценки результатов процесса в целом.

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчета.

 

4. Цели и задачи проектного метода

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.

Задачи проектной деятельности в школе:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Основная цель метода проектов состоит в:

·        предоставлении возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей;

·        развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умении искать информацию, развитии критического мышления;

·        развитии самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

·        решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

·         представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала ит.д.), в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

·        сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»)

В ходе проектной деятельности учащиеся приобретают необходимые социальные навыки: становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:

·         исследовательской, коммуникативной компетентности;

·         познавательных интересов;

·         умения проводить рефлексию;

·         умения ориентироваться в современном информационном пространстве;

·         умения самообразования;

·         умения публично выступать;

·        критического мышления.

5. Внедрение проектного метода в ОУ

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. 

Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

 

6. Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

 Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

 по команде

 Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 

Творчество (10 баллов)

 

 

 

Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 

Оформление (15 баллов)

 

 

 

 

85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удов-но»; менее 50 баллов - «неуд-но».

Рейтинговая оценка проекта

 

Оценка

этапов

Критерии оценки

Баллы

 

 

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

 

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

 

180 – 140 баллов – «отлично»; 135 – 100 баллов – «хорошо»; 95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

 

Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)

 

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(0, 5, 10, 20)

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность

 

Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

 

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

 

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

 

Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

 

 

 

 

 

 

Защита

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

 

Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

 

Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории

 

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

 

Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

 

 

200 – 155 баллов – «отлично»; 154 – 100 баллов – «хорошо»; менее 100 баллов - «удовлетворительно».

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 

·        обозначение проблемы;

·        обозначение цели;

·        продуманность пути решения;

·        обозначение конечного результата;

·        реальность проекта;

·        образовательный эффект;

·        регламент;

·        культура речи;

·        свободное владение материалом;

·        культура оформления работы;

·        наглядность;

·        умение вести дискуссию.

 

7. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

                Роль учителя

            Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

 - консультирует (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)

            - мотивирует  (учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

            - провоцирует (не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

            - наблюдает (наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.)

ü  Проводит консультации с участниками проектов.

ü  Наблюдает за ходом проектной деятельности.

ü  Руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования.

ü  Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.

ü  Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

ü  Координирует внутригрупповую работу обучающихся.  

Роль ученика

            Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним  важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее.

 

Заключение

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:

Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Список используемой литературы

Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : учеб.-метод, пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. – СПб.: КАРО, 2015.

Водяненко Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Характеристика, методика реализации. – Волгоград: Учитель. 2015.

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс, 2011.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2012.

Леонотович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016. – 160 л.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2014.

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Нижний Тагил 2020г. Содержание

Нижний Тагил 2020г. Содержание

Введение Новые Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие перед образованием

Введение Новые Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие перед образованием

Это означает что: − исследования и проекты будут выполнять все учащиеся; − учителям в массовом порядке нужно будет научиться руководить проектами и исследованиями; − должна…

Это означает что: − исследования и проекты будут выполнять все учащиеся; − учителям в массовом порядке нужно будет научиться руководить проектами и исследованиями; − должна…

Личностными результатами освоения курса «Проектная деятельность» отражают: - сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося; - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве…

Личностными результатами освоения курса «Проектная деятельность» отражают: - сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося; - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве…

Классификация и виды проектов

Классификация и виды проектов

Результат проекта остается открытым до самого окончания

Результат проекта остается открытым до самого окончания

Виды проектов: - Образовательный проект -

Виды проектов: - Образовательный проект -

Погружение в проект» Подготовка 1

Погружение в проект» Подготовка 1

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); -

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); -

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы

Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20

Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя

Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т

Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2020