Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)
Оценка 4.9

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)

Оценка 4.9
doc
химия
8 кл—11 кл
02.09.2022
Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)
В данной статье представлен опыт работы учителя по формированию метапредметных результатов на уроках химии и во внеурочное время
Статья Сороколетовой.doc

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)

Сороколетова Ольга Владимировна, учитель химии МОУ «Средняя школа №11»

[email protected]

     В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде». Самые эффективные, на мой взгляд, способы действия для достижения этих целей - проектная и исследовательская деятельность.

     Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 — 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить   эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

     Предлагаю свой опыт работы по формированию у школьников метапредметных результатов средствами проектной и исследовательской деятельности.

     Работа ведётся в трёх направлениях: урочные занятия, самостоятельные домашние занятия учащихся, внеурочная деятельность по предмету.

     Вначале мною была проведена экспертиза учебного материала, а именно определена система уроков, на которых можно было бы формировать у учащихся исследовательскую компетентность в рамках учебного предмета.

     Например, в 8 классе на уроке по теме «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» мы рассматриваем с учащимися примеры реакций, встречающихся в быту, а дома ребята готовят исследования по теме «Химия на кухне». На уроке, посвящённом простым веществам металлам, обсуждаются вопросы безопасного использования алюминиевой посуды, правила обращения с приборами, содержащими ртуть. Дома же дети могут провести анализ пищевого рациона на содержание необходимых человеку металлов. Рассматривая основные классы неорганических соединений, проводим анализ бытовых продуктов на содержание в них изученных веществ. Таким образом достигаются регулятивные результаты: инициативность и самостоятельность в выборе темы исследования.

     Использовать элементы исследовательской деятельности можно во время любой лабораторной работы, правильно сформулировав задачу. Например, при проведении лабораторной работы по теме «Ознакомление с образцами металлов» перед обучающимися ставится следующая учебная задача: «Вам нужно подобрать материал для изготовления недорогого украшения. Какой металл вы выберите?». Для лабораторной работы «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+» задача формулируется так: «Определите, какую воду безопасно употреблять людям, страдающим повышенным содержанием железа в крови». Таким образом у обучающихся формируется умение применять имеющиеся знания в новой ситуации и оценивать правильность выполнения учебной задачи.

     Интересной совместной деятельностью учителя и учеников стало создание «музея» бытовой химии. Собираются упаковки от косметических и моющих средств, лекарственных препаратов, продуктов питания. Но «музей» – это не просто «склад» достижений химической промышленности. Все экспонаты используются на уроках в качестве наглядных материалов, источников дополнительной информации, учебных пособий. Для удобства пользования объектами музея была проведена их каталогизация. В таком каталоге приведена информация о составе «экспонатов», отмечены представители основных классов органических и неорганических веществ. Например, представитель класса оснований - гидроксид натрия входит в состав зубной пасты «Колгейт», препарата «Амброксол», крема для бритья «Арко». А лекарство «Альмагель» содержит в себе оксиды алюминия и магния.

     При использовании экспонатов на занятии можно предложить ребятам следующие задания: провести анализ информации, представленной на этикетке, найти вещества разных классов неорганических и органических веществ, составить формулу вещества с этикетки, узнать о необходимости этого вещества в производстве данного продукта, о воздействии его на организм человека.

      Кроме того, новые экспонаты «музея» - это творческие домашние задания учащихся.

Например, после изучения темы «Спирты» можно предложить следующее дополнительное домашнее задание исследовательского характера: «Проведите исследование косметических и лекарственных средств и препаратов бытовой химии, имеющихся у вас дома. Выявите, в каких из них содержится этиловый спирт. Попытайтесь определить, какие свойства этанола использованы для изготовления этих средств».

     Работа с экспонатами «музея» позволяет достигать таких познавательных результатов, как умение работать с информацией, представленной на этикетках, проводить её анализ и делать умозаключения.

     Подобная работа может стать частью таких проектов как «Неорганика в быту» и «Органика в быту».

     Для реализации проектов можно использовать те 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ и используется для введения дополнительного содержания обучения.

     Работа над проектом позволяет развивать коммуникативные навыки (сотрудничество), компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, достигать регулятивных результатов (управление деятельностью, самостоятельность).

     В качестве внеклассного мероприятия по предмету можно предложить учащимся деловую игру «Дом Здоровья», задача которой – создание ситуации выбора с позиций здоровьесбережения. Каждая группа учащихся получает пакет с надписью: «Ванная комната», «Детская комната», «Кухня», изучает содержимое пакетов и принимает аргументированное решение – какую продукцию они бы приобрели. Важно внимательно выслушать выводы учеников, при необходимости дополнить их полезными комментариями. Перед началом работы учащимся можно предложить памятки - подсказки, содержание которой учитель может менять по своему усмотрению.

     Игра позволяет формировать умение применять полученные на уроках знания в повседневной жизни с учётом необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. При этом обучающиеся учатся использовать общие схемы решения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, анализировать имеющуюся информацию.

     Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат.

     Элементы исследовательской деятельности ложатся в основу игровых программ, которые можно использовать во внеурочной деятельности по предмету. Дидактические игры используются в целях развития познавательного интереса учащихся к учебному предмету и повышения эффективности обучения химии.

     В ходе дидактической игры учащиеся овладевают опытом деятельности, общения и норм социального поведения. Учебные игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.

     В качестве примера могу предложить следующие авторские сценарии: «Три сестры: Химия, Красота и Здоровье», «Хемофобы против Хемофиликов», «Во глубине карельских руд…». Все эти сценарии награждены дипломами I степени городского конкурса методических разработок игровых программ «КОМПАС», проводимого методическим ресурсным центром «Призма» МОУ ДОД «ДТДиЮ». Сценарии размещены по адресу http://nsportal.ru/sorokoletovaov в разделе «Внеклассная работа».

     С 2006 года мои ученики участвуют в научно-практических конференциях разного уровня. Тематика работ определяется кругом интересов учащихся и практической значимостью. За эти годы были проведены исследования качества хлеба, мёда, муки, куриных яиц, брусничного варенья.

     Ещё одно поле для деятельности – факультативные и элективные курсы, программы по которым можно составить самостоятельно, исходя из интересов и нужд учащихся, или найти в Интернете.

     C 2014-2015 учебного года мною реализуются следующие программы: «В мире химии» для обучающихся 8 класса и «Практическая химия» для обучающихся 10 класса. Содержание данных программ направлено на развитие бытовой химической грамотности школьников, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни. Изучение курса способствует реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

     Химия – наука экспериментальная, поэтому значительное место в содержании программы отводится химическому эксперименту и исследовательской деятельности. Вот перечень тем некоторых работ: «Исследование свойств водопроводной воды», «Исследование состава молока», «Анализ пищевых продуктов на содержание глюкозы», «Определение содержания аскорбиновой кислоты (витамина С) в различных напитках методом титрования», «Анализ режима питания», «Исследование активности фермента каталаза в сырых и варёных продуктах» и др.

     Эффективность системы работы определяется её результатами. А это увеличение доли обучающихся, принимающих участие в исследовательской деятельности.

     Конечно, есть и проблемы: недостаток времени для качественной реализации проектов, недостаточная материально-техническая база для проведения экспериментов, чрезмерная загруженность выпускников, связанная с подготовкой к итоговой аттестации.

     В заключение хочу сказать следующее. Стремительно развивается современная наука. Растёт противоречие между теми знаниями и умениями, которые предлагает школа и теми, что реально нужны каждому из нас в жизни. И мы должны понимать: 1) обучая и развивая других, мы должны сами всё время обучаться и развиваться; 2) чтобы вырастить исследователя, мы сами должны быть исследователями.

 

Источники информации

  • Сороколетова, О.В. Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования бытовой химической грамотности учащихся (из опыта работы): (статья) / О.В. Сороколетова // Педагогический вестник Карелии. – 2014. - №1. – с.72-76.
  • http://standart.edu.ru/ – ФГОС: Основное общее образование

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных результатов (из опыта работы)

Таким образом у обучающихся формируется умение применять имеющиеся знания в новой ситуации и оценивать правильность выполнения учебной задачи

Таким образом у обучающихся формируется умение применять имеющиеся знания в новой ситуации и оценивать правильность выполнения учебной задачи

Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат

Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат

В заключение хочу сказать следующее

В заключение хочу сказать следующее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2022