Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии
Оценка 4.6

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
химия
8 кл—11 кл
10.09.2018
Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии
Образовательный стандарт по предмету «химия» требует от нас учителей так организовать учебный процесс, чтобы ведущая роль в нем отводилась самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Центральным понятием ФГОС является системно-деятельностный подход как основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Образовательная программа по химии в рамках школьного курса включает в себя огромное число понятий, законов, теорий, фактов и предусматривает большой для обязательного усвоения объем информации.Дидактический материал
моя статья УДЕ 1Документ Microsoft Office Word.doc
АДМИНИСТРАЦИИ КАТАВ ­ ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. ЮРЮЗАНЬ» КАТАВ ­ ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22 Телефон: 8­(35147)­2­57­50 e­mail: yuruzan  .  ru  2@   yandex     _______________________________________________________________________________________________ ОКПО 45655098  ОГРН 1024700756910  ИНН/КПП 7410004876/745701001 Укрупненные дидактические единицы  как средство системно­деятельного  подхода при обучении химии Учитель химии высшей категории Азимина М.А.                              Образовательный стандарт по предмету «химия» требует от нас учителей   так   организовать   учебный   процесс,   чтобы   ведущая   роль   в   нем отводилась   самостоятельной   познавательной   деятельности   обучающихся. Центральным понятием ФГОС  является системно­деятельностный подход как основа   для   построения   содержания,   способов   и   форм   образовательного процесса.   Образовательная   программа   по   химии   в   рамках   школьного   курса включает   в   себя   огромное   число   понятий,   законов,   теорий,   фактов   и предусматривает   большой   для   обязательного   усвоения   объем   информации. Заучивая, пытаясь понять и осмыслить их, ученик зачастую не видит причинно­ следственных связей, а воспринимает понятия, термины и законы как отдельные, не связанные друг с другом, учебные компоненты.                  Соединения логического мышления и памяти обучающийся должен уметь анализировать учебный материал, находить в нем главное, существенное. При   этом   задача   учителя   –   помочь   обучающимся   представлять   результаты «анализа через синтез» учебного материала в виде укрупненных дидактических единиц   (УДЕ).   Это   приводит   к   прочному   усвоению   школьниками   учебного материала, который компактно укладывается в память.                 Использовать УДЕ при изучении обучающимися химии я начала еще в 90­ годах. При аттестации на квалификационную категорию мною был обобщен опыт по теме «Преподавание химии в 9 классе крупными блоками с элементами укрупненных дидактических единиц»                 Методика УДЕ рассматривается как один из путей, позволяющий за меньшее   учебное   время   вооружить   обучающихся   большим   объемом   знаний. Многолетнее   использование   этой   методики   в   школе   при   изучении   химии показало существенное повышение качества знаний обучающихся на уроках при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и на ВПР. Школьники самостоятельно изучая материал по химии, стремясь его в определенной степени систематизировать, обобщить, должны,  следуя  примеру   учителя,  уметь   представлять   его  в  виде   УДЕ.  При изучении химии к таким УДЕ знания следуют отнести специальным  образом записанные определения химических понятий.                        В учебном предмете «химия» изучают основные понятия: формула вещества,   тип   вещества,   тепловой   эффект   химической   реакции,   состояние раствора (по признаку концентрации вещества), виды гибридизации электронных облаков   и   многие   другие.   В   понятие   «формула   вещества»   вкладывается химическая формула индивидуального вещества, устанавливаемая в результате проведения анализа. Формула записывается с помощью химических символов, и в ней находит однозначное   отражение качественный и количественный состав вещества. Определение этого важного понятия химии представим в виде УДЕ – укрупненного определения:  Химическая формула отражает /качественный   состав простых и сложных                                                            / количественный веществ.                              Классифицируя большое многообразие веществ, применяемых в химии, использую   различные   признаки.     На   первом   этапе   изучения   химии   в   школе необходимо   положить   в   основу   классификации   веществ   такой   существенный признак,   как   степень   сложности   вещества.   Обобщая   краткое   рассмотрение этого важного понятия, приведем его в виде УДЕ:                                               Вещество называется /простым  когда /нельзя      разложить его на другие вещества.                                         /сложным,           /возможно                      В   школьном   курсе   химии   обучающиеся   знакомятся   с   внешними признаками,   часто   сопровождающими   протекание   химических   реакций: изменением     окраски,   образованием   осадка,   появлением   запаха,   изменением температуры реакционной среды, вследствие поглощения или выделения тепла. В   последнем   случае   с   целью   характеристики   реакций   вводится   понятие «тепловой эффект химической реакции». Сформулируем его в форме УДЕ: Реакция   называется           /                                                       /эндотермической сопровождается                          /выделением         тепла.                                                            /поглощением  /экзотермической,      если   взаимодействие   веществ            Известно, что растворимость в воде – важная характеристика вещества. Она зависит от  температуры. При этом различают насыщенные и ненасыщенные растворы. Представим существенные признаки понятия  «состояние раствора» в виде укрупненного определения: Вещество образует раствор /насыщенный    если данное вещество при данной                                                     /ненасыщенный,                         температуре /больше не растворяется                                                 /еще может растворяться. Из приведенных выше примеров видно как целесообразно совмещаются сходные и различные признаки в рассуждениях. Данный методический прием наглядно находит отражение при изучении основных классов неорганических соединений, составлении цепочек превращений веществ, приводит к обобщению знаний от простого к сложному.                    Реализация идей УДЕ направлена в первую очередь на преодоление фрагментарности,   разъединенности   формируемых   знаний   путем   изучения   в единстве   родственных   понятий,   одновременного   формирования   взаимно­ обратных   действий.   В   10   классе   при   изучении   органической   химии   типы гибридизации   электронных   облаков   рассматриваю   не   отдельно   при   изучении алканов,   алкенов,   алкинов,   а   единым   крупным   блоком.   При   обобщении материала   об   углеводородах   обучающиеся   самостоятельно   создают   план­ конспект с укрупненной информацией (Приложение 1).                                                                                                                                   Приложение1. Это создает условия для целостного восприятия темы, обеспечивает применение проблемно­поисковых   методов   обучения,   и   на   этой   основе   осуществляется развитие мышления обучающихся                  Технология УДЕ включает следующие приемы:   Совместное и одновременное изучение родственных разделов  Сочетание прямых и обратных действий при выполнении упражнений  Использование   алгоритма   действий   при   выполнении   творческих   и самостоятельных заданий  Восстановление деформированных равенств (типа Na  +  O2  = Na2O)  Граф ­ схемы суждений и доказательств  Широкое использование на уроке рисуночной образной информации  Создание собственных презентаций обучающимися           Из приведенного перечня приемов УДЕ видно, мы учителя химии давно их используем,   исключением   могут   быть   презентации   обучающихся.   Например, восстановление   деформированных   равенств   традиционно   широко   применяем при   формировании   умений   и   навыков   при>   расстановке   коэффициентов   в уравнениях реакций, индексов в формулах химических соединений. Это задания типа   «Расставьте   недостающие   коэффициенты   и   закончите   запись   уравнения реакции окисления фосфора: ?P   +   5O2     =     ?P2O5». Кроме того, все чаще в процессе   обучения  включаю   прямые   и  обратные  задачи.  Этот  прием   хорошо оправдывает   себя   при   написании   уравнений   в   цепочках   превращений органических   веществ,   генетической   связи   различных   классов   органических соединений,   где   укрупненная   информация   прослеживается   в   знаниях обучающихся   химических   свойствах   веществ,   их   получении   и   применении (Приложение 2)                                                                                                                                       Приложение 2 Алканы      ===============>    Галогенопроизводные бензола   ======>   Фенол Ацетилен  ======>  Бензол  ========>  Нитробензол ==============> Анилин  ­­­­­­­­­­­­­>  Циклоалканы              Технология УДЕ – это системная технология, в основе которой лежит идея   подачи   ученику   знаний   крупными   блоками.   При   этом   центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие», «свойство», «закон»,   вокруг   которого,   как   на   соломинку   нанизываются   ягодки,   так   и сходные понятия, действия, операции взаимосвязываются  воедино в   разделе учебной программы.  Класс 8                     Блок:   Первоначальные химические понятия УДЕ                          Восстановление деформированных равенств                   Приложение 3 4Р  +  5О2 === 2Р2О5 4Al  +  3O2 === 2Al2O3 4K  +    O2===  2K2O 2Na +  Cl2 === 2NaCl 2Na + H2SO4 === Na2SO4 +H2                                          III     II            I     II                IV  I УДЕ                          Al 2 O 3          Na2 O                 C H4                                   I     II              IV  II                 VI   II                                   K2  O               S   O2                 S    O3                                                                                                                               Приложение 4 Класс  9               Блок:   Элементы  VI    главной подгруппы УДЕ                     Конкретизация отношений элементов главной подгруппы VI группы       ПСХЭ, выраженных схемой:             Н2Э==========> Э0=========> МеnSm                                                                                   ЭО2========> ЭО3                                                        Н2ЭО3                    Н2ЭО4                                                                                                          Мех(ЭО3)у           Меm(ЭО4) 1.Составьте задачу, используя  из записанной на слайде схемы превращений веществ. 2. Составьте и решите обратную задачу. 3. Напишите уравнения реакций, соответствующие превращениям на схеме.                                                                                                                                  Приложение 5 Класс 9         Блок:   Подгруппа азота УДЕ       1. Напишите структурную и электронную формулы аммиака и предскажите    ряд  свойств на основе этого (повышенный уровень)                                                         H                                            Н                                                          I                                            . .                2. Даны структурная   : N  __ Н    и электронная      : N : H    формулы аммиака,                                                          I                                             . .                                                        H                                             Н                   на этой основе предскажите тип химической связи и ее состав. Закончите  уравнения реакций (средний уровень): NH3 + O2  =                                                                                                      NH3  + HCl =                                                                   NH3    +H2O =               3. Выполните следующие задания (низкий уровень):                   А) напишите формулу аммиака                   Б) составьте структурную формулу аммиака                   В) составьте электронную формулу аммиака                   Г) определите тип химической связи Приложение 6. Класс 10           Блок :     ТХС органических веществ А.М.Бутлерова (практико­семинарское занятие) Девиз занятия: Все познается в сравнении УДЕ         1. Изготовьте шаростержневые модели молекул состава:                              С2Н4                              Определите печень существующих признаков, по которым можно было бы выявить:  и                      С2Н2 а) сходство в строении этих соединений                                      б) различия в их строении                  2. Проанализируйте данные сведения, обратив внимание на следующее:                                      а) число связей между атомами углерода                                      б) пространственное строение молекул                                      в) расстояние между ядрами атомов углерода                                       г) различия между                                        д) переход Sp2  в Sp – гибридное состояние    связями σ π   и                                                                                                                                      Приложение 7.    Класс 10             Блок:      Анилин, амины, аминокислоты  УДЕ          Роль аминов, анилина, аминокислот в промышленности (метод индукции от простого к сложному)                           R___ NH2        амины                                       CnH2n+1           предельные                           CnH2n – 7         ароматические                           CnH2nCOOH   аминокислоты                                       I                                    NH2 Задание: Сравните основные свойства аммиака, метиламина, метил­этил­                                           Напишите структурные формулы, покажите смещение электронной  пропиламина, анилина.                                           Осуществите цепочки превращений: плотности. 1. СН4­­­­­­­­­­>глицин 2. СН4­­­­­­­­­­>?­­­­­­­­>?­­­­­­­­>?­­­­­­­> СН3СООН­­­­>­?­­­­­­>глицин 3. СН4­­­­­­­­­­>?­­­­­­­­>?­­­­­­­­>?­­­­­­­> СН3СООН­­­­­>?­­­­­­>аминоуксусная кислота              Особенно   важным   моментом   является   составление   и   решение взаимообратных задач. Умение не только их решать, но и составлять самими учениками,   является   одной   из   траекторий   реализации   индивидуальных образовательных возможностей учеников, и как следствие — является одним из способов развития продуктивного мышления ­ одаренности школьников. Умение   конструировать   матрицы   разной   сложности,   строить   алгоритмы   по методике УДЕ, способствует развитию меVтапредметных связей и применению полученных   знаний   по   смежным   предметам:   решение   задач   с   применением уравнения   Менделеева   ­   Клапейрона     (pV= RTυ )   взаимосвязь   с   физикой,  lg/H+/) вычисление   рН   растворов   через   десятичный   логарифм   (pH=   ­ математикой,   свойства   белков   и   нуклеиновых   кислот   с   биологией.   Решение заданий с использованием данной технологии активизирует внимание учащихся, развивает   гибкость  их   мышления,  учит  не  решать  по   шаблону,  что  являлось стандартом для традиционной системы обучения.                              Технология УДЕ направлена на системно­деятельное построение содержания   урока,  при   котором   ученик   является   активным   субъектом педагогического  процесса, развивающий  свои способности и готовый к само образованию. Литература 1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация общего образования / 2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М.: Народное  П.Д. Васильева, Н.Е. Кузнецова. – С­Пб.: КАРО, 2003. – 128 с. образование, 2001. – 256 с. 3. Инструктивно­методические письма «О преподавании химии в 2016­2017, 2017­2018,  2018­2019 учебных годах в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». – Челябинск: Изд­во ЧИППКРО, 2016, 2017,2018гг.  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. 5. Федеральные государственные образовательные стандарты ООО и СОО / Под ред.  А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с. 6. Лосевская Е. Идея укрупнения дидактических единиц // Первое сентября. – 1999. – №  50. – С. 3­4. 7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2­х т. / Г.К. Селевко. – М.: «НИИ школьных технологий», 2006. – Т. 1. – 816 с. 8. Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. – 1968. – № 10. – С. 26­27. 9. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. /  П.М. Эрдниев – М.: Просвещение, 1992. – Ч. 1. – 256 с. – Ч. 2. –175 с. 10. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении  математике/ П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с. 11. 12. Интернет­ресурсы http://www.mathvaz.ru. Интернет­ресурсы http://www.hrono.ru/libris/lib_f/floren_1.html. 13. Интернет­ресурсы http://slovari.yandex.ru.

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы как средство системно-деятельностного подхода при обучении химии

Укрупненные дидактические единицы  как средство системно-деятельностного  подхода при обучении химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2018