ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Формирование и развитие личностно-ориентированных результатов на основе принципов теории множественного интеллекта Говарда Гарднера

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Формирование и развитие личностно-ориентированных результатов на основе принципов теории множественного интеллекта Говарда Гарднера

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Запаска И.А. Зарипова Ф.С. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ.docx

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Формирование и развитие личностно-ориентированных результатов на основе принципов теории множественного интеллекта Говарда Гарднера

Авторы проекта:

Запаска Ирина Александровна, учитель английского языка

                        МБОУ «СОШ №161» Советского района г. Казани

Зарипова Фирдаус Самигулловна, учитель английского языка

                  МБОУ «СОШ №161» Советского района г. Казани

 

Введение

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает проведение кардинальных изменений как в содержании так в технологии обучения иностранному языку с тем, чтобы качественный уровень школьного образования соответствовал предъявляемым современным обществом требованиям.

Усиление гуманистических тенденций в жизни современного общества требует переноса акцентов в образовании с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей его индивидуального развития. Современная педагогика все больше говорит о личностной ориентации образовательного процесса. При этом незыблемой остается одна из главных обязанностей школы – обеспечить усвоение государственного стандарта образования каждым учеником. В данной ситуации педагогов волнует вопрос о том, как сделать освоение стандарта более индивидуализированным, а значит, и более эффективным.

Известную методику разработал опытный американский психолог, невролог Говард Гарднер. Он первым ввел в медико-психологическую терминологию понятие множественного интеллекта. Такая теория, основанная на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития (одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.), позволила опровергнуть существовавшее понятие о моноинтеллекте.

В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого. 
       У каждого ребенка свое уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству. 
      Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие обучающихся таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому.

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в необходимости создания системы работы, при которой обучающемуся предоставляется, с одной стороны, возможность познавать, изучать иностранный язык тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно, с другой - помочь осознать свои способности для опоры на свои сильные стороны и развития слабых.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных стратегий познания со временем приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка, а в крайних случаях может привести к нарушению его здоровья. Выявлены противоречия, обусловившие актуальность данного опыта:

- между необходимостью формирования коммуникативной компетенции всех обучающихся с одной стороны, и неоднородностью интересов, склонностей и запросов школьников - с другой;

- между необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения иностранному языку и недостаточной эффективностью разработанных средств, методов и приемов для достижения этой цели.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения качества школьного иноязычного образования на основе личностно-ориентированного подхода с учетом принципов теории множественного интеллекта.

Цель и задачи проекта

1 Цель проекта

Повышение качества иноязычного образования в общеобразовательном учреждении посредством использования принципов теории множественности интеллекта в рамках личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.

2 Задачи проекта

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. изучить требования ФГОС ООО к формированию личностно-ориентированных результатов

2. обосновать необходимость использования принципов теории множественности интеллекта при обучении английскому языку;

3. изучить механизм влияния ведущего типа интеллекта на процесс формирования ключевых компетенций и мотивацию учащихся;

4. развитие личностно-ориентированных результатов обучающихся и повышение их мотивации к изучению иностранного языка на основе принципов теории множественного интеллекта;

5. создать условия для развития различных когнитивных способностей учащихся на уроках иностранного языка.

3 Целевая группа проекта: учащиеся 4 классов, учителя, работающие в данных классах, администрация школы.                                                                                                  4 Объект исследования: теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

5 Предмет исследования: когнитивные способности учащихся на уроках иностранного языка

 

 

Проектное решение

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Теория множественности интеллекта (ТМИ) впервые была опубликована в 1983 году в книге Г. Гарднера «Структура разума: теория множественности интеллекта». Гарднер выделил следующие типы интеллекта:

·       вербально-лингвистический - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющую речи (использование речи в разных ситуациях);

·       логическо-математический - способность использовать и оценивать соотношение между действиями и объектами, когда они фактически не присутствуют, то есть к абстрактному мышлению;

·       визуально-пространственный - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать её и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трёх измерениях;

·       телесно-кинестетический – способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами;

·       музыкально-ритмический - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра;

·       межличностный - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей;

·       внутриличностный – способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы;

·       естественно-научный (исследовательский, естествоиспытательский, «природный») – его обладатель проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.

·                   экзистенциальный - способность философствовать и медитировать (в более старшем возрасте), его обладатели интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах Ключевыми позициями ТМИ являются:

1. Каждый человек имеет способности к тому или иному типу интеллектуальной деятельности. Одни обладают универсальными интеллектуальными способностями, другие проявляют свой интеллект в какой-либо одной узкой области.

2. Большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности.

3. Различные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга.

4. Существует множество способов развития того или иного интеллекта.

По теории Гарднера, каждый обладает всеми девятью способностями, но в разной степени. Наши доминирующие способности определяют то, как мы воспринимаем и усваиваем информацию. Развитие каждого из названных типов интеллекта в процессе обучения предполагает использование соответствующих способов учебной деятельности.

Для непосредственной работы с обучающимися разработан опросник, позволяющий выявить и зафик­сировать характер доминирующих типов интеллекта. Выражая согласие/несогласие с предложенными утвер­ждениями, обучающиеся не только демонстрирует склонность к определенному виду учебной деятельности, способу вза­имодействия с окружающим миром, но и свою позицию в отношении некоторых смыслообразующих категорий

Следуя принципам теории Говарда Гарднера, мы можем подобрать различные виды упражнений и заданий, которые будут соответствовать различным способностям учеников.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Применение теории множественного интеллекта предоставляет учителю иностранного языка большой арсенал возможностей для понимания когнитивных способностей учащихся. Принимая во внимание основы данной теории учитель сможет сделать свой урок более эффективным и, комбинируя задания, создать условия для развития учебных навыков каждого ученика. Это позволит учителю:

- осуществить контроль планируемых результатов ФГОС  ОО;

- осуществить контроль сформированности у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного измеряемого результата;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

 

Список использованных документов и источников информации

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2007. - 512 с.

2. Галактионова. Т. Г. «Педагогика текста: опыт семиотического решения» – Спб, 2013. – 379 с.: ил. (Библиотека Гимназического Союза России).

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

4.  Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы; под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. — М.: Институт психологии РАН, 1997. — С. 17–33

5. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 113 с.

6. Концепция модернизации российского образования: документы и материалы. – М.: ВШЭ, 2002. – 330 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)