Биография
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — итальянскийхудожник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
Загадки Леонардо да Винчи
В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые "предсказания". На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения - просты. Сначала я расскажу вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложу разгадать дюжину. "Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких и сразу заносил их сериями в свои тетради, - объясняет искусствовед Абрам Эфрос. - Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что "Предсказания" были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех "занимательностей", которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину". Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):- Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни."О зерне и других посевах" - написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.
«Витрувианская фигура»
По мнению Леонардо, морфология человека, строение космоса и соотношение всех его величин подчиняются законам чисел. Пропорции фигуры уподоблялись им музыкальной гармонии и укладывались в общие математические закономерности, сводимые к золотому сечению не случайно один из рисунков Леонардо воспроизводит знаменитую «витрувианскую фигуру» человека, вписанную в круг и квадрат.
«ludi mathematici»
Одним из увлечений Леонардо было сочинение полушуточных полусерьезных математических фантазий, которые назывались «ludi mathematici» и были известны со времени античности. Они представляли собой разного рода ребусы, комбинации орнаментальных и геометрических узоров и так называемые «трансформации» превращения объема в плоскость, куба в сферу, пирамиды в цилиндр и пр.Одним из увлечений Леонардо было сочинение полушуточных полусерьезных математических фантазий, которые назывались «ludi mathematici» и были известны со времени античности. Они представляли собой разного рода ребусы, комбинации орнаментальных и геометрических узоров и так называемые «трансформации» превращения объема в плоскость, куба в сферу, пирамиды в цилиндр и пр.
Исскуство
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи[15]. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».
Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела[16]. Леонардо виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Заключение
Конечно, многие его разработки не нашли применения в жизни человечества, но они и по сей день очень знамениты и их изучают различные специалисты. Несомненно, Леонардо внес великий вклад в развитие разных наук, в том числе, и в математику.
Используемая литература
«Мир Леонардо» Роберт Уоллэйс, Москва, «Терра» 1997
Сайт Сайт www. ru.wikipedia.org Журнал «Наука и жизнь»
Книга «Леонардо да Винчи» Цёльнер Ф год Книга "Леонардо да Винчи" (сер."Открытие.Живопись")
Веццози А. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.