1.Сформулировать понятия «жаргон»
2.Изучить историю жаргонной лексики в лингвистике;
3.Исследовать особенности функционирования жаргонизмов;
4.Выявить причины употребления в речи учащихся нашей школы жаргонных слов;
5. Провести анкетирование обучающихся ;
6.Сделать выводы по теме исследования;
Мне предстоит решить следующие задачи:
ВведениеЯзык человека и народа в целом играет важнейшую роль в нашей жизни.Язык – основное средство общения людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией. Язык не может быть плохим или хорошим. Ведь язык - это только зеркало. Самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит. В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона.
Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Жаргонная лексика просочилась не только в устно-разговорную разновидность речи, но и в язык средств массовой информации, в публичные выступления политиков, депутатов и даже писателей. Именно в речи школьников жаргонизмы используются очень активно .
Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что понимаю, что жаргонизмы очень глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает очень сложно. Мы, дети, используем жаргонизмы в целях «самоутверждения». Я понимаю, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, читая и изучая. Но люди, кажется, забывают, что такое литературный язык. Жаргоны употребляют большая часть населения. А то, что говорит ребенок, зависит от его окружения, от его семьи.
Этим и объясняется актуальность моей работы. Надеюсь, что это исследование будет нашим первым шагом в борьбе за чистоту русского языка . Гипотеза: В процессе неформального общения учащиеся школы активно используют жаргонную лексику, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижает речевую культуру подростков. Объект моего исследования: речь учащихся нашей школы во внеурочное время.
ЖАРГОН (французское jargon), разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеоло-гией. Применяется преимущественно в устном общении .
Иногда термин "жаргон" используетя для обозначения
искаженной, неправильной речи. Кроме общепринятого понятия «жаргон», существуют такие понятия, как «арго», «сленг» или «феня». Можно сказать, они обозначают одно и то же.
Жаргон
Жаргонная лексика появилась давно в кругу торговых людей. Им стали пользоваться нищие, воры, разбойники. На жаргоне не только стали общаться , но и начали шифровать и обыденную речь. Поэтому они вынуждены были создать свой тайный язык, чтобы обеспечить безопасность.
Жаргонизмы являются одним из самых разнообразных, обширных и интересных средств коммуникации. Выделяются следующие основные виды жаргонизмов:
Школьный, профессиональный, сетевой, армейский. В данной работе объектом нашего исследования стал школьный жаргон, который в большинстве случаев представляет собой английские заимствования. С появлением компьютерной технологии школьники часто употребляют жаргонную речь.
Классификация и способы словообразования жаргонизмов.
Рассмотрим некоторые моменты словообразования молодёжного сленга.
Пополнение лексики школьников, происходит в основном за счет имен существительных, затем идут глаголы, реже встречаются имена прилагательные.
Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка.
Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно, сине-фиолетово.
Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ни фига себе, я не в курсах.
Почему же в молодёжной среде слова-правонарушители так популярны?
Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно. Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми. Порой их слова ярче , причёски, модные наряда. Поэтому их мир, сложный, не всегда понятный взрослым.
Особенности функционирования жаргонизмов.
Словарь жаргонизмов, созданный учащимися:
отвалить» - отстать
«прикид» -внешний вид
«проехали» - закрыть тему разговора
«подкалывать» указать на недостатки
«предки,шнурки» - родители
«кидала» - обманщик
«тормоз» - медленный человек
«закрыть сессию» - дать взятку
шмотки - вещи, одежда
Хавать – есть.
Причины использования молодежного жаргона.Чем старше становятся школьники, тем больше в их речи появляется жаргонов. В нашей школе учащиеся используют около 100 жаргонов. Многие из них повторяются. Причин использования жаргона много. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Во вторых выражаться модно, оригинально, современно, желание казаться более взрослым, а также это «погоня» за модой и современностью.
Анкетирование
Тема моей проектной работы «Жаргонизмы в речи
школьников» , настоящее время очень актуально. Потому что речь школьников переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка . Мы с учителем русского языка и литературы Мисербулатовой Индирой Марвановной решили провести анкетирование среди учащихся 4-х классов где приняли участие 4 «а», 4 «б» 4 «в» класс . На вопрос « Почему подростки так активно используют жаргонизмы в своей речи?» . В анкетировании приняло участие 75 учащихся 4-х классов.
Им были предложены следующие вопросы:
Нужны ли в Вашей речи жаргонизмы?
Используют ли ваши друзья жаргонизмы в своей речи?
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
Засоряют ли жаргонизмы Вашу речь?
Поправляют ли Вашу речь взрослые?
Став взрослыми, будете ли вы употреблять жаргоны?
Надо ли бороться с жаргонными словами?
Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга?
Нужно ли исправлять собеседника, если он использовал жаргоны?
Как вы считаете с жаргонами словами речь становится лучше ?
Результаты исследования:
Вот какие ответы я получила в результате проведенного анкетирования:
1.Нужны ли в Вашей речи жаргонизмы?
2.Используют ли ваши друзья жаргонизмы в своей речи?
3.Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
4.Засоряют ли жаргонизмы Вашу речь?
1 | Да | 60 |
3 | Да | 45 |
В результате исследования я выяснила , что учащиеся 4-х классов знают, что означают используемые ими жаргонизмы. Многие из них употребляют в речи жаргоны и жаргонизмы , которые засоряют речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. Некоторая часть опрощенных прибегает к жаргонам, так как на нём (жаргоне) легче высказаться. Я выяснила , что причина состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, выражаться модно, оригинально, современно, желание казаться более взрослым, а также это «погоня» за модой и современностью.
Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришла к выводу, что жаргонизмы нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются . Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо в семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту.
Выводы:
Современный подросток должен не только владеть жаргонными словами , но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. Мы никогда не должны забывать, что самая большая ценность народа — язык, на котором он говорит и думает. Мне было очень интересно работать над этой темой. В дальнейшем я хотела бы продолжить работу в данном направлении.
Список использованной литературы и интернет ресурсы:
1.Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа, 2010 г.
2. Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.
3. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодежи. Русская речь.2015г.
4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 2012г.
5.Интернет-источник: http://teenslang.su/authors.html
6.Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа, 2018г
7. Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2017г.,
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:2005г.
9.http://pandia.ru/text/78/421/49065.php.
10.http://scicenter.online/russkiy-yazyik/jargonizmyi-prichinyi-istochniki-97837.html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.