Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
Влияние баскетбола на физическое развитие ребенка
Подготовил: ученик 9 класса
Фёдоров Артём
Научный руководитель:
Кудряшова Ксения Геннадьевна,
учитель физической культуры
с. Стародубское, 2023 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. История возникновения баскетбола……………………………………4
1.1. История зарождения баскетбола……………………………..………4
1.2. Разновидности баскетбола……………………………………………7
1.3. Правила игры в баскетбол…………………………………………….8
2. Пропаганда баскетбола среди младших школьников………..……….8
3. Опрос сверстников………………………………………………………9
4.Влияние баскетбола на физическое развитие ребенка………………….9
5. Я и баскетбол…………………………………………….………………10
Вывод………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………..……12
Литература………………………………………………………………….13
Введение
Баскетбол — активная популярная игра, великолепно тренирующая организм. Для баскетбола характерны разнообразные технические и тактические приёмы, а также высокий эмоциональный накал борьбы. Играя в баскетбол, используются различные виды двигательной активности: бег, ходьба, прыжки. Поэтому баскетбол является прекрасным средством для многогранного физического развития человека.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников.
Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания.
Актуальность проекта: коллективный характер футбола позволяет игрокам проявить свои лучшие морально-волевые качества: ответственности и дисциплинированности, уважения к товарищам по команде и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности.
Цель исследовательской работы: определение влияния баскетбола как вида спорта на физическое развитие ребенка.
Достижение поставленных целей достигается путем решения следующих задач:
1. Изучить историю возникновения баскетбола как вида спорта.
2. Провести опрос среди сверстников «Мое отношение к баскетболу».
3. Пропагандировать баскетбол среди младших школьников через классный час.
4. Проанализировать влияние баскетбола на физическое развитие ребенка.
Методы исследования:
- работа с литературными источниками, чтение книг;
- анкетирование;
- анализ результатов.
Объект исследования: спортивная игра – баскетбол.
Предмет исследования: знания о баскетболе.
1. История возникновения баскетбола
Для решения поставленной цели, в первую очередь расскажу об истории возникновения баскетбола. Самым доступным и наглядным методом для решения данной задачи стал Интернет. Из различных сайтов узнал, где и кем, как, в какое время был придуман этот вид спорта.
1.1. История зарождения баскетбола
Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру.
Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket- корзина, boll - мяч. ). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил:
• Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
• По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но не в коем случае кулаком.
• Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.
• В любом случае не допускаются удары, захваты, удерживание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
• удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и4, наказание описано в пункте 5.
• Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
• Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
• Если мяч уходит в атаку (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Выбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
• Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
• Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять положение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые действия которые обычно выполняются рефери.
• Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
• Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.
Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893 г. Появляются железные кольца с сеткой.
Новая игра оказалась не только интересной и динамичной, что в 1894 г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г. г. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи.
В 1932 г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. В 1935 г. Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видам спорта.
В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем был Д. Нейсмит – Создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.
Датой зарождения баскетбола в России считается 1906 г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем появились в обществе «Богатырь», некоторых других.
Но до Октябрьской революции 1917 г. эта игра культивировалась практически только в столице России – Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже – в Московском институте физической культуре. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране.
Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923 г. на Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923 г. появились в СССР и первые официальные правила.
1.2. Разновидности баскетбола
Мини-баскетбол. Правила мини-баскетбола были разработаны в начале 1950-х годов американцем Джеем Арчером. Игра предназначена для детей 6–12 лет и подразделяется на два уровня: собственно мини-баскетбол (возрастная группа 9–12 лет) и микро-баскетбол (для детей младше 9 лет).
В мини-баскетбол играют команды по пять игроков в каждой, хотя допускаются и «уменьшенные» составы – вплоть до 2´2. Нередко проводятся матчи между смешанными командами (в состав которых входят и мальчики, и девочки). Игра идет четыре тайма по 6 минут. Несколько отличаются от классического баскетбола и сами правила игры. В мини-баскетболе, например, не фиксируется чистое время и не действует «правило трех секунд».
Баскетбол на инвалидных колясках. Появился в 1946 в США. Бывшие баскетболисты, во время Второй мировой войны получившие серьезные ранения и увечья на полях сражений, не захотели расставаться с любимой игрой и придумали «свой» баскетбол. Сейчас в него играют более чем в 80 странах. Число официально зарегистрированных игроков – 25 тысяч человек.
Международная федерация баскетбола на инвалидных колясках (IWBF) проводит различные спортивные мероприятия: чемпионат мира – раз в 4 года; ежегодные турниры клубных команд, зональные соревнования (один-два раза в год) и пр. Баскетбол на инвалидных колясках входит в программу Параолимпийских игр с момента проведения первой такой Олимпиады в Риме в 1960. В правилах баскетбола на инвалидных колясках есть свои запреты и ограничения. Например, запрещена «пробежка» – когда игрок в процессе ведения мяча крутит колесо рукой более двух раз.
Стритбол (от англ. «street» – улица). Более динамичный и агрессивный вид спорта, чем классический баскетбол. В игре участвуют две команды по три игрока в каждой (иногда с одним запасным) на специальной площадке для стритбола или на обычной баскетбольной, задействуя только одну ее половину – и, соответственно, только одно кольцо. В случае промаха команда, атаковавшая до этого кольцо, защищает его от атаки соперника и т.д. Какая команда начнет игру, определяют по жребию.
Игра идет до того момента, пока одна из команд не наберет 16 очков (но разрыв в счете должен составлять не менее 2 очков). Иногда играют до разрыва в 8 очков или на время (20 минут) – в этом случае действует правило 30 секунд: если за это время команда не сумела завершить атаку, мяч переходит к сопернику. За результативный бросок команде начисляется очко, за бросок из 3-очковой зоны – два очка.
Заброшенный в корзину мяч засчитывается только в том случае, если его коснулись два игрока атакующей команды. Мяч после этого переходит к обороняющейся команде: игра возобновляется, как только один из ее игроков коснулся мяча. При этом мяч должен быть сначала выведен за пределы 3-очковой линии. Пробежка, двойное ведение и бросок в корзину сверху запрещены.
Корфбол (от голл. korf – корзина). Эту игру придумал в 1902 школьный преподаватель из Амстердама Нико Брекхюйсен. Две команды по 8 человек в каждой (4 мужчины и 4 женщины) играют на площадке 40´20 м, разделенной пополам средней линией, два тайма по 30 минут. Четыре игрока (2 мужчин и 2 женщины) находятся на своей половине площадки и защищают свою корзину, четыре – на половине команды-соперницы, их задача – поразить «чужое» кольцо.
После двух результативных бросков защитники переходят в зону нападения и наоборот. Корфбол менее контактная, по сравнению с баскетболом, игра. При этом, согласно правилам, мужчина может играть только против мужчины, а женщина – против женщины. Дриблинг в корфболе не допускается, а игрок, овладевший мячом, может сделать с ним не более двух шагов. Кольцо по диаметру уже баскетбольного (40 см), а крепится оно выше (3,5 м). (Существует более «масштабный» вариант игры: с большими размерами площадки, количеством игроков и т.д.)
1.3. Правила игры в баскетбол
Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком.
Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов, но время каждого тайма (время игры) разнится в зависимости от баскетбольной ассоциации. Между периодами предусмотрены короткие перерывы. Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка.
Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель. Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас.
2. Пропаганда баскетбола среди младших школьников
Когда в полном объеме была получена вся информация о моей самой любимой игре, представилась возможность рассказать о ней, поделиться полученными знаниями с младшими школьниками, а именно с учащимися 3 класса нашей школы (Приложение 1). Почему выбор пал именно на этот возраст? Да потому что сам стал заниматься этим замечательным видом спорта с 9 лет. Рассказал им, как после нескольких тренировок стал чувствовать, что становлюсь быстрее, сильнее, ловчее. Как баскетбол сближает, и знаю это не понаслышке, этот вид спорта познакомил меня со многими хорошими ребятами. 9 лет - самый оптимальный возраст для занятия баскетболом. Он развивает выносливость и скорость, учит играть в команде и разделять с товарищами победы и поражения, позволяет проявить лидерские качества и дать выход скопившейся энергии. К тому же это достаточно бюджетный вид спорта, доступный многим. Задача моего выступления: как можно больше на примере себя и своих достижений привлечь ребят к занятиям баскетболом. После, всему классу было предложено небольшое анкетирование, цель которого: выявить всех желающих заниматься баскетболом (Приложение 2). Из 24 опрошенных, как мальчиков, так и девочек, желающих оказалось 19. Считаю, что это отличный результат моей пропаганды.
3. Опрос сверстников
Работая над темой своего исследования, я провел опрос среди учащихся 5-11 классов «Мое отношение к баскетболу». Общее количество опрашиваемых – 49 человек.
В ходе опроса были получены результаты, представленные в таблице.
Хочется отметить, что в нашей школе является традицией устраивать баскетбольные встречи среди учащихся. Так, каждую осень проводятся соревнования по стрит-баскету среди 1-4, 5-7 и 8-11 классов на нашей школьной баскетбольной площадке, которая собирает толпы игроков и болельщиков как среди мальчиков, так и среди девочек.
4. Влияние баскетбола на физическое развитие ребенка
Влияние игры баскетбол на физическое развитие ребенка очень сильно. В первую очередь у ребят занятых в этом спорте развивается выносливость, и укрепляются все группы мышц. Тренировка по баскетболу – это прыжки, бег, махи руками, наклоны и приседания, которые позволяют развивать все группы мышц и укреплять сердце и сосуды.
Помимо общей пользы для здоровья, баскетбол также поможет предотвратить развитие некоторых болезней, которые возникают в результате пассивного образа жизни.
Более того баскетбол развивает:
• Обзор зрения. Благодаря тому, что игрок должен постоянно следить за мячом и другими игроками, улучшается обзор зрения. Дети учатся управлять боковым зрением и тренируют глаза;
• Скорость реакции. Нередко во время матча спортсмен должен принимать молниеносные решения, от которых зависит исход игры. Это помогает детям учиться быстро реагировать на внештатные ситуации;
• Внимательность. Благодаря напряженной игре развивается внимательность и память, что благотворно сказывается не только на игровой площадке, но и в учебе и повседневной жизни.
Учитывая эти факты, на вопрос, что дает баскетбол ребенку можно ответить, что занятия позволят укрепить физическое, умственное и психическое здоровье. Именно поэтому баскетбол часто рекомендуют ребятам, страдающим сниженным вниманием и слабым иммунитетом.Игра в баскетбол проходит очень активно и, на самом деле, дает организму сильную физическую нагрузку. Она включает разнообразные повороты корпуса, рывки, выпады, бег, сильные броски — и все это происходит очень интенсивно, в быстром темпе. Но как же баскетбол влияет на физическое развитие школьника?
Благодаря многочисленным исследованиям ученых, в частности, из Университета Копенгагена, были выявлены положительные моменты занятий баскетболом – они, прежде всего, приводят к:
1. Увеличению мышечной силы
2. Повышенной скорости реакции
3. Улучшению прочности костей и скорости их регенерации что, само по себе, довольно парадоксально. Подобные выводы стали возможны после проведения одного эксперимента, для которого мужчинам и женщинам в возрасте от 20 до 47 лет было предложено на протяжении полутора лет играть в футбол три раза в неделю. Спустя восемь месяцев у этих людей по сравнению с их сверстниками повысилась плотность костей голени.
У занимающегося баскетболом человека происходит заметное снижение холестерина в крови, в связи с чем улучшается работа коронарных, почечных сосудов, а также сосудов нижних конечностей. Сердце любого баскетболиста лучше и быстрее адаптируется к умственной нагрузке, игроки меньше подвергаются
Очень важен баскетбол для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность и другие.
4. Я и баскетбол
Почему же я выбрал баскетбол в качестве темы для проекта? Мне интересны игры с мячом, но больше всего люблю баскетбол. Это очень интересная игра, полная азарта. Этот вид спорта развивает скорость, сообразительность, точность реакции и выносливость. Баскетбол является командной игрой и развивает сплоченность и командный дух. А больше всего меня привлекает непревзойденный азарт этой игры!
Я слежу за российскими и мировыми чемпионатами по баскетболу.
Я сам тоже играю в эту игру. С каждым разом я чувствую, что становлюсь быстрее, сильнее, ловчее. К тому же, баскетбол сближает, я знаю это не понаслышке, ведь этот вид спорта познакомил меня со многими хорошими ребятами.
Кроме этого, я вхожу в сборную команды своей школы, имея неплохие результаты в нашей школьной копилке.
Я еще не побывал на больших спортивных площадках и на знаменательных матчах. Ходил только болеть за нашу местную команду. Но когда я вырасту, то обязательно поеду на серьезный чемпионат и увижу игру баскетболистов высокого класса.
Вывод
Баскетбол - особая спортивная игра. Во-первых, это прекрасное зрелище. Во-вторых, баскетбол дарит нам радость движения, общение с друзьями, острое соперничество. И не только в этом заключается прелесть этого вида спорта.
Баскетбол способствует развитию молодых людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность. А это, безусловно, очень важно. Человек, обладающий такими качествами, способен принести большую пользу обществу.
Мне было очень интересно работать с данной темой. Я узнал много нового и интересного о любимом виде спорта, выяснил историю развития баскетбола, а также узнал о пользе и вреде, который несет в себе этот вид спорта.
Ожидаемые результаты
Баскетбол - особая спортивная игра. В ходе выполнения проекта поставленная цель была достигнута, задачи успешно решены. Мое предположение о том, что баскетбол интересен как взрослым, так и детям, несет в себе много полезного, подтвердилось. Баскетбол способствует развитию молодых людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность. А это, безусловно, очень важно. Человек, обладающий такими качествами, способен принести большую пользу обществу. Баскетбол - это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Мне было очень интересно работать по данной теме. Благодаря этой работе, я открыл для себя много нового и интересного о любимом виде спорта. Буду продолжать изучать историю баскетбола, ведь баскетбол – моя любимая игра!
Заключение
Занимайтесь любимым видом спорта!
Занятия спортом очень важны для всего нашего организма. Это поддерживает тонус, укрепляет мышцы. Если постоянно заниматься спортом, то можно побороть постоянную усталость и раздраженность.
По результатам подготовки и проведения проекта был сделан вывод, что баскетбол может стать прекрасной школой, в которой игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, всем вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию.
Литература
1 Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).
2 Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
3 Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.
4 Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.