История математики полна неожиданных и интересных софизмов и парадоксов.
И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых, в свою очередь, вырастали новые софизмы и парадоксы.
Необходимо различать между собой парадоксы и софизмы.
Парадоксы - это справедливые, хотя и неожиданные утверждения.
Софизм
Удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
(от греч. Sophisma-уловка, выдумка, головоломка)- мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа.
Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещённые» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул, правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на «очевидности».
И.П.Павлов говорил, что «правильно понятая ошибка-это путь к открытию».
В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики.
Софизм-доказательство ложного утверждения. Причём ошибка в доказательстве искусно замаскирована.
Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 вв. до н.э., достигших большого искусства в логике.
Пример: если равны половины, то равны и целые. Полуполное есть то же, что и полупустое, значит полное – то же самое, что пустое.
Меньшее превышает большее
Спичка вдвое длиннее телеграфного столба.
Пусть а - длина спички (дм) и в –в длина столба (дм). Разность между ними обозначим через с(дм).
в-а=с, в=а+с; перемножим равенства
(в-а)в=с(а+с);
в²-ав=са-с²;
в²-ав-вс=са-с²-вс;
в(в-а-с)=-с(в-а-с);
в=-с; но с=в-а
в=а-в;
в+в=а;
а=2в.
Ахиллес никогда не догонит черепаху, которая ползёт в10 раз медленнее Ахиллеса.
Пусть черепаха на 100 м впереди Ахиллеса. Когда он пробежит эти 100м, черепаха будет впереди него на10 м. Пробежит Ахиллес эти 10м, черепаха окажется впереди него на1 м. Расстояние между ними всё время будет сокращаться, но никогда не будет равным нулю. Значит Ахиллес никогда не догонит черепаху.
Чётное и нечётное
«5 есть 2 + 3 («два и три»). Два — число чётное, три — нечётное, выходит, что пять — число и чётное и нечётное. Пять не делится на два, также, как и 2 + 3, значит, оба числа не чётные!»
Не знаешь то, что знаешь
«Знаешь ли ты, о чём я хочу тебя спросить?» — «Нет». — «Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?» — «Знаю». — «Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь».
Лекарства
«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше».
Вор
«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».
Те ошибки, которые совершаются непреднамеренно, называются паралогизмами, а те, которые совершаются преднамеренно, для того чтобы ввести кого-либо в заблуждение, называются софизмами. Приведём несколько примеров софизмов, идущих к нам из древности.
1. Софизм «лгун». Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун. В таком случае он скажет правду. Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун. (Какая ошибка?)
2. Софизм «рогатый». То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога. (Какая ошибка?)
3. Софизм «куча». Будет ли куча песку, из которой мы взяли одну песчинку, считаться кучей? Да, будет. А если взять ещё одну песчинку? Будет. Так как при последовательном отнятии по одной песчинке куча не перестаёт быть кучей, то одна песчинка должна называться кучей. (Какая ошибка?)
4. Софизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)
Песенка английских студентов.
Чем больше учишься, тем больше знаешь.Чем больше знаешь, тем больше забываешь.Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.Так для чего учиться?
Не философия, а мечта лентяев!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.