Проектная работа по математике на тему: «Приёмы быстрого счёта.»

  • rtf
  • 16.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная работа по математике на тему: «Приёмы быстрого счёта.»
Иконка файла материала 1. Работа на НПК.rtf

Ленинский район

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 210

Секция математика

 

 

 

Солиев Жасурбек Содик угли

9А класс

 

 

Тематическая группа «Приёмы быстрого счёта.»

 

Научный руководитель

Долгушина Ольга Викторовна,

учитель математики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2022

 

Содержание

1.     Паспорт проекта

……………………………………………...3

2.     Введение

……………………………………………...4

3.     Этапы работы над проектом

…………………………………………... 4-7

4.     Список литературы

……………………………………………….8

5.     Приложения

……………………………………………9-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Наименование

проекта

Приёмы быстрого счёта.

Участники проекта

Ученики 5-9 классов

Класс

9 класс

Учебное учреждение

МКОУ СОШ № 210 города Новосибирска

Руководитель проекта

Долгушина Ольга Викторовна, учитель математики

Цель проекта

1.                 Исследование различных приёмов вычисления, их анализ и описание для их практического применения.

2.                 Исследование мнения учащихся о влиянии быстрого счёта на отметку по математике.

3.                 Формирование умений проектной и исследовательской деятельности.

Задачи

1.     Проанализировать и обосновать некоторые приёмы вычислений.

2.     Проанализировать мнения учащихся о влиянии быстрого счёта на отметку по математике.

3.     Провести презентацию открытого приёма вычислений.

4.     Систематизировать и объединить приёмы в справочник.

Проблема проекта

Повышение интереса к изучению предмета математика.

Время работы над проектом

Сентябрь 2021 г. – ноябрь 2021 г.

Предметная область

Математика

Учебная тема

Рациональные приемы вычисления

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Технологии

При подготовке проекта была использована исследовательская технология, основанная на исследовательском методе, методе сбора и обработки данных, анализ справочных и литературных источников, обобщение результатов. При представлении результатов проекта –  мультимедийная технология.

Краткая аннотация проекта

      В наш век высоких технологий и компьютеризации каждый культурный человек должен уметь производить какие-либо расчеты, не имея в своем распоряжении таблиц или счетной машины.   Знание упрощенных приемов вычислений дает возможность быстро производить простые расчеты в уме, контролировать, оценивать свой бюджет.

Результативность

пополнить кругозор учащихся 5-9 классов новой и интересной информацией о приемах быстрого математического счета.

Область применения результата проекта

Учебная (на уроках математики), социальная (презентация опыта работы школы на мероприятиях районного и городского уровней).

 

 

Введение

 

Данный проект посвящен теме: «Приёмы быстрого счёта».

Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям.

В наш век высоких технологий и компьютеризации умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности.

Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычислений. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.

Существует много приемов упрощения арифметических действий,  обучаясь в школе человек приходит к осознанию, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета.

Кроме того, всем школьникам  необходимо сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса,  необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, знания упрощенных приемов вычислений дает возможность не только быстро производить простые расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результате бытовых вычислений.

 

Этапы работы над проектом.

 

Работа над проектом проходила в 6 этапов:

1. Подготовительный. Сроки реализации: сентябрь 2021 г. На данном этапе происходил выбор руководителя проекта, поиск проблемных полей для исследования в рамках учебной дисциплины «математика», выбор темы исследования и формирование участников проекта. Подготовка  вопросов для аналитической части проекта.

 

2. Поисковый. Сроки реализации: октябрь 2021 г. На данном этапе определена тема проекта – «Приёмы быстрого счёта» и поставлена цель исследования – исследование различных приёмов вычисления, их анализ и описание для их практического применения. Подобран теоретический материал для исследования по теме «Приёмы быстрого счёта».

 

 

 

 

 

Системы устного счета и их создатели

Уметь считать правильно и быстро – замечательная способность человеческого ума. Но далеко не все умеют ею пользоваться.

Быстрый счет часто означает не интеллектуальную способность мозга, а умение применять на практике методики счета в уме, разработанные и описанные учеными — математиками. Для их освоения вовсе необязательно иметь выдающиеся математические способности, достаточно изучить эти методики по их книгам и активно применить в жизни.

Выдающиеся создатели системы устного счета:

·        Перельман Яков Исидорович;

·        Яков Трахтенберг;

·        Рачинский Сергей Александрович.

 

Яков Исидорович Перельман и его тридцать простых приемов устного счета.

перельманЯков Перельман (1882-1942) был знаменитой личностью. Именно Перельман стал родоначальником жанра научно — занимательной литературы. Это сегодня принято обо всем рассказывать популярно, весело и доходчиво. А во времена Перельмана научная литература сильно отличалась от популярной.

Перельман написал более ста книг, которые и сегодня любимы взрослыми и детьми. Эти книги содержат по-настоящему ценные знания в разных областях, они способствуют развитию творческого подхода к точным наукам и раскрывают прекрасный мир математики, физики, астрономии. Это великолепные книги «Занимательная астрономия», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная физика» и другие.

Книги переведены на двадцать четыре языка. На обратной стороне Луны в честь этого удивительного человека назван кратер.

Книга Перельмана «Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета» содержит полезные и эффективные способы быстрого счета в уме. Они рассчитаны на способности обычного человека и если вы успешно освоите эти методы, вряд ли вас будут продолжать считать обычным человеком.

 

 

 

Яков Трахтенберг и его система быстрого счета.

70Хотите с удивительной скоростью не только складывать и умножать числа, но и извлекать корни и возводить в квадрат? Тогда вам нужно освоить систему замечательного цюрихского профессора, уроженца Одессы Якова Трахтенберга .

 Яков Трахтенберг окончил Петербургский горный институт. С 1919 года Яков проживал в Германии, позже переехал в Австрию.

В послевоенные годы Трахтенберг создал в Цюрихе математический институт и возглавил его. Кроме математической деятельности Яков Трахтенберг известен как автор уникального авторского метода изучения иностранных языков. Система Я. Трахтенберга направлена на тренировку скорости вычислений. Если вы сможете уделить системе значительное количество времени для выполнения упражнений, то скорость счета возрастет во много раз! Это удивительный метод, в корне отличающийся от стандартного изучения устного счета в школе. Методика счета в уме Якова Трахтенберга описана в книге Энн Катлер и Рудольфа Мак-Шейна «Система быстрого счета по Трахтенбергу». Сергей Александрович Рачинский  и его 1001 задача для умственных вычислений.

 

Рачинский Сергей Александрович и его «1001 задача для умственных вычислений».

рачинский Профессор ботаники МГУ С.А. Рачинский за время своей педагогической деятельности, Рачинский накопил огромный опыт, нашедший отражение в труде «1001 задача для умственных вычислений». предпочел должность сельского учителя в Смоленской губернии. Это задачник по математическим вычислениям, впервые увидевший свет в Санкт- Петербурге в 1891 году.

Учеником Сергея Рачинского был художник Н.П. Богданов-Бельский, увековечивший память об учителе известным полотном «Устный счет», находящимся сегодня в Третьяковской галерее. О картине подробнее вы можете прочитать здесь.  Прочитать о жизни С. А. Рачинского, о его системе счета подробнее можно в книге «Сельский учитель С.А. Рачинский и его задачи для умственных вычислений» И.И. Баврина.  

 

Изучены системы устного счета:

умножение нечетного числа на 5;

умножение четного числа на 5;

умножение числа на 11;

умножение нечетного числа на 15;

умножение четного числа на 15;

умножение числа на 22, 33,…,99;

умножение числа на 25;

умножение числа , близких к 100, крестом;

умножение чисел, близких к 1000, крестом;

умножение чисел, оканчивающихся на 1;

умножение двухзначных чисел, оканчивающихся на 5 ;

умножение двухзначных чисел, у которых сумма чисел  десятков равна 10, а цифра единиц одинаковые.  

 

3. Аналитический. Сроки реализации: октябрь - ноябрь 2019 г. проводил Опрос «Влияние быстрого счёта на успеваемость по математике». (по мнению учащихся 5-9-х классов на начальном этапе проекта и после изучения приемов быстрого счёта.  Приложение № 1; Приложение № 2)

1. Умеете ли вы быстро вычислять? А) Да …Б) Нет… В) Не знаю.

2. Влияет ли умение быстро считать на результат ОГЭ по математике?

А) Да     Б) Нет    В) Не знаю.

3. Какая у вас отметка  по математике?

А) Отлично – 5  Б) Хорошо – 4  В) Удовлетворительно – 3  Г) Плохо – 2.

4. Вы бы хотели научиться приёмам быстрого счёта?

 А) Да     Б) Нет   В) Не знаю.

 

4. Практический. Сроки реализации: ноябрь 2021 г. Составлена технологическая карта проекта и мини-справочник «Приёмов быстрого счёта».  В ходе создания мини-справочник «Приёмов быстрого счёта» были сформулированы примеры, правила и доказательства по изученным системам устного счета (Приложение № 3):

умножение нечетного числа на 5;

умножение четного числа на 5;

умножение числа на 11;

умножение нечетного числа на 15;

умножение четного числа на 15;

умножение числа на 22, 33, … ,99;

умножение числа на 25;

умножение числа, близких к 100, крестом;

умножение чисел, близких к 1000, крестом;

умножение чисел, оканчивающихся на 1;

умножение двухзначных чисел, оканчивающихся на 5;

умножение двухзначных чисел, у которых сумма чисел десятков равна 10, а цифра единиц одинаковые. 

 

5. Презентационный. Сроки реализации: ноябрь 2021 г. Подготовлено выступление на школьный этап защиты проектов с использованием мультимедийной презентации. Результаты исследования можно использовать на уроках и внеурочных информационных мероприятиях разного уровня.

 

6. Контрольный. Сроки реализации: октябрь 2021 г. Подготовлена проектная работа на тему «Приёмы быстрого счёта», результаты работы представлены на школьном этапе защиты проектов для 5-9 классов. Создан мини-сборник «Приёмов быстрого счёта».

     

Полученные результаты соответствуют задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Катлер Э., Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу, 1967.

2.     Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.

3.     Рачинский, Сергей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4.     Смоленский С. С. А. Рачинский и Татево / Воспоминания: Казань. Москва. Петербург. — М.:Языки славянской культуры. 2002. 

5.     Соловьёв И. С. А. Рачинский. Татевская школа: Док. очерки / Худож. В. М. Веселов; Фот. В. Н. Крылова. — Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во: Твер. обл. тип., 2002.  Волков В. А., Куликова М. В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. 

6.     Ушакова И. В. «Из доброго сокровища сердца своего…». — Нижний Новгород: Родное пепелище, 2013. — 224 с. (статьи и письма С. А. Рачинского)