Анненский Иннокентий Федорович 1855-1909
Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске,
в семье Фёдора Николаевича Анненского и
Наталии Петровны Анненской (урожд. Карамолина)
Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири.
Анненский Иннокентий Федорович 1855-1909
На доме по адресу: Пушкин, Набережная улица, 12 в 2009 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. В. Зайко) с текстом: «В этом доме с 1896 по 1905 год жил и работал в Императорской Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский».
Мемориальный камень И. Анненскому в Омске. Установлен на бул. Мартынова в 2008 г.[12] (фото 2010 г.)
Анненский Иннокентий Федорович 1855-1909
Снег
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...
И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.
Мережковский Дмитрий Сергеевич1866-1941
Родился в Петербурге. Воспитание будущий поэт и писатель получил в классической гимназии.
Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал – «Слабо... Плохо... Что б хорошо писать, страдать надо, страдать!» Эта фраза осталась в памяти у Мережковского на всю жизнь.
Мережковский Дмитрий Сергеевич1866-1941
В 1890-е начинает сотрудничать с журналом «Северный Вестник», где выпускает первый сборник стихов.
Становиться одним из основоположником символизма в русской литературе.
Д. С. Мережковский. Портрет работы И. Репина (Около 1900)
Мережковский Дмитрий Сергеевич1866-1941
русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус
Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе[9].
З. Гиппиус, Д. Философов, Д.Мережковский
Мережковский Дмитрий Сергеевич1866-1941
Он писал :
«Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово».
Мережковский Дмитрий Сергеевич1866-1941
Родное
Далеких стад унылое мычанье,
И близкий шорох свежего листа…
Потом опять — глубокое молчанье…
Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных сосен,
И белые сыпучие пески…
О бледный май, задумчивый, как осень!.
В полях — затишье, полное тоски…
И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как робкие, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь — тише радость и спокойней горе.
Живешь, как в милом и безгрешном сне.
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский.
В эти годы сближаться с группой молодых поэтов, называвших себя °обереутами°. В это же время Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей °Ёж° и °Чиж°. Выходят его детские книжки в стихах и прозе °Змеиное молоко°, °Резиновые головы° и др.
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
В 1929 выходит сборник стихов °Столбцы°, в 1937 - °Вторая книга°. После этого было репрессирован [Политические репрессии (от лат. repressio — подавление, угнетение) — наказание, карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.]
Стихи заболоцкого, как °Некрасивая девочка°, °Старая актриса°, °Противостояние Марса° и др., сделали его имя известным широкому читателю.
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
Раннее творчество 3аболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы, в нём сказывается влияние В. Хлебникова, оно отмечено предметностью, свойственной футуризму, и многообразием бурлескной метафорики.
Конфронтация слов, давая эффект отчуждения, выявляет новые связи. При этом стихи 3аболоцкого не достигают такой степени абсурда, как у других обэриутов.
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
Природа понимается в стихах 3аболоцкого как хаос и тюрьма, гармония — как заблуждение. В поэме «Торжество земледелия» поэтика футуристического экспериментирования сочетается с элементами ироикомической поэмы XVIII века.
Вопрос о смерти и бессмертии определяет поэзию 3аболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому.
Поздние стихи 3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о природе, естественностью языка, лишённого патетики, они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили, Гр. Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы.
Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 — последняя редакция перевода, кроме того, в 1930 году была издана также адаптированная для юношества версия перевода «Витязя в тигровой шкуре», сделанная Николаем Заболоцким, переизд. «Библиотека мировой литературы для детей», том 2, 1982).
О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть
Заболоцкий Николай Алексеевич1902-1958
Вечер на Оке
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Его отец, Михаил Рубцов, был начальником отдела рабочего снабжения и отвечал за поставку продуктов в местные магазины.
Мать, Александра Рубцова, следила за хозяйством и воспитывала шестерых детей. В 1937 году из-за службы отца семья переехала в город Няндому. Рубцов много времени проводил на свежем воздухе.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
Детство Николая прошло в интернате, во время войны.
После ему пришлось послужить и матросом на корабле, и побыть кочегаром. К сожалению, он трагически погиб в расцвете творческих сил.
Но успел написать немало стихов о малой родине и её природе. Для него земля, на которой он родился и вырос, была чем-то священным.
А это земля – Русский Север, Архангельская область с её суровой природой.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
И ещё старинная Вологда, где Рубцов долго жил.
Посмотрим вот на такое стихотворение поэта:
Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Какая холодная картина! Мы сразу же видим – русский Север, одинокая полынья, куда через морозный воздух глядится одинокая звезда.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
Но для лирического героя эта звезда – что-то тёплое, что поддерживает его в трудные минуты и заставляет вспоминать о Родине.
И ещё это что-то вечное, негасимое – как воспоминания героя о родине, которые заставляют его чувствовать себя счастливым.
В этом произведении очень важны эпитеты. Приветливый луч, осеннее золото и зимнее серебро, заледенелая мгла и так далее.
Мелодичность и напевность придают стихотворению повторы и одинаковые конструкции.
Ещё раз посмотрим на текст. У этих двух строк начало одинаковое – это единоначалие. А конструкции выстроены похоже.
И раз за разом повторяется фраза «звезда полей горит».
И получается, что лирический герой представляет себе звезду как символ своей малой родины – Северного края. Он не забывает о родных краях и счастлив даже памятью о них.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
Мелодичность и напевность придают стихотворению повторы и одинаковые конструкции.
Ещё раз посмотрим на текст. У этих двух строк начало одинаковое – это единоначалие. А конструкции выстроены похоже.
И раз за разом повторяется фраза «звезда полей горит».
И получается, что лирический герой представляет себе звезду как символ своей малой родины – Северного края. Он не забывает о родных краях и счастлив даже памятью о них.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
А вот совсем другое по настроению стихотворение.
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Речь здесь о селе Никольское, где Рубцов жил и действительно закончил начальную школу.
И это стихотворение – как воспоминание о детстве. Мы видим обычную, бытовую картину: мальчишка, который хочет поскорее уехать в столицу, храбрится и хвастается.
Вот только последние рассуждения автора – это горькое предвидение на будущее. Ведь иногда большие города оказываются не такими уж и прекрасными.
При этом стихотворение написано нарочито простым разговорным стилем, с диалогами.
Николай Михайлович Рубцов1936-1971г.г.
Можно увидеть и просторечие.
Очень интересно перекликаются строки про деревню из начала и из конца текста. Композиция словно замыкается в кольцо, строки повторяются.
И мы видим, как лирический герой пришёл к любви к своей малой родине – он оценил свою деревню после разлуки с ней.
Автор рассказывает, что иногда мы способны оценить свою малую родину только через годы. И тогда мы понимаем, что любим её по-настоящему.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
(28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
Отец Александра Блока — Александр Львович Блок (1852—1909), юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода
Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова.
Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем из-за его крайне ревнивого и деспотически жестокого характера и впоследствии их более не возобновляла[5]. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
Александр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 — ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 — опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
Блок был не только поэтом, но и критиком, и драматургом.
А во время Первой мировой войны даже был призван на фронт и работал в инженерной части.
Он был очень ранимой, тонко чувствующей натурой.
И это нашло отражение в его стихах!
Александр Блок – автор прекрасного цикла стихов о Прекрасной Даме. У него очень тонкая любовная и философская лирика. Стихи поэта наполнены яркими символами.
Очень известны вот такие строки Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
Автор словно делает короткую зарисовку: вот перед нами закат над полем, всё затихло, в воздухе разлита сонная дремота…
И во втором четверостишии автор только подчёркивает это спокойствие: нет ни ветерка, ни крики, песня замирает, тишина…
А вот дальше мы можем увидеть, какие чувства это закатное безмолвие будит в лирическом герое: ему хочется куда-то бесцельно мчаться, отбросив заботы.
Александр Александрович Блок(1880-1921)
Основным средством выразительности становится тут олицетворение. Лучи лежат на поле, межа объята дремотой – то есть дремлет, песня замирает.
Получается, что мы видим тихий закат над полем, который настраивает лирического героя на умиротворение и безмятежность. Забывается всё плохое, и хочется слиться с природой, освободиться от всех забот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.