Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школеПрактикум по решению проектных задач
МОУ «СОШ №33 им. П. А. Столыпина» ЭМР Саратовской области
Чуносова Елена Владимировна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Проект | Проектная задача |
Для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат. | Для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных |
Требования к проектной задаче
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно(в зависимости от уровня подготовленности группы);
заключительное задание задачи может быть общей "сборкой", позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание оценки решения задачи).
Разработка проектной задачи
Продолжительность решения проектной задачи
1 урок (5-20 минут)
2 урока
Продолжительное время (несколько часов), решение задачи выносится во внеурочную деятельность
Нельзя задавать на дом!
Чем больше времени требует решение задачи, тем объемнее должна быть система задний и больше справочного материала.
Разработка проектной задачи
Критерии проектной задачи
Детям должно быть интересно, любопытно!
Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...).
В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.
Четко описан продукт.
Прослеживается логика:
цель-условие-задания-результат-продукт
К результату направляет задание или система заданий.
Результат решения используется для создания продукта.
1.Проектная задача по русскому языку«Словесный сад»Предмет: русский языкТема: «Родственные слова».Класс: 2Время: 2 урока.Вид задачи: предметная.Цель: совершенствование навыков подбора однокоренных слов учащихсявходе решения проектной задачи
2. Проектная задача по окружающему миру, 1 класс . Видеофрагмент.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «СПАСЕНИЕ УЧЕНОГО КОТА»
1.Паспорт проектной задачи
Предмет. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир
Класс, время. 2 класс, 1 четверть.
Тип задачи. Метапредметная.
2.Замысел проектной задачи
Дети работают в малых группах по 4 человека, выполняя 8 заданий. Результаты выполнения заданий оформляются на отдельных листах.
Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: карта передвижения детей. Работа рассчитана на 2 урока .
3.Содержание проектной задачи
Дорогие ребята, вы любите сказки?
Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.
Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаю вам успеха!
У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том.
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом!
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
(Видеофрагмент про ученого кота).
Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Много ли, мало ли времени прошло, получают Маша и Алёша сообщение по Интернет-почте от Кота из вершины Фантазии. «Дорогиеребятапомогитеунесломеняураганомследуйтепокартеинайдётеменяспаситепожалуйста!»
Не поняли ничего Маша и Алёша и обратились к вам за помощью расшифровать сообщение.
3.Содержание проектной задачи
Рефлексия
Имя _____________________ Ответь, пожалуйста, на вопросы:
1. Тебе понравилось работать в группе? _____________________________________________
2. Тебе понравился урок? ________________________________________________________
3. Что тебе было более интересно выполнять?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.
5. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.