Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"
Оценка 4.6

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир
4 кл
15.03.2018
Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"
Проектная деятельность проводилась в рамках урока окружающий мир и внеурочной деятельности. В процессе работы дети проращивали рожь, получали муку из зерна. Была изготовлена книга произведений собственного сочинения о хлебе и процессе выращивания хлеба в старину и в наше время. Обложку книгу украшает аппликация из соломки. На презентайции была представлена выставка хлебобулочных изделий местного хлебокомбината
проект хлеб-всему голова.doc
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа­детский сад №9" г.Пикалево Урок природоведения  по программе А.А.Плешакова 4 класс (1­4) Тема: «Полеводство» Презентация проектов по теме:  «Хлеб – всему голова» Проведен учителем начальных классов  высшей кв.категории  Смирновой Светланой Викторовной 1н. ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» 1.  Подготовительная работа для выбора направления: «О чем я хочу узнать». 2.  Разделение на группы (мозаика). 3.  Составление матриц в каждой группе. 1. Сбор материала о хлебе. 2. Сбор злаковых культур для гербария. 3. Посадка семян ржи. Гр.   «Как   хлеб   на   стол Гр. «От зерна к хлебу» Гр. «Все профессии важны» «булки в колосьях» пришел» 1.Чтение литературы по данной тематике. 2.Разучивание обрядных песен. 3. Иллюстрирование пословиц и поговорок о хлебе. 4. Социологический опрос. 2н.  Изготовление  элементов для панно из соломки.  Изготовление книги  пословиц и поговорок.  Изготовление панно из  соломки для обложки  книги. 3 н.  Изготовление  гербария.  Кроссворд  (составление)  Подборка рецептов.  Изготовление венка  пословиц о хлебе.  Изготовление книги  рецептов.  Карта мира с  названием  национального  хлеба.  Составление  справочника профессий  Эксперимент  «Приготовление  муки из зерен».  Изготовление  плаката в виде  колоска (о  питательных  свойствах хлеба).  Изготовление  книги о хлебе. ВЫСТАВКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли В школе Вне школы Необходимые материалы Источники информации Название: проект по теме: «Как хлеб на стол пришёл?» Посещение школьной библиотеки Посещение детской библиотеки. Беседы   родителями. с Читатель  Изготовление книги пословиц и поговорок.  Разучивание обрядов,   песен, закличек. Подборка  информации.  Рисовани е   иллюстраций для книги.  стихов. Чтение  Художник­ оформитель, переплетчик  Артист  Бумага, карандаш, краски, кисточка. 1 неделя Сбор 2 неделя   информации о выращивании хлеба в прошлом   и настоящем.  Книга пословиц   и поговорок   о пахоте и работе на поле.  Обряды, связанные   с пахотой, севом, уборкой урожая.  Стихи о работе на поле.     научно­ худ.   ­ популярная информация ­ литература ­ журналы     детские научно­   ­ популярная литература Привлечение других взрослых ­   воспитатель ГПД ­   бабушки   и дедушки Родители, работники детской библиотеки, педагоги музыкальной школы. 3 неделя Панно   из природного материала (соломки). Изготовление панно. Обработка соломки   для панно. Соломка от  злаков,  ножницы,  утюг, клей,  калька Книга «Разноцветны е   поделки   из природного материала». ­учитель труда ­родители Этапы и их сроки Конечный продукт Действия В школе Вне школы Роли Необходимые материалы Источники информации Название: проект по теме: «От зерна к хлебу» 1 неделя  Гербарий злаковых культур  Проращивание ржи на подоконнике    Изготовление гербария  Посадка семян 2 неделя Иллюстрации о о Иллюстрирова ние   пословиц   о хлебе. Плетение венка.     пословиц хлебе. Загадки злаковых культурах. Венок пословиц. Ботаник  Агроном  Художник  Колоски злаков,   бумага, клей,   нитки, ножницы.  Земля, ведерки,   зерно, вода. Бумага, краски, кисти. Колоски злаков.  Сбор колосков  Заготовка семян земли   и  Посещение детской библиотеки.  Подборка материала.  Заучивание загадок пословиц.   и Привлечение других взрослых Родители, учителя Художествен ная литература, словари. Учитель ИЗО, родители. 3 неделя  Карта мира с названием национального хлеба.  Виды хлеба.  Изготовление карты.  Выставка разных   сортов хлеба.  Дегустация.    Сбор колосков.  Сбор информации о видах хлеба.  Беседа   с родителями.  Покупка разных сортов хлеба. Оформитель Географ Покупатель Дегустатор  Ватман,  краски, кисти,  ножницы, клей.  Вышитые  полотенца и  скатерти.  Разные сорта хлебобулочных  изделий. Атлас   мира, словари, научно­ популярная литература. Воспитатель ГПД, родители, учителя, продавцы. Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли В школе Вне школы Необходимые материалы Источники информации Название: проект по теме: «Все профессии важны» 1 неделя Справочник профессий Составление справочника профессий людей, участвующих в производстве хлеба. Сбор информации. Оформитель Бумага, фломастеры Словари, научно­ популярная литература. Привлечение других взрослых Родители, воспитатель ГПД, библиотекар и. 2 неделя Кроссворд в Составление Подбор Оформители Ватман, Художественная Родители, кроссворда. загадках   о профессиях и технике   загадок и картинок   для кроссворда. фломастеры, картинки, краски, кисти литература учителя 3 неделя Книга рецептов выпечки хлеба. Выставка хлебобулочны х   изделий (пироги, кренделя, баранки и др.)    Изготовлен ие книги рецептов.  Оформлени е выставки.  Оформлени е книги.  Подборка материала.  Выпечка хлебобулочн ых изделий. Художники, переплетчик, рецептурщик , оформитель, пекарь. Бумага,  карандаши,  краски,  кисточки,  рецепты,  продукты,  инструменты. Кулинарные книги. Родители, повара, учитель труда. Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли В школе Вне школы Необходимые материалы Источники информации Название: проект по теме: «Булки в колосьях» 1 неделя Питательные свойства хлеба. Социологичес кий опрос. Изготовление   «колоска» с св­ми питат.   хлеба. Опрос   детей   и взрослых о питат. св­вах хлеба. Чтение научно­ популярной литературы. Сбор информаци Оформител ь Социологи Ватман, краски, кисти, ножницы, фломастеры. Бумага,  Научно­ популярная   лит­ ра.  Художественн ая лит­ра.  Методические Привлечение других взрослых Родители, педагоги. 2 неделя Мука Эксперимент с дрожжами. Книга о хлебе. 3 неделя и. Мельник, ученый Чтение стихов, сказок, рассказов, песен, обрядов. Сбор информации. Художники ­ оформител и Переплетчи ки Автор     Перемолка зерен   пшеницы   и ржи   (в   ступе   с пестиком, на кофемолке).  Просеивание получившейся муки.  Проведение эксперимента   с дрожжами.  Изготовление и   оформление книги о хлебе.  Рисование иллюстраций для   книги   о хлебе.  Сочинение   о хлебе. ручка. Кофемолка, ступа, пестик, зерно, сито,   миска, фартук, косынка, дрожжи, вода, сахар. Бумага, карандаши, краски, кисточки. пособия. Художественн ая   и   научная литература. Воспитатель ГПД, повара Родители, библиотекар и, учителя Научно­ популярная литература, художественн ая литература Ход занятия. Учитель:  ­   Давным­давно,   так   давно,   что   представить   ту   давность страшно, выросла среди прочей травы первая пшеница. Как хорошо, что не сощипнул её первобытный зверь, не сожгла случайная молния! ­Хлеб – наше богатство! ­Зерно брошено в землю. Будет хлеб. Но сначала труд, чтобы маленькое зёрнышко выросло, колосья стали урожаем. ­Хлеб – всему голова! ­Такова   тема   нашего   проекта,   над   которым   мы   работали   три   недели. Узнали много нового и интересного. А сегодня вы можете поделиться своими знаниями друг с другом. ­О том, как выращивали и выращивают хлеб, нам расскажет группа  «Как хлеб на стол пришёл».  ­Вырастить хлеб ­ большой труд. Раньше всё руками делали, да лошадка выступление группы помогала. Землю сначала вспахивали плугом или сохой (показ) В старину говорили: Поле пахать – не руками махать. Пахать – так не дремать. Глубоко пашешь – веселей пляшешь. Рой в глубь пласта – будет рожь густа.   В наши дни помогают людям машины. Главный помощник человека на поле – трактор (показ). Он тянет железный плуг, который разрезает землю. Бороной   с   зубцами,   как   большими   граблями,   трактор   разбивает   большие комья земли. Заборонованная почва меньше испаряет влаги, так что борона ещё и охранительница влаги. Затем   пашню   засевали   (показ).   Сеяли   зерно   из   лукошка,   сеяли   и приговаривали: «Сейся, родися, жито, пшеница, ячмень овёс, гречка, горох, чечевица».   Сегодня помогает человеку трактор, который тащит сеялку (показ) и засевает поле. Для посева отбирают лучшее зерно: «Лучше голодай, а добрым семенем засевай». Когда хлеб созревал, его убирали – жали серпом, изогнутым ножом с зазубринами (показ) и связывали в снопы (показ). Жали мы, жали, Жали, пожинали. Жнеи молодые, Серпы золотые. Ниву обжали, Страду пострадали, Снопов навязали! Потом   молотили   –   выбивали   из   колосьев   зёрна   деревянным   цепом (показ). Когда на тракторе укрепили жнейку, молотилку, веялку и вместилище для   зерна  –   бункер,   получился   комбайн.   Эта   большая   и   красивая   машина помогает людям убирать сегодня хлеб с поля. Срезанная жнейкой пшеница попадает   в   молотилку.   Там   зерно   отделяется   от   соломы.   Провеянное   на решётках веялки, оно ссыпается в бункер. На ходу комбайнёр пересыпает зерно   в   кузов   грузовика.   Грузовики   везут   зерно   на   ток,   где   его   сушат, провеивают. А на мельничных комбинатах зерно превращают в муку и крупу. А раньше зерно молотили на мельницах. Человек   издавна   научился   ценить   и   использовать   в   самых   различных целях   не   только   каждое   зерно,   но   и   солому,   удивительный   по   красоте материал.   Из   соломки   плели   коврики,   посуду,   шляпы,   украшения. Прекрасными сувенирами всегда были куклы, фигурки животных. Обложка нашей книги выполнена из соломки. Дорого доставался хлеб крестьянам. Дорого достаётся он и сейчас. Но в нелёгком труде крестьянам помогала песня. «Урожайная» ­ русская народная обрядная игра. книга, выполненная руками детей, обложка выполнена из соломки Учитель: ­ Ребята, у вас есть вопросы к этой группе? Учитель: ­ Хлеб в поле. Хлеб на столе. Вдумайтесь, ребята, сколько людей участвует в его создании.   Группа   «Все профессии важны» расскажет нам об этом. выступление группы ­ Всегда у нас хлеб на столе на самом главном, почётном месте. Потому что для людей он – самый дорогой, самая первая еда. И вот сейчас мы расскажем вам о том, как он достаётся людям, кто работает для того, чтобы всегда был хлеб на нашем столе. ­ Давайте поиграем и профессии узнаем, кто же хлебу на стол прийти помогает.   Посмотрите,   на   доске   –   таблички   с   названиями   профессий. Которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу? Расставьте таблички в том порядке, в котором эти профессии принимают участие в производстве хлеба. (Учащиеся называют профессии). Какая профессия самая главная? Рассказ об агрономе. Хлеб начинается с Агронома – важного человека в сельском хозяйстве. Не простое дело – хороший урожай получить. О нём надо думать уже зимой – семена подготовить. Весной проверить почву. И летом много забот. Вовремя убрать сорняки, следить, когда урожай поспеет. Поспел урожай – агроном вызывает   машины   для   уборки.   Убрали   урожай   –   снова   готовиться   к следующей весне. Загадка:  Стоит стеной Шумит волной Волна золотая Не видно края     (Хлебное поле) ­ Мы сделали книгу рецептов хлеба:  «Хлеб «на скорую руку»  «Пивной хлеб»  «Хлеб с цукинни и сыром»  «Содовый хлеб»  «Кукурузный хлеб» Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Всем вам поклон за хлеб. А только самый первый поклон, самый низкий поклон Земле­матушке, Земле­кормилице! Мы   изготовили  книжку   –   раскладушку   о   профессиях.  Вы   можете поближе   рассмотреть   её  после   занятия.  Её   можно   использовать   на  других уроках и занятиях как в школе, так и в детском саду. Учитель: ­ Ребята у вас есть вопросы к этой группе? Учитель: ­ Некоторым, может быть, кажется, что пшеница и рожь всегда росли у нас. Нет. Они – южанки. И такими, как сейчас, стали не сразу. Многие годы   понадобились   учёным   для   выведения   таких   сортов   пшеницы,   чтобы получать богатый урожай, чтобы не замерзала она в нашей северной стране. И сегодня эта работа ещё не окончена. Ею занимаются люди, которых называют селекционерами. Из года в год на опытных полях они выращивают один сорт, испытывают   его   против   заморозков,   засухи,   выбирают   самые   лучшие растения. ­ Хочу сказать вам, ребята, имя древнего пекаря – Мулхолд, который жил   4   тысячи   лет   назад   между   реками   Тигр   и   Евфрат.   Он   знал   триста способов приготовления хлеба. ­   Почему же  хлеб стал главным  на нашем столе? Что же в нём такого, если рука сама тянется к нему, будто он какое­то редкое лакомство? Какую пользу он нам приносит?   Слово группе   «Булки в колосьях». выступление группы ­ Хлеб потому и главный, что очень сытный и питательный. Но не весь хлеб. Это зависит от муки, из которой пекут хлеб. При   переработке   зерна   получают   муку.   Сорта   муки   различаются сечением крупинок, которые получаются при перемалывании. У   высшего   сорта   сечение   крупинок   наименьшее.   Однако   при   таком тонком   помоле   мука     лишается   многих   своих   полезных   качеств.   Большей ценностью   являются   мало   очищенные   сорта   муки,   т.к.   в   них   содержится больше белка, жира, минеральных веществ, витаминов, частично удаляемых при очистке оболочек зерна. Большой пищевой ценностью обладает ржаная мука,   особенно   обойная   и   обдирная.   Хлеб   содержит   незаменимые аминокислоты, поэтому обязательно должен быть в ежедневном питании. Самым полезным является тёмный хлеб: ржаной и из пшеничной муки грубого помола. В нём содержится в 5 раз больше, чем в белом необходимых организму элементов. Тёмный пшеничный хлеб богат витаминами группы В, а также   витамином   Е.   Он   является   богатым   источником   клетчатки, способствующей   правильному   обмену   веществ.   Благодаря   наличию микроэлементов очень полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зёрен подсолнечника, сои и др. масличных культур. Хлеб – не простое дополнение к супу или котлете. Он сам – пища. Знаете, ребята, поговорку: «Хлеб в нас спит»? Как может спать в человеке хлеб? Нелепица! И всё­таки сказано, верно: когда мы сыты, и сон крепкий. Мы провели  опрос среди 58 учеников и 20 взрослых нашей школы, и узнали,   что   больше   всего   едят   дарницкий   хлеб   и   батон   нарезной.   Других названий хлеба ребята не вспомнили. А взрослые едят ржаной хлеб, зерновой – 3 человека, с отрубями – 2 человека. А также много знают названий хлеба: дарницкий,   горчичный,   столовый,   докторский,   зерновой,   богородский, бородинский,   батон   нарезной,   подмосковный,   плетёнка.   Все   опрошенные считают, что хлеб полезен, в нём есть витамины, он сытный, даёт силы, и от него мы растём.  О хлебе написано очень много произведений. Мы постарались собрать их в одной книге. В этой книге помещены произведения не только известных авторов, но и учеников нашего класса. (Ученики читают стихи собственного сочинения) Также   в   книге   есть   песни   о   хлебе.   Послушайте   одну   из   них  (группа исполняет песню)       Учитель: ­ Ребята у вас есть вопросы к этой группе? Учитель:  ­ Ребята, вы, конечно, читали сказку А.С.Пушкина «Сказка о попе   и   работнике   его   Балде».   А   кто   вспомнит,   чем   поп   кормил   своего работника? Так вот, Пушкин писал: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелчка по лбу, Есть же мне давай, варёную полбу» ­Что это такое – варёная  полба?  А это, оказывается,  дикая пшеница.  О ней люди знают многие тысячи лет. А в давние времена была главным хлебом древних людей.   Группа   «От зерна к хлебу » расскажет нам о злаковых культурах  выступление группы            ­Хлеб пекут из муки, а муку мелят из зёрен злаковых культур: овса, ячменя,   пшеницы   (показ   гербария).   Пшеница   бывает   разная.   У   нас   – золотистые   зёрна,   а   в   Африке   есть   фиолетовая.   Есть   и   красноватое,   и зеленоватое зерно. Много сортов одной и той же пшеницы. А хлеб из неё почти ничем не отличается ни цветом, ни вкусом. Но всё же главным хлебом русских долго была рожь. Появилась она на наших   полях   немного   странно.   Вначале   рожь   была   сорняком   в   посевах пшеницы. Пшеница погибала от заморозков, а дикая рожь росла, как ни в чём не бывало. Стали сеять её вместо пшеницы. ­ Хлеб из ячменной муки не идёт по сравнению с хлебом пшеничным и ржаным.   Он   быстро   черствеет,   твердеет.   Но   из   ячменя   делают   крупы: перловую и ячневую. ­ Учёные подсчитали, что, чтобы хорошо питаться, каждому в год нужна тонна зерна. Рожь растёт очень быстро. Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. Мы прорастили рожь. За две недели она выросла на 30 см. ­А теперь отгадайте кроссворд в загадках о злаковых культурах. ­О хлебе народ сложил много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим ваши знания и сплетём венок пословиц. Я читаю первую часть пословицы, а вы продолжаете. ­У   каждого   народа   есть   свои   обычаи,   рецепты   и   названия   хлеба. Например, в Грузии пекут хлеб «лаваш». В Молдовии и Румынии хлеб пекут из кукурузной муки – мамалыги. Корейцы едят вместо хлеба пабе – отварной рис   без   соли   и   масла.   Американцы   едят   в   сыром   виде   ячмень,   пшеницу, кукурузу. В Чехии – хлеб моравский, в Польше – сандормирский с тмином. Немцы пекут хлеб из ростков – пумперникель, Итальянцы – панеттони. ­В   нашем   городе   на   хлебопекарне   пекари   производят   много   разных сортов хлеба. (Выставка хлебобулочных изделий) – смотри видео                        Если мы хотим кого­то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб, соль из рук. Учитель: ­ При виде хлеба на столе становится тепло и уютно. Давайте стараться это чувство к хлебу сохранить на всю жизнь ­Я надеюсь, что на этом занятии вы больше узнали о ценности хлеба. ­А теперь я прошу обсудить в группах вклад каждого в общее дело. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб, соль из рук. ­Дорогих гостей приглашаем попробовать разные виды хлеба.

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018