Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
31.03.2017
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение родным языком, его словарным богатством как средством и способом общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок очень активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и интересов. Если в этот возрастной период не будет сформирован определенный запас слов, то на более поздних этапах развития ребенка, достичь этого будет сложно. Педагог больше на проектную деятельность склонен, потому что в результате исследования, получается продукт этого проекта.Реализация проекта начинается с выбора темы. Педагог в беседе с детьми подводит их к самостоятельному выбору данной темы, мотивируя вопросами направленные на развитие речи у детей.
Объект исследования – процесс развития и обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Форма проектирования – проектная деятельность как одно из средств обогащения и развития словаря дошкольников.
Одной из важнейших задач словарной работы в дошкольном возрасте является задача обогащения словаря.Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Курсовой проект.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Курсовой проект
по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным
образовательным программам дошкольного образования
МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Проектная деятельность как средство обогащение
словаря детей дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образования
Студентка: Коркина К.О.
Специальность: 44.02.01
Очное отделение
Курс 2, группа 21 ДО
Руководитель: Селиверстова
Е.А. Камышлов, 2016
Оглавление
Пояснительная записка
Дошкольный возраст (возраст 36 лет) это время взрыва фантазии и
воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития
речевой активности, момент, когда ещё возможно предотвратить
формирование различных речевых комплексов. Собственная речь, свободная
2 и раскрепощённая, необходима в это время ребёнку для познания
окружающего мира и самопознания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования выделяет в содержании программы речевое развитие как
отдельное направление развития и образования детей, и показывает, что
речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Главный акцент в программе "От рождения до школы" делается на
развитие и обогащение речевых процессов. Речь как один из основных каналов
получения информации о мире, связывающих ребёнка с социумом как
важнейшее средство коммуникации и самовыражения становится в контексте
программы также и средством интеграции всех остальных видов
деятельности. Все виды деятельности ребёнка дошкольника вводятся в
коммуникативноречевой контекст.
В процессе развития речи в
дошкольном возрасте возникает
противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса
воспитанников с помощью проектной деятельности и недостаточной
методической базой применения данной технологии к дошкольному этапу
обучения. На основании выявленного и сформулированного противоречия
определяется проблема: разработка обоснованных методических разработок
пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной
3 деятельности, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи
детей дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение
родным языком, его словарным богатством как средством и способом
общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей
дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок очень активно
овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать
свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и
интересов. Если в этот возрастной период не будет сформирован
определенный запас слов, то на более поздних этапах развития ребенка,
достичь этого будет сложно. Педагог больше на проектную деятельность
склонен, потому что в результате исследования, получается продукт этого
проекта.Реализация проекта начинается с выбора темы. Педагог в беседе с
детьми подводит их к самостоятельному выбору данной темы, мотивируя
вопросами направленные на развитие речи у детей.
Объект исследования – процесс развития и обогащения словаря детей
дошкольного возраста.
Форма проектирования – проектная деятельность как одно из средств
обогащения и развития словаря дошкольников.
Одной из важнейших задач словарной работы в дошкольном возрасте
является задача обогащения словаря. Проблема развития детского словаря
привлекала к себе внимание многих исследователей, так например, в своих
работах ученые поясняли такие вопросы, как: обогащение словаря детей на
основе познания окружающего (В. И. Логинова, В. И. Яшина), роль обучения в
работе со словом (Е.И. Тихеева, А. П. Усова, Ю. С. Ляховская, Э. П.
Короткова, А. М. Бородич, В. И. Коник и др.); обогащение словаря детей в
процессе ознакомления с природой (Н. Ф.Виноградова, М. М. Кольцова и др.);
4 обогащение словаря детей в деятельности (Р. И. Жуковская, Н. П. Савельева
и др.)
Овладевая словарным богатством языка, ребенок получает мощное
средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством
познания. Такое овладение вносит качественные изменения во все
психические процессы и определяет взаимоотношения между ними. (А. А.
Люблинская, Н. А. Рыбников). Проблема владение языком издавна привлекала
внимание известных исследователей разных специальностей неоспоримым
остается тот факт, что наша речь очень сложна и преобразования, что
развивать ее необходимо с первых лет жизни.
В проекте затронута проблема обогащение словаря детей, так как в
дошкольном возрасте данный вид является ведущим видом деятельности.
В отечественной методики развития речи задачи словарной работы в
детском саду были определены в последнее время. На сегодняшний день
можно выделить три основных задачи по обогащению словаря у детей
дошкольного возраста:
Обобщение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребенком
слов, а так же новых знаний ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет
общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и
качеств)
Уточнение словаря, т.е. словарностилистическая работа. Овладение
точностью и выразительностью языка.
Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большого числа слов
из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения,
словосочетания.
Словарная работа включает систематическое ознакомление детей с
многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие
точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход
5 обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой
действительности: семантических связей и отношений в области лексики.
Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на
владение достаточным словарным запасом.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с
детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к
характеристике слова, его роли в языке и речи.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы,
явления, действия, и признаки окружающей действительности. В словаре
отражается содержание речи.
Развитие словаря – это длительный процесс количественного
накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и
формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарём
понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в
речи. Уровень развития словаря определяется количественными и
качественными показателями.
Словарная работа целенаправленная педагогическая деятельность,
обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. С
целью раскрытия сущности значения словарной работы с детьми, обратимся к
характеристике слова как основной единице языка.
В современной научной литературе слово рассматривается как «знак,
обозначающий результат познания». Слово является важнейшей единицей
языка. В слове кодируется познавательный опыт многих поколений. Язык как
средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами обозначаются
предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними,
отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Слово обеспечивает
6 содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается на
владение достаточным словарным запасом.
Как известно, слово выступает в трёх основных проявлениях:
«номинация», «значение», и «смысл», то есть как звуковой знак, называющий
чтолибо; как «значение», под которым понимается объективноисторическое
обобщение, понятие; на уровне «смысла», как индивидуальная добавка к
значению, эмоциональная окраска, которую приобретает слово в условиях его
индивидуального употребления (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.). Л.С. Выготский определяет «смысл» как
совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании
благодаря слову, как новую индивидуальную, эмоциональную окраску слова,
возникающую в контексте.
В первых методических исследованиях Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной,
Е.И. Радиной, посвященных вопросам освоения слова детьми дошкольного
возраста, основным содержанием было определено количественное
увеличение объёма словаря в результате обозначения словом предметов и
явлений окружающего мира на основе их целостного восприятия, то есть
предусматривалась номинация детьми объектов и активное употребление
освоенных слов. Уже в 3050 годы методистами делаются попытки прорыва к
освоению содержания слова на уровне «значения» и даже «смысла»,
указывается на необходимость знакомить детей со средствами языковой
выразительности.
Последующая научная разработка проблемы освоения дошкольниками
связана с исследованиями В.И. Логиновой и её учениками. В исследованиях
учёных этой группы было дано научное обоснование возможности и
необходимости усвоения детьми социально закреплённого содержания слова,
то есть слова на уровне «значения», раскрыт логический механизм работы над
элементарными бытовыми понятиями и направления этой работы.
7 Исходя из этого, можно определить этапы овладения словом детьми
дошкольного возраста, раскрыть обеспечивающие их психологические
механизмы:
1 этап – словообозначение (целостное восприятие предметов и
явлений);
2 этап – словопредставление (дифференцированное восприятие
предмета с выявлением его признаков);
3 этап – словозначение (обобщение на основе выделения существенных
признаков предмета).
В соответствии с указанными этапами в период 7080 годы главным
результатом словарной работы с дошкольниками считалось усвоение им
социальнозакреплённого значения слова. Достижение этого результата
осуществлялось посредством развития у детей умения выделять признаки
предметов и явлений, устанавливать их иерархию, определяя среди них
Проблема овладения
существенные для последующего обобщения.
значениями языковых единиц в онтогенезе тесно соприкасается с речевым
поведением ребёнка в различных коммуникативных ситуациях. А.В.
Запорожец считал, что необходимой предпосылкой формирования системы
языковых связей является потребность ребёнка в речевом общении,
возникающая в ходе деятельности. В итоге ребёнок переходит на новый
уровень владения словом – уровень освоения «значения».
Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в
единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы
связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так
и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико
Место слова определяется также его
семантические группы).
многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики
эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируется
8 смысловые (семантические) поля, иначе вербальные сети. Овладение словом
одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с
другими словами. В итоге дети осваивают и сами слова, и системные связи
между ними.
Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет
употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании, т.е.
в сочетании с другими словами. Поэтому формирование словаря должно
проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. В этом
случае с одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее
подходящего по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а
с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим
условием развития самой связной речи.
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в
дошкольном образовательном учреждении можно обратиться к
последовательности усвоения значения слов: а) соотнесение слова с данным
конкретным предметом; б) связь слова с определенным понятием
(обобщенное значение); в) соотнесённость слова с другими лексическими
единицами внутри лексической системы языка (В.А. Звягинцев). Усвоить
значение слова – значит, пройти все выше перечисленные этапы.
Исследования последнего десятилетия А.Г. Арушановой, Л.М. Гурович,
О.Н. Сомковой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и других позволяет раскрыть
пути и психологический механизм подведения детей к четвёртому этапу
овладения словом – к овладению его «смыслом». На этой ступени ребёнок
начинает осознавать выразительные средства языка и сознательно
использовать их в собственной речи. Возникает осознание той эмоциональной,
индивидуальной окраски слова, которая открывается ребёнку в результате
переноса значения при восприятии метафоры, полисемии и других языковых
средств выразительности. Обучение пониманию смысловой стороны слова
9 актуализирует словарный запас, который у каждого ребёнка индивидуален, и
одновременно учит выбору слов, необходимых для правильного построения
разных типов предложений, а также точности и выразительности связных
высказываний.
Указанные исследования дают основание определить время возможного
перехода детей к освоению средств языковой выразительности. Эта
возможность возникает на уровне овладения понятийным значением слова.
Именно тогда ребёнок становится потенциально способным осознавать
явления многозначности, синонимии, метафоризации.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики
позволяют выделить в словарной работе два аспекта:
1. Освоение предметной соотнесённости слов и их понятийного
содержания, которое происходит с развитием познавательной деятельности
детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений (В.И.
Логинова, В.И. Яшина, М.М. Конина).
2. Усвоение слова как единицы лексической системы, его связи с
другими лексическими единицами, которое происходит через ознакомление
детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу
использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие
смысловой стороны речи (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над
смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми
предметного, понятийного содержания слова.
Так же в трудах А.Н.Гвоздева, М.М.Кониной, Е.И.Тихеевой,
О.С.Соловьёвой, О.С.Ушаковой, В.И.Логиновой и др. прослеживаются
основные задачи словарной работы:
10 обогащение словаря детей новыми словами, усвоение детьми ранее
неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в
лексиконе;
уточнение и закрепление словаря (углублённое понимание уже
известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного
соотнесения с объектами реального мира, подбор синонимов, антонимов,
анализ многозначности);
активизация словаря (включение как можно более широкого круга
слов в речь ребёнка, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости
слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином
контексте);
устранение из речи малыша нелитературных слов (диалектов,
просторечий, жаргонов).
Таким образом, работа над словом (словарная работа), направленная не
только на расширение активного словаря, но и на формирование умений
задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические
средства в самостоятельном высказывании, является фундаментом, на
котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи в
целом.
Работа над словом является одной из важнейших в общей системе
работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка –
необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной
монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и
общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком
хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов
подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным
11 лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят
подходящих слов для выражения своих мыслей. В итоге отмечено, ученики с
богатым активным и пассивным словарём лучше решают арифметические
задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в
умственной работе на уроках.
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные
технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность
(метод проектов).
Проект (от лат.рrojectus – брошенный вперёд, выступающий,
выдающийся вперёд) – этоуникальная деятельность, имеющая начало и
конец во времени и направленная на достижение заранее определённого
результата или цели. Результатом проектной деятельности является
созданиеуникального продукта, к качеству которого предъявляются
определённые требования.
Уникальность деятельности приработе по педагогической технологии
заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и
в использовании разнообразных методических и
нетрадиционных),
педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых
навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих
усилий для достижения единой цели.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны
самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому
обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей
воспитателей.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам
реализации.
12 Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды
проектов:
исследовательский проект осуществляется исследовательский поиск,
результаты которого оформляются в виде какоголибо творческого продукта
(газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
ролевоигровые проекты проект с элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки и посвоему решают поставленные
проблемы;
информационнопрактикоориентированные:
дети собирают
информацию о какомто объекте, явлении из разных источников, а затем
реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна
группы, витражи и т.п.;
творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры
совместной деятельности участников.
Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна
и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то,
начиная с младшего возраста, используются ролевоигровые и творческие
проекты.
Кроме того, используются и такие виды проектов, как:
комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо
столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир
животных и птиц», «Времена года»;
творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду»,
«Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
13 групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный
мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,
«Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье»,
«Питание и здоровье».
Другими признаками классификации являются:
состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный,
парный и пр.);
продолжительность: краткосрочный несколько занятий, 12 недели;
средней продолжительности 13 месяца; долгосрочный до 1 года
(например, «Творчество Пушкина» на учебный год).
Основной целью проектной деятельности в детском саду является
развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по
речевому развитию. Важнейшим направлением работы педагога в новых
условиях с целью развития общения и речи детей является организация
разновозрастного взаимодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это
становится возможным в условиях организации детской проектной
деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада».
Проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать
детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную
деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять
их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том
числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный
продукт. Участие в проекте предполагает сочетание совместной со
сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей
ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом
14 индивидуальные способности и творчество, поэтому речь и общение
сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую,
музыкально
познавательноисследовательскую,
художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у
продуктивную,
воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над
развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей детей;
развитие творческого воображения детей;
развитие творческого мышления детей;
развитие коммуникативных навыков у детей.
Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование
предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
15 стимулирование желания пользоваться специальной терминологией,
ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает
как организатор детской продуктивной деятельности, он источник
информации, консультант, эксперт. Проектный метод может проходить через
все виды детской деятельности в ДОУ: игру, чтение художественной
координатор
литературы,
практикоориентированной деятельности,
индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Он
побуждает педагогов повышать свой профессиональнотворческий уровень,
что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.
Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ,
родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников
умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы,
способствует развитию познавательной и творческой активности.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих
разделов проекта.
4. Составление планасхемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской
деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают:
16 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее
актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта практическая часть.
4. Подведение итогов определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она
распределяется следующим образом по этапом проекта:
Этапы
проект
а
1. этап
2 этап
3 этап
4 этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Формулируетпроблему (цель)
(припостановки
цели
определяется
и продукт
проекта).
2.Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию
3.Формулирует задачу проекта
4. Помогает в решении задачи
5.
деятельность
6. Организует деятельность
7. Практическая помощь (по
необходимости)
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта
9.
Подготовка
презентации.Презентация
Помогаетспланировать
к
1.Вхождение впроблему
2.Вживание в игровую ситуацию
3.Принятие задачи
4. Дополнение задач проекта
5. Объединение детей в рабочие
группы
6. Распределение ролей
7. Формирование специфических
знаний, умений, навыков.
8. Продукт деятельности готовят
к презентации
9. Представляют (зрителям или
экспертам) продукт.
17 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного
обучения.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня
это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают
представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к
специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного
из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему
ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике
является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к
ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на
личностноориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном
итоге, она должна способствовать развитию индивидуальнотворческой
деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии
способствовать личностному развитию
образовательного процесса,
воспитанников,
деятельности.
обеспечить качественные результаты педагогической
18 Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том,
что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательнопоисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего
дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в
соответствии с основными линиями развития. Работая над проблемой
речевого развития, можно использовать основной критерий в работе с детьми
по развитию речевых навыков доходчивость и простота в подаче материала и
формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Для решения поставленных задач в процессе реализации проектной
деятельности используются следующие приоритетные технологии речевого
развития дошкольника:
Триз
Мнемотехника
Логоритмика
Сочинительство
Сказкатерапия
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа,
игровые, наглядные, нагляднодейственные методы, сотворчество с
экспериментальная
воспитателями,
внесение игрушек,
наблюдение,
деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ,
поощрение
анализ образца,
словесная инструкция воспитателя,
самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово,
игровые ситуации, сюрпризный момент, аудиовидеозапись, подражание
19 игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций,
художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и
индивидуальныхособенностей, изменение игрового материала, имитирование,
сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация,
анкетирование, оформление папокпередвижек, родительские собрания, Дни
открытых дверей, досуги, мастерклассы, состоит проект по развитию речи в
ДОУ.
20 Практическая часть
Проект по развитию речи на тему: «Домашние животные» для средней группы
Требования к лексическому развитию ребенка по теме проекта.
Дети должны усвоить: названия домашних животных и их детенышей, из
каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу
приносят человеку, любовь человека к животным.
Словарь ребенка должен включать слова: домашние животные, бык,
корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш,
конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать,
мяукать, рога, копыта, хвост, гривавымя, усы и т.д.
Как называется помещение, в котором живут домашние животные и
домашние птицы; Чем они питаются, Названия частей тела, чем оно покрыто;
О пользе домашних птиц и домашних животных; Для чего люди разводят
домашних птиц и животных.
Расширение словарного запаса: названия: утка, селезень, гусь, гусыня,
гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище,
хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки,
коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки,
птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло; лошадь,
конь, жеребенок, корова, бык, теленок, собака, пес, щенок, кот, кошка,
котенок, кролик, и др;
Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый,
быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие,
летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный,
острый; лохматый, пушистый, сильный, быстрый, ловкий, копытные,
красивый, острые, полосатый; действия: клевать, пить, летать, плавать,
кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать,
21 выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать,
гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться, дрессировать,
пасти.
Вид проекта: комплексный
Тип проекта: познавательноисследовательский.
Возраст детей: средняя группа
Участники проекта: Дети старшей группы и воспитатели детского сада
Длительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения проекта: с 02.03.2017 по 09.04.2017.
Цели проекта: Воспитывать гуманное отношение к живым объектам
природы через обогащение детского словаря и углубление у детей
представлений о домашних животных.
Задачи проекта:
Развитие речи, мышления, воображения, любознательности,
обогащение словарного запаса детей.
Учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей
домашних животных щенята, телята, жеребенок утенок, селезенок, гусенок,
индюшонок, котенок, крольчонок
Учить детей приёмам лепке, рисованию в изображении домашних
животных.
закрепление и расширение представлений о домашних животных,
Формировать у детей умение образовывать форму множественного
числа существительных обозначающих детенышей животных в именительном
и винительном падеже (жеребята, котята, щенята и т.д.)
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на
вопросы. Учить отгадывать загадки;
Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным,
22 Задачи к содержанию:
Учить детей наблюдать за собакой, кошкой на участке детского сада и
выявлять их особенности и повадки.
Развивать элементарные представления о домашних животных.
Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к
прочитанному.
Формировать навыки составления описательных рассказов.
Учить детей правильно воспринимать содержание произведения.
Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать
небольшие по содержанию стихотворения.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за
домашними животными;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать
навыки и умения в рисовании, лепке в изображении домашних животных;
развивать творческие способности;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой
деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение,
коммуникативные навыки;
Дать представления о потребностях животных для их роста и
развития.
Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями
их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он
создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий
(животные оказываются на улице) они могут погибнуть.
Научить детей правильному общению с домашними животными.
23 Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства
сопереживания ковсему живому, умение делать элементарные выводы и
умозаключения.
Расширять представления у детей о разнообразии домашних питомцев
(кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк).
Формирование и обогащение представления у детей об уходе за
домашними обитателями.
Ожидаемые результаты:
В результате работы по данной теме: дети усваивают, что домашние
животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
Знакомятся с различными домашними животными, к примеру, собака,
курица, корова, лошадь
У детей развивается устойчивый интерес к представителям живого
мира – домашних животных.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, с целью
укрепления заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
(Анкетирование см. приложение.
Участие в создании книжек малышек о животных.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы
для рассматривания, картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.
Содержание проекта
Этапы
проектной
деятельности
Мотивационный
этап
Форма мероприятия
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные»
для детей средней группы
24 Словарная работа: котенок, котята, клубок, ласкает,
носик, лапки, хвостик, уши, лапки цапцарапки, лобик
серенький
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные.
Собака. Кошка» для детей средней группы
Словарная работа: котенок, котята, ласкает, носик,
лапки, хвостик, уши, лапки цапцарапки, собака,
пушистая,
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные.
Корова. Лошадь» для детей средней группы
Словарная работа: копыта, корова, лошадь, гладкая,
длинный, большая, стадо
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные –
Основной этап
Основной этап
Заключительный
этап
наши друзья» для детей средней группы
Словарная работа: котенок, котята, клубок, ласкает,
носик, лапки, хвостик, уши, лапки цапцарапки, лобик
серенький, кролик, пушистый, маленький, большой,
цыпленок
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные» для детей
средней группы
Цель: закрепление характерных признаков домашних животных,
активизация соответствующей лексики.
Оборудование:
картинки из серии «Домашние животные»;
познавательная и художественная литература; продуктымуляжи, которыми
питаются домашние животные; шапочки с изображением домашних животных;
бельевые прищепки; кубик, на сторонах которых нарисовано от 1 до 3 точек
(они будут обозначать количество слогов в словах); «жетоны эмоции»
«веселый» и «грустный»; музыкальный центр; диск с записью голосов
домашних животных; муляж или картина с изображением скотного двора;
25 коврики для релаксации и диск с релаксационной музыкой; колючие коврики
для массажа стоп; паровозик с тремя вагонами (для определения места звука
в слове); «волшебная» палочка; «волшебный» мешочек; дидактическая игра
«Загадочный цветок»; флажки синего и зеленого цветов; посылка с письмом
от пастуха.
Выставка книг на тему домашних животных.
Ход занятия:
1.
Организационный момент
Цель: Развивать артикуляционный аппарат
Ребята, посмотрите, я вам предлагаю вот этот макет заполнить
рисунками и аппликациями о домашних животных. В течение всего проекта
мы будем с вами заполнять этот макет.
Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка. Имитация движений
домашних животных (Кошка умывается; Лошадь жует траву; Собака
рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко; Лошадка – с опорой
на картинки)
А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])
Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее!
(лалала, лололо, лылылы и т.д.)
Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали?
(Домашних)
Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с
чжэеловеком, о них заботится человек…)
Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
1
Игра «Отгадай, какое это животное и назови его семью»
Знать:какие действия могут совершать домашние животные, как
называются члены «семьи» домашних животных, уметь группироваться в свою
«семью», правильно называя всех членов «семьи».
26 Цели: развивать внимание, память, расширять и активизировать словарь
по теме.
Кто хрюкает, роет ямы…?(свинья, поросенок, кабан)
Кто блеет, бодается…?
А теперь сами загадайте такую загадку про… кошку. Что она делает?
(Мяукает, царапается…)
Про корову…(Мычит, жует, ходит…)
3.Игра «Умный кубик»
Знать: способы деления слов на слоги, объяснить выбор.
Цели: развивать умение делить слова на слоги; развивать речь,
внимание, память, воспитывать внимательное отношение к установкам
педагога.
Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах кубика нарисованы
кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту картинку, с
изображением домашнего животного, в названии которой столько слогов,
сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ. (В слове корова 3
слога и т.п. слова: собака, коза, курица, корова, лошадь).
4.Игра «Флажки»
Знать: названия домашних животных.
Цель:развитие фонематического слуха.
О ком мы говорим на занятии? (о домашних животных).
Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть
такое животное поднимите зеленый флажок, если нет синий.
(бананбаран, овсаовца, пыкбык, косакоза, кодкот)
5.Самомассаж с прищепками + массаж ступней.
Цель: развитие мелкой и общей моторики.
Котенокглупыш.
Кусается сильно котенокглупыш,
27 Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться скажу тебе «кыш»!
(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками,
начиная с мизинца и обратно.Сначала на одной руке – потом на другой)
(под ногами лежат колючие коврики дети сидят или стоят без
обуви)
6. Игра «Угадай, кто, как кричит?».
Знать:какие звуки издают домашние животные, уметь по звукам
определять кто, как кричит.
Цели:развивать фонематический слух, воображение, память, внимание.
Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать
его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому
просит нас послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних
животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем.
(голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи).
7. Игра «Паровозик»
Цель: уметь определять позицию определенного звука в слове,
развивать фонематический слух.
К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона. Первый вагон
– начало слова, второй – середина, третий – конец слова. Вы берете картинку
с изображением животного, называете ее. А я задаю вам звук, место которого
вы должны определить в слове. Картинку с изображением животного
вставляете в тот вагон, который обозначает место звука в слове. Скажите, где
слышен звук ...? В начале, в середине или в конце слова? коРова, Лошадь,
баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Звук [Р] в слове корова слышен в
середине слова и т.д.)
8. Дидактическая игра «Загадочный цветок».
28 Цель:уметь различать на слух твердые и мягкие звуки [ЛЛ], развитие
фонематического слуха, памяти, внимания.
Назовем животных изображенных на лепестках цветов. Если в слове
слышен мягкий [Л], то лепесток приклеим к зеленой серединке, а если
твердый, то к синей. (После игры лепестки переворачиваются к детям цветной
стороной).
9. Дидактическая игра «Кто, где стоит, лежит?»
Знать: предлоги на, под, за, около, у, в.
Цели:уметь составлять предложения с данными предлогами.
Муляж или картина с изображением скотного двора.
(Ребенок берет картинку с изображением животного, или его фигурку,
прикладывает ее к изображению скотного двора и составляет предложение,
используя заданные предлоги – «Корова ОКОЛО забора; свинья стоит ЗА
кормушкой» и т.д.)
10. Заключительная часть
Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных).
В какие игры играли?
Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в
лес? (они погибнут)
Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).
Ребята, выберете «жетоны эмоции». «Веселую», если вам
понравилось, как вы работали на занятии, «грустную» если, чтото не
понравилось.
Ребята я вам на дом задаю задание, которое вы с родителями сделаете.
Нужно сфотографировать и принести фотографии домашних животных.
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные. Собака.
Кошка» для детей средней группы
29 Цель: учить детей составлять описательный рассказ посредством
моделирования.
Задачи:
•связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их
внешнего вида, используя модели;
•словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и
состояние
существительными в роде и числе;
(глаголы);
учить согласовывать прилагательные с
•звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков
[у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] [с’],
выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении
терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
Развивать нагляднообразное мышление в процессе работы с моделями.
Прививать правила хорошего тона,выслушивая ответы друг друга,
неперебивая, воспитывать любовь к животным.
Материал:игрушки – кошка, собака
Ход занятия: Давайте поиграем с нашими пальчиками.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я
Ребята, а вы любите загадки. Ответ детей: да. –Тогда слушайте
внимательно мою загадку. Острые ушки, На лапках подушки, Усы как
щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на
охоту ходит. (Кошка)
Правильно ребята, молодцы. Интересно, а как вы догадались, что это
кошка? Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришла кошка. Скажите,
это взрослая кошка или котенок? Что она любит кушать?
30 Дети замечают игрушку, рассматривают ее и отвечают на вопросы
воспитателя. Активизируют необходимые знания. Что умеет делать кошка?
Если мы погладим кошку, что она будет делать?
А что делает кошка, когда видит мышку?
Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать?
Послушайте, как я произнесу слово: коошшкаа. Повторите его со
мной так же.
Теперь Рома скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет
звучать слово у Ромы.
Ответы детей: Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко. Мурлыкать,
выгибать спину. Тихонько подкрадывается, ловит, бежит. Играть,
подпрыгивать, хватать.
Ребята отгадайте еще одну загадку.
Кто там очень громко лает, Никого в дом не пускает, Злая видимо,
однако, Ведь зовут её –(Собака) –Молодцы ребята, правильно это собака.
А Ваня повторит нам, что делает кошка.
Вспомним слова, которые вы назвали.
(Воспитатель берет собаку).
Кто это?
Послушайте, как звучит это слово: сссоообааакааа. Карина,
произнеси это слово так, как я.
Посмотрите, какая она красивая! Уши у нее... длинные нос... черный,
глаза... блестящие, лапы... толстые, шерсть... мягкая, пушистая.
Ребята, что умеет делать собака?
(На игрушке демонстрируется движенияподсказки)
Что делает собака, когда видит кошку? Хочет поймать, бежит за ней,
лает, ловит.
31 А когда собаке дают мясо, что она делает? Подпрыгивает, служит,
радуется, виляет хвостом, ест.
Ребята я вам на дом задаю задание, которое вы с родителями сделаете.
Нужно сделать рисунки домашних животных: собаку или кошку. Выбираете
сами своего домашнего животного.
Занятие по развитию речи на тему «Домашние животные – наши друзья»
для детей средней группы
Цель: продолжать формировать у детей представления о многообразии
животного мира.
Задачи:
Закреплять умение классифицировать животных домашних.
Различать и называть их представителей. Узнавать животных по
изображению и словесному описанию.
Используя игровые ситуации, приобщать детей к организации
собственного досуга, способствовать их творческому развитию.
Предварительная работа: беседы с детьми о жизни домашних животных;
рассматривание иллюстраций о животных; чтение художественной
литературы о жизни домашних животных.
Оборудование: большие и маленькие предметные картинки с
изображениями взрослых животных и их детёнышей
Ход занятия:
Организационный
1.
Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам. Давайте
поздороваемся.
Придумано кемто просто и мудро
При встречи здороваться «Доброе утро».
«Доброе утро солнцу и птицам!
32 Доброе утро улыбчивым лицам!».
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята, я утром получила письмо. Вот оно. Давайте откроем его и
посмотрим что там! (открывают письмо и читают).
«Дорогие ребята! Я сейчас нахожусь в гостях у бабушки в деревне:
играю, гуляю, отдыхаю. Бабушка попросила меня покормить её домашних
животных, но я не знаю, как это сделать. Помогите мне, пожалуйста.
Буратино.
Буратино нужна наша помощь! Я предлагаю отправиться в деревню к
бабушке и помочь ему. Кто со мной?
Ой, а чем же мы доберемся туда? (на чем сможем доехать?)
(ответы детей)
А давайте отправимся в деревню на поезде! Чтобы наше путешествие
было веселым и интересным, вам предстоит выполнить некоторые задания.
Прежде чем нам сесть в поезд, давайте с вами отгадаем загадку
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это … (Кот)
следующая загадка, слушайте внимательно.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
Кто скажет, кто это? (собака).
А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
33 (Дети встают за воспитателем и змейкой следуют друг за другом)
«Двери закрываются!
Шшшшшшшшш.
Застучали колеса:
Тактактактактак».
Мы с вами приближаемся к лесной полянке. Давайте сделаем
остановку?
Ярко светит солнце, синее небо над головой, земля покрылась молодой
зеленой травкой, появились первые цветы.
А вот и наша остановка. Смотрите, а Буратино нас уже встречает.
Здравствуй, Буратино.(здороваются)
Ну, а теперь пора покормить домашних животных.
(дети подходят к столу, на котором стоят силуэты домашних
животных)
Ребята, какие животные живут у бабушки в деревне?
(корова, коза, собака, лошадь, свинья)
А почему эти животные называются «домашними»?
(потому что они живут у нас дома, за ними надо ухаживать)
На столе рядом с домашними животными лежат картинки с
изображением корма (трава, капуста, косточка, сено, свекла).
Ребята, животные едят строго определенный корм. Разложите
картинки правильно, чтобы каждое домашнее животное получило свой корм.
(вопросы к детям)
А кто мне скажет, какого животного у бабушки не хватает?
Правильно кота.
Чем же питается кот? (мышей, молоко)
Ребята, вспомните, что вы делали дома с родителями?
34 Правильно, делали аппликацию и рисовали своего любимого домашнего
животного. Я вам предлагаю, рассказать, что вы изображали на своих
картинках. Например: на моем рисунке изображен кот, он серого цвета,
грудка белого цвета. Любит молоко и колбасу.
Следующее, расскажите, что вы изображали в аппликации по своим
домашними животные. Что изображено на картинке? Каким размером? Какой
окраски? Что любит делать? Что любит кушать?
Молодцы ребята, мне очень понравились ваши работы, я надеюсь и
гостям они тоже очень понравились.
Ребята, Буратино очень рад, что вы помогли накормить бабушкиных
домашних животных, он говорит вам большое спасибо. А теперь нам пора
возвращаться обратно.
Ребята, вы с родителями делали домашнее задания, давайте наш макет
заполним до конца вашими работами. Я вам буду показывать рисунки, а вы
будите мне говорить, чья это работа. После этого мы заполняем с вами наш
макет.
«Двери закрываются!
Шшшшшшшшш,
Колеса застучали:
Тактактактактак».
До свиданья.
35 Обоснование способов оценки качества методической разработки и
показателей успешности её реализации
Метод
Методи
Цель
Диагност
Обработ
Форма
замер
источник
диагно
стики
ка
Диагнос
тики
(названи
е, автор,
возраст,
использ
уемых,
источни
к)
Анкети
ровани
Арефье
ва
е
Лариса
Николае
вна д/с,
для
средней
группы,
воспита
тель,
ребята
диагно
стики
ические
показател
и
ка
результа
тов
(уровни,
проведен
ия
диагности
ки
шкалы и
др.)
(группова
я,
индивиду
альная),
время
проведен
ия
индивиду
альная
Для 1 и
2 замера
Интернет
ресурс:
словарь и
граммати
Подсчит
ывается
ка
процентн
ое
Время
проведен
соотноше
ние по
ия:10
минут
каждому
фактору,
определя
ется
доминир
ующий
36
http://nsp
ortal.ru/de
tskiy
sad/okruz
hayushchi
y
mir/2012/
08/24/met
odika
diagnostik
i
igrovykh
Выявле
ние
уровня
речевог
о
развити
я детей
среднег
о
дошкол
ьного
возраст
а umeniyu
detey
starshego
Выбранная методика и методы соответствуют предъявляемым
требованиям, и позволит исследовать особенности детского развития речи
среднего дошкольного возраста, а так же сопоставление двух результатов
двух конкретных замеров. К среднему дошкольному возрасту у ребенка
накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики
(словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком),
увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных
(антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение
количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений
одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно
важно, поскольку связано с полным осознанием детьми семантики слов,
которыми они уже пользуются.
В среднем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший
этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка.
Возрастает удельный вес простых распространенных предложений,
сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается
критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей среднего дошкольного
возраста является активное освоение или построение разных типов текстов
(описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи
дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри
предложения, между предложениями и между частями высказывания,
соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
37 Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи средних
дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного
языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности,
регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это
родительный падеж множественного числа имен существительных,
согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И,
конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных
синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению
слов в предложении и связи предложений между собой при составлении
связного высказывания.
Основные недостатки в развитии связной речи — это неумение
построить связный текст, используя все структурные элементы (начало,
середина, конец), соединять части высказывания.
Речевые задачи по отношению к детям среднего дошкольного возраста
включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется
каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.
Словарь
Выявляются умения:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные
по смыслу слова к речевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей
речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние
животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок,
38 корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена
существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного
наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат,
жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Так же можно сделать вывод о деятельности выбранных методов
коррекции развития речи детей. Для проверки уровня речевого развития
детей среднего дошкольного возраста широко используется наглядность
(предметы, картинки, различные игрушки).
39 40 Список литературы
1.
Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста: книга для воспитателя. – М: Просвещение, 2008. 190
с.
2.
Коник В.И. Развитие словаря среднего дошкольника. Киев,
2007. 20 с.
3.
Медведева Т.А. Познавательная деятельность старших
дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. № 8. С. 2226.
4.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Развитие речи, М.: Академия,
2006. – 324с.
5.
Алексеева М.М., Яшина Б.И., Иваненко А.П. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников, М.: Издательский центр
«Академия», 2010. 400 с.
6.
Аркин Е.А. О семейном воспитании, М.: Олмапресс, 2008. –
264с.
7.
Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого
развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и
младших школьников, М.: Институт национальных проблем образования
МОРФ, 2008. – 640с.
8.
Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного
возраста. Издво Комсом.наАмуре гос. пед. инта, 1996. 29 с.
9.
Бавыкина Г.Н. О некоторых аспектах работы по овладению
детьми дошкольного возраста смысловой стороны слова.// Умственное
воспитание дошкольников. Тезисы докладов к конференции по вопросам
умственного воспитания детей. Хабаровск, 1974.
10. Болотина Л.Р., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика. М.: Луч,
2004. – 206 с.
11. Бондаренко А. М. Словесные игры в детском саду / А. М.
Бондаренко. М.: Просвещение, 1984. – 136 с.
12. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение,
2009. – 225.
13. Булгачук Р.Е. Логопедия, Мн: Вышэйшая школа, 2005. – 205с.
41 14.
Варейко Р.А. Творческое мышление дошкольника, М: Аверсэв,
2006. – 374с.
15.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном
возрасте. – М: Просвещение, 2011. – 234 с.
16.
17.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2005.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада, М.: Просвещение, 2002. 145 с.
18.
19.
20.
Гербова В.В. Развитие речи, М.: Просвещение, 2004. – 207с.
Гербова В.В. Речевые нарушения, М.: Гардарика, 2006. – 490с.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ /
Е.С.Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64
21. Жинкин Н.И. Исследование внутренней речи по методике
центральных речевых помех // Изв. АПН РСФСР, 2012, вып. с. 113.
22.
Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные
психологические труды в 2х томах. М.:Учпедгиз, 2009. 523 с.
23.
Зимняя И.А.
Дону:Феникс,1997. 480с.
Педагогическая психология.
Ростовна
24. Конспекты занятия по обучению пересказу с использованием
опорных схем. Средняя группа. Учебнометодическое пособие. – М., Центр
педагогического образования, 2008. – 80 с.
25. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию, М.: Просвящение, 2008. – 128 с.
26. Лексические темы по развитию речи детей 34 лет: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
27. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности в ходе
общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии №4 – 1982.
28. Логинова В. О развитии словаря // Дошкольное воспитание №9 –
1967.
29. Ляховская Ю.С.
Активизация словаря детей старшего
дошкольного возраста, Диссерт. Канд. Пед. Наук. М.,1968.
30. Макаренко А.СТеория воспитания, М.: Просвещение, 1984. –
308 с.
31. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И.
Максаков. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
42 32. Максаков, А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова.
М. : Просвещение, 1983. – 145 с.
33. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П.
Федоренко [и др.] ; под общ.ред. Л. П. Федоренко. – М., 1984. – 240 с.
34. Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно
методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 80с.
35. Павлов И.П. Речевая деятельность, М.: Олмапресс, 2000. – 264с.
36. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / под ред. Н. С.
Старжинской. – Мн.: Народная асвета, 2004. – 272 с.
37.
Развитие речи
рекомендации,
конспекты образовательной деятельности,
детей 45 лет: программа, методические
игры и
упражнения /авт. – сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – 2е изд., дораб. – м.:
Вентана–Граф, 2014. – 192 с.
38.
Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А.
Сохина. М.: Просвещение, 2001. – 223 с.
39. Слепович Е.С. Исправление речи у детей, Мн.: Народная асвета,
2001. – 163с.
40.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
41. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, Мн.: Книжный
дом, 2003. – 344с.
42. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания, т. 1, Соч., т. 8,
М., 1950
43. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в
раннем возрасте // Изв. АПН РСФСР №3 1948, вып. 13.
44. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры//
Психологическая наука и образование – 1996 №3.
45. Яшина В. И. Некоторые особенности развития словаря детей
пятого года жизни (на48 материале ознакомления с трудом взрослых):
автореф. дис... канд. пед. наук, М., 2009. – 72с.
43 44 Диагностика для детей среднего дошкольного возраста
Автор: Арефьева Лариса Николаевна
Анкета направлена на обогащение словарного запаса детей среднего
Приложение 1
дошкольного возраста.
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это
игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному
(глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка
ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.).
Ручкой можно... (писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
45 3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу.
Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный,
оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не
просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел
невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по
смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он
не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу
(антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы,
спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У
зайца много... (зайчат).
46
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.