Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования
Оценка 4.7

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
08.09.2019
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования
Представленный материал раскрывает степень актуальности и важности использования проектной деятельности в начальной школе. Рассказывает об условиях, которые необходимо создать педагогу для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности учащихся. Транслирует опыт использования проектной деятельности на примере организации группового проекта "Наш класс". Может быть рекомендован учителям начальных классов для проведения внеурочной деятельности.
Михальченко И.В., статья.doc
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования Михальченко Ирина Владимировна Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62», г. Новокузнецк                        В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено: «Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному   поведению,   способные   жить   и   успешно   работать   в   условиях информационного   общества   и   инновационной   экономики,   опирающиеся   на   общественно признанные   национальные   и   мировые   ценности».   В   настоящее   время   наиболее распространённой формой подготовки к продуктивной общественно­значимой деятельности людей   в   самых   различных   сферах   являются   проекты.   В   системе   начального   общего образования они получили широкое распространение.             Цель проектной деятельности в начальной школе: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.             Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая существенно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систематических знаний. Ведь основным результатом выполнения проекта является получение определённого «продукта», который должен быть представлен другим людям. Эта особенность   проектной   деятельности,   её   направленность   на   получение   практического результата,   наилучшим   образом   отвечает   задаче   формирования   и   развития   готовности   и способности   к   разрешению   проблем   и   проблемных   ситуаций,   т.е.   реализации   одного   из существенных требований нового стандарта.              Процесс реализации проекта, включающий в себя три основные стадии: разработку замысла,   его   реализацию   и   представление   готового   продукта,   ­   хорошо   соотносится   с задачами   формирования   регулятивных   универсальных   учебных   действий,   с   задачей формирования и развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. В ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения. Реализация групповых проектов, требующих совместной деятельности учащихся, создаёт необходимые предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству.             Выполнение любого проекта допускает использование ИКТ – для сбора и обработки информации,   для   оформления   результатов   проекта,   поэтому   возможно   оценить   и   ИКТ­ компетентность школьников. Таким образом, организация проектной деятельности способствует достижению требований к подавляющему   большинству   личностных   и   метапредметных   результатов.   Её   правильная организация позволяет достигать значимых педагогических эффектов.              Проекты в начальных классах – это нелегко, но всё­таки возможно. Чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности, важно:  Провести   подготовительную   работу.   Приступая   к   работе,   ученик   должен   владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта.  Учитывать   возрастные   и   индивидуальные   особенности   учащихся.   Нужно   помнить: интерес к работе и посильность во многом определяют успех.  Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. Для этого нужно ещё на старте грамотно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Работа по реализации проекта строится по следующим направлениям: 1) определение задания проектного типа (формулировать их следует, с одной стороны, достаточно конкретно, с указанием необходимых элементов, которые должны быть отражены в работе, но в то же время так, чтобы у детей была возможность свободно интерпретировать задание); 2) рекомендации   учащимся   по   выполнению   работы   (как   и   в   каком   порядке   следует выполнять работу, о чём нужно помнить); 3) подготовка информационного материала (ссылки на рекомендуемые источники, книги, статьи, иллюстрации и т.п.); 4) необходимое   учебное   оборудование,   материалы   и   инструменты   (бумага,   клей, ножницы, фломастеры, компьютеризированные рабочие места, принтер, фотокамера и т.д.); 5) инструментарий для оценки проектной деятельности (для учащихся и учителя). Пример организации группового проекта «Наш класс» 1. Задание проектного типа. Выполните и представьте классу проект «Наш класс». Вы можете рассказать о своих друзьях­одноклассниках,   или   о   каких­то   интересных   событиях,   или   о   том,   как   проходят уроки, или о своём любимом учителе, или о чём­то ещё, по вашему выбору. Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие: 1) заголовок «Наш класс» и подзаголовок, уточняющий выбранную вами тему; 2) небольшой текст (от 10 до 20 предложений) по выбранной теме; 3) иллюстрации к тексту (фотографии или рисунки) и подписи к ним; 4)  воспоминания  или  мнения   2­3   ваших   одноклассников   и   вашего   учителя,  о   тех событиях или о тех людях, о которых идёт речь в вашем тексте; 5) небольшое стихотворение, созвучное выбранной вами теме. 2. Рекомендации учащимся по выполнению работы. Советы по выполнению проекта 1)     Обсудите   и   выберите   тему   своего   проекта,   форму   его   представления   ­     плакат   или компьютерную презентацию. 2)   Составьте сначала каждый свой, а затем, после обсуждения – общий план выполнения работы.   Распределите   между   собой   обязанности   по   подготовке   плаката   или   презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию (табл.1). Таблица 1 Пример листа планирования и продвижения по заданию Проект «Наш класс» Тема, выбранная группой______________________________________________ Форма представления результата проекта. Отметьте «галочкой» выбранную вами форму: а) плакат; б) компьютерная презентация. Начало работы___________________   Окончание работы___________________ Состав работ Кто выполняет Отметка о выполнении (+ или ­) 1. 2. 3. 3) Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте то, что выполнено в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20­25 минут. 4) Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили. 5) Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. 6) Выслушайте отчёты других групп. 7) Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. 8) Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки. Пример листа самооценки Проект «Наш класс» Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.  Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? а) Да, все работали одинаково. б) Нет, работал только один. в) Кто­то работал больше, а кто­то – меньше других.  Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? а) Работали дружно, ссор не было. б) Работали дружно, спорили, но не ссорились. в) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.  Тебе нравится результат работы группы? а) Да, всё получилось хорошо. б) Нравится, но можно было бы сделать лучше. в) Нет, не нравится.  Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке «крестиком». Я сделал очень много, без меня работа не получилась бы. Почти всё сделали без меня. 3. Информационный материал. Предлагается подборка стихотворений о школе, классе, а также подборка фотографий – из классного архива и принесённых детьми. 4. Необходимое учебное оборудование, материалы и инструменты. Необходимо   предоставить   детям   для   работы   ватманы,   цветную   бумагу,   клей,   ножницы, простые   и   цветные   карандаши,   фломастеры,   компьютеризированные   рабочие   места, фотокамеру, принтер. 5. Инструментарий для оценки проектной деятельности (для учащихся и учителя). Для учащихся: лист планирования и продвижения по заданию; лист самооценки. Для учителя: листы наблюдений за ходом выполнения проекта. Сформированность регулятивных и коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и использования ИКТ фиксируется по следующим параметрам: 1. регулятивные навыки:    как   осуществляется   планирование   работы   –   совместно,   единолично,   одним­двумя членами группы, или оно отсутствует; как идёт исполнение работы – по плану, стихийно, есть ли дети, не включённые (не включившиеся) в работу группы; осуществляется ли контроль за ходом работы, за качеством её выполнения; 2. коммуникативные навыки, навыки сотрудничества:    сотрудничают ли дети, распределяют ли обязанности; как они общаются, есть ли ссоры, споры, как разрешаются конфликты; как представляют результаты работы; 3. ИКТ­компетентность: используют ли инструменты и средства ИКТ, какие и как. Список литературы: 1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? ­  М.: Первое сентября, 2010 2. Воронцов  А.Б.  Проектные   задачи   в  начальной  школе:  Пособие   для  учителя.   –  М.: Просвещение, 2011 3. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших   школьников.   – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019