Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
Иконка файла материала Проектная деятельность.docx
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”. Бернард Шоу «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица. Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие   его   личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей,   на развитие   у   учащихся   ключевых образовательных   компетентностей,   таких,   как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.     Изучение   модуля   «Основы   православной   культуры»   предполагает использование   системы  современных методов   и   технологий  обучения,   не противоречащих   сущности духовно­нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.  Проект  –   это   специально  организованный   учителем  и  самостоятельно выполняемый   учащимися   комплекс   действий,   где   они   могут   быть самостоятельными  при   принятии   решения   и  ответственными   за   свой   выбор   и результат труда, создание творческого продукта.  Осуществление   проектов   на   уроках   «Основы   православной   культуры» помогает достичь цели курса: духовно­нравственного развития младшего подростка посредством   его   приобщения   к   российской   духовной   традиции.   Работая   над проектами,   учащиеся   знакомятся   с   традиционными   морально­нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа. Проектные технологии     В       основе     проектных   технологий   лежит   активная   познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских   и   творческих   способностей,   умения   ориентироваться   в   ин­ формационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников.   В   процессе   планирования   и   самостоятельного   выполненияопределенных   практических   заданий   в   рамках   проекта   учащиеся   приучаются   к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.       Виды проектной деятельности По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов: —   исследовательские   –   напоминающие   научное   исследование.   Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы   с   характерными   для   любой   научной   работы   методами   исследования (определение     задач   исследования,   выдвижение   гипотезы,   ее   последующая проверка); —   прикладные   –   нацеленные   на   получение   конкретного   результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком­либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые ­  направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.  Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.). Примерная тематика  проектов, исследований учащихся   Добро и зло в народных сказках   Россия – наша Родина  Духовно­нравственные ценности в пословицах народов Сибири  Национальные костюмы народов Сибири  Православные традиции в нашей семье, «семья – малая церковь»  Православный храм, внутреннее строение и убранство храма        Памятники духовной культуры в моем городе .  Правила поведения в храмах   Православная молитва  Религиозные праздники в Сибири.  Жизнь Иисуса Христа  Традиции и ценности моей семьи.   Святые Сибири.   Картина и икона Проектная деятельность групповых занятий для младших школьников  Метод   проектов   –   это   система   учебно­познавательных   приёмов,   которые позволяют   решить   ту   или   иную   проблему   в   результате   самостоятельных   и коллективных   действий   учащихся   и   обязательной   презентации   результатов   их работы.Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей,   с   одной   стороны,   использование   разнообразных   методов,   с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще  рассматривают  как  систему  обучения,  при которой  учащиеся  приобретают знания   и   умения   в   процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   и последовательно усложняющихся практических заданий ­ проектов.  В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,   проявлять   компетенцию   в   вопросах,   связанных   с   темой   проекта, развивать   критическое   мышление.   Этот   метод   всегда   ориентирован   на самостоятельную   деятельность   учащихся   –   индивидуальную,   парную   или групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение   определенного   отрезка времени.   Результаты   выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика  – это возможность     творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя  – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Работа   по   методу   проектов   предполагает   не   только   наличие   и   осознание какой­то   проблемы,   но   и   процесс   ее   раскрытия,   решения,   что   включает   четкое планирование  действий,  наличие  замысла  или  гипотезы  решения  этой  проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Тематика проектов может   касаться   какого­то   теоретического   вопроса   учебной   программы   с   целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.   Чаще,   однако,   темы   проектов   относятся   к   какому­то   практическому вопросу,   актуальному   для   практической   жизни   и,   вместе   с   тем,   требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого   мышления,   исследовательских   навыков.   Диагностика   уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.     Так   как   вся   наша   жизнь   ­   череда   различных   проектов,   то   задача учителя   научить   ребёнка   планировать   и  успешно   реализовывать   свои   жизненные проекты.Проектный  материал для групповых занятий в третьем классе Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, Чудотворец,              Здравствуйте, дорогие дети. Сегодня у нас занятие по основам православной культуры.  На   прошлом   занятии   мы   с  вами   рассматривали   материал   собранный вами о святителе Николае Чудотворце.  Мне хотелось бы задать вам такой вопрос:  ­ Какие черты характера людей нравятся вам больше всего?     Ученики:        ­ доброжелательность,      ­ доброта,      ­ милосердие,      ­ бескорыстие,      ­ любовь к ближнему,      ­ жертвенность.    Учитель : Хорошо. Скажите, живущий на земле человек может быть безгрешен и обладать   только   хорошими   качествами   характера?   Правильно,   нет!   Люди, живущие на земле, имеют первородный грех. Мы должны работать над тем, чтобы воспитывать в себе только хорошие качества характера. А вот все перечисленные качества называются добродетелями. И этими добродетелями обладают избранные Богом   и   называются   они   святыми.   Сегодня   мы   говорим   о   святом   Николае Чудотворце, архиепископе Мирликийском.                     На   доске   вы   видите   список   иконы   Святителя   Николая   Чудотворца. Посмотрите, какое благородное лицо у этого святого, его лик светится добротой и лаской, любовью к людям.  "Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого,   усовершался   и   становился   лучше,   и   всякий,   чья   душа   была отягощена каким­нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на негообретал   утешение.   От   него   исходило   некое   пресветлое   сияние,   и   лик   его сверкал более Моисеева" (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).         Сейчас вы послушаете рассказ об этом удивительном Человеке, который своей жизнью и деяниями, чудесами по воле Бога заслужил любовь многих народов.         Конец  III  века   от   Рождества   Христова.   К   Средиземному   морю   спускаются уступами горы Ликии, в прибрежной долине, при гавани, стоит город Миры. В храме   архиерей   возводит   в   сан   пресвитера   (священника)   молодого   диакона   с кротким и серьезным лицом. И внезапно, точно прозрев (увидев) что­то вдали, говорит ему: «Будешь ты, Николай, благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности». И с этого момента началась   у   молодого   священника   жизнь   служителя   людям.   Он   вел   строгую подвижническую жизнь. Беспрерывное бодрствование, пост и молитва приближали его к бесплотным духам, так что всем казалось, что это уже не человек, а ангел во плоти. По глубокому смирению Святой Николай свои духовные подвиги совершал наедине, всячески стараясь не выставлять их напоказ.           Николай Угодник родился в городе Патары в Малой Азии, в семье богатых благочестивых родителей. Они дали ему имя при крещении Николай ­ победитель народа. И уже этим указывалось, что ему в своей жизни много придется победить людской злобы. И он выбрал жизнь служению Богу, стал борцом за души людей. После   своей   смерти   родители   оставили   своему   единственному   сыну   богатое наследство. И ни в каких других руках богатство не могло быть употреблено с большей   пользой,   чем   в   руках   святого   Николая.   Его   рука   была   открыта   для подаяния всякому нуждающемуся. Он не старался умножить богатство, так как правильное употребление земного богатства он видел в оказании помощи нищим. Он всегда помнил заповедь Христову, что подающие милостыню нуждающимся, подают ее самому Иисусу Христу и тем приобретают себе богатство на небесах. Вот случай о милости Божией и милосердии Николая Угодника.          Некий житель города  Миры, обнищав и отчаявшись, задумал продать в рабство трех дочерей­красавиц, и на эти деньги поправить свое положение. Но когда он уже сговорился с торговцем о продаже старшей дочери, глухой звон разбудил его ночью. На полу хижины под окном лежал кошелек с золотом! Горожанин накормил семью, расплатился  с долгами,  выдал  замуж  старшую   дочь.  Но  нужда  одолела снова,  и  вновь   пошел  он  к   работорговцам  предлагать   в  рабыни  среднюю   дочь. Снова   кто­то   кинул   в   окно   хижины   кошелек   с   червонцами   и   спас   девушку.   В третий   раз   бедняк   решил   подстеречь,   узнать   своего   спасителя.   Тихие   шаги послышались ночью под окном. Глухо звякнуло золото. Хозяин хижины выбежал, схватил   уходящего   незнакомца   за   полу   плаща.   Перед   ним   стоял   Николай   ­ молодой священник.   ­ Из праха подымаешь бедного, отче! ­ заплакал спасенный. ­ Одну душу спасаешь от рабства, другую ­ от греха!   ­ Не буди горожан, брат, ­ смутился священник, – и оставь это дело в тайне, прошу тебя!Он   благословил   бедняка   и   поспешно   ушел.   А   тот,   глядя   вслед,   шептал изумленно:   «Поистине   он   старается   утаить   свои   добрые   дела   тщательней,   чем другие свои злодеяния!». Это было первое чудо священника Николая.       Вскоре   священник   Николай   стал   архиепископом   в   Мирах   Ликийских.   Он помогал всем, даже тем людям, которые его не знали и не видели, но обращались к нему с просьбами о помощи и с верою в его помощь. Закон Божий был для него законом жизни, и была велика готовность святого Угодника Божия помочь людям в несчастных случаях их жизни. Сейчас один из вас продолжит рассказ о другом чуде Святителя Николая. Ученик:   Однажды один корабль, плывший из Египта, подвергся страшной буре,   сильный   ветер   изломал   все   снасти,   изорвал   паруса,   волны   почти   совсем затопили судно. У корабельщиков уже не осталось никакой надежды на спасение, но,   к   счастью,   кому­то   пришла   спасительная   мысль   обратиться   с   молитвою   о помощи к святому Николаю, скорому помощнику всех, находящихся в беде, хотя они   даже   не   видели   его   никогда,   а   только   слышали   о   нем.   После   молитвы, обращенной к нему, он немедленно появился на корме корабля, и со словами: «вызывали меня, и я пришел к вам на помощь, теперь не бойтесь» начал править судном. По воле Угодника Божьего ветер стих, и на море наступила тишина. После этого   образ   святого   исчез.   Судно   благополучно   достигло   города   Мура. Корабельщики, движимые чувством глубокой благодарности, пришли, чтобы лично поблагодарить   святого.   Встретив   шедшего   в   церковь   Угодника   Николая,   они припали к его ногам и принесли ему самую искреннюю благодарность. Дивный Угодник   Божий,   спасший   их   от   телесной   беды   и   смерти,   захотел   по   своему милосердию   избавить   их   от   духовной   смерти,   от   грехов.   Своим   прозорливым взглядом   он   увидел   у   них   много   грехов.   Он   сказал   им:  «Необходимо   строго сохранять   душевную   и   телесную   чистоту,   так   как,   по   учению   Апостола Павла, вы храм Божий, и дух Божий живет в вас», дал им совет о спасении души и с благословением отпустил домой. Учитель:  Бесчисленными чудотворными делами Николай Угодник все более приобретал известность. Имя его призывали и жившие в дальних краях, и не только верующие,   но   и   неверующие,   и   святитель   неизменно   оказывал   чудную   помощь всем,   искавшие   его.   Слово   же   его,   выражавшее   чисто   отеческую   любовь   к ближнему   и   вместе   с   тем   нечеловеческую   мудрость,   действовало   неотразимо: поучал он не столько словами, сколько делами, имеющими как бы Божественную силу и значение. И если кто встречал взгляд святого, становился лучше и чище.  ­ А теперь давайте разберемся, почему же Николай Чудотворец так чтим на Руси? Вспомним,   что   вера   православная   пришла   к   нам   с   Византии.   И   именно греческие   монахи   принесли   на   Русскую   землю   весть   о   Николае   Чудотворце. Несмотря на то, что на Руси люди не знали его, помощь приходила всегда, когда еепросили. В конце XI века плыл киевлянин с женой и сыном – младенцем ­ на ладье в ближний Вышгород. Мать замешкалась, ребенок выпал у нее из рук и скрылся под водой. Тогда упали несчастные родители на колени и закричали: «Яви чудо, Никола Милостивый!». Но молчали небеса, и только плескались волны. А на следующее утро пономарь собора Святой Софии Киевской, отпирая храм на рассвете, услышал плач: под древней цареградской иконой Николая Чудотворца лежал и отчаянно кричал младенец! Вода стекала с его пеленок, текла и с ризы святителя:   точно   оба   побывали   в   Днепре.   К   собору   сбежались   люди,   и   мать, потерявшая накануне ребенка, узнала свое дитя. С той поры особенно почитают чудотворный образ Николы Мокрого. Позже стали почитать иные чудотворные Никольские   иконы   (через   них   являл   чудеса,   ободрял   и   укреплял   людей   сам святитель). Вами   был   собран   материал   о   иконах   Николая   чудотворца.   Сейчас   те,   кто предоставил  этот материал, расскажут об этих иконах. Учащиеся: ­ Никола Зарайский – образ, что принесен был на Русь из крымского города Карсуни   в   самый   канун   Батыева   нашествия.   Этот   образ   сам   пожелал   быть   в тяжелое время на Руси: глас о том был от иконы к Корсунскому Священнику Евстафию. ­ Никола Можайский – деревянная статуя чудотворца с мячом в одной руке и с малым храмом в другой. Таким именно, с мечом и храмом, явился святитель Николай   в   небесах   над   обрывом,   над   собором,   стоящим   на   горе,   в   городе Можайске, осажденном врагами. И видение так ужаснуло и испугало нападавших, что они бежали вспять. ­ Николай Угрешский – икона, что явилась князю Дмитрию Донскому и его воинству в лесу, за Москвой, по пути на поле Куликово. Увидев образ ­ добрый знак перед битвой – князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело, обрадовало) сердце мое!». Оттого и зовется образ Угрешским. Николаю Угоднику посвящено два праздника:  –Никола Вешний ­ 22мая  ­ Никола Зимний ­ 19 декабря. Никола Вешний по  русскому календарю – день первого выгона лошадей в ночное. Никола   Зимний   славен   санными   катаниями,   хлебными   ярмарками, деревенскими гуляниями ­ «Никольщинами».По поверью, на Николе Зимнем святой Николай обходит «обыденкой» ­ от  восхода до заката – всю Россию, глядит, все ли ладно, качает головой. И   еще   одно   событие,   связанное   с   Николаем   Угодником   на   Руси:   в   день Николая Вешнего 22 ( 9мая 1703г) Петр Великий выбрал в устье Невы место для закладки   новой   столицы   –     Санкт­Петербурга.   А   Санкт­Петербург   ­   город корабельный ­ издревле там называют Николая Чудотворца – Никола Морской. Мореходы перед отплытием шли помолиться в маленькую белую церковь Николы Милостивого. Во второй половине 18 века архитектором Саввой Чеванским был выстроен Никольский Собор. Здесь служили молебны в ознаменование морских побед и в память о них. Учитель: Житие Святителя Николая сохранило для нас множество описаний не   только   его   чудес,   совершенных   благодатной   силой   Божией,   но   и   его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Чудесным образом он спасал   утопающих   в   море,   избавлял   невинно   осужденных   на   смерть,   помогал нуждающимся и скорбящим. Например, после его праведной кончины святые мощи святителя сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получило исцеление. В конце XI века мощи святителя Николая Чудотворца были перенесены из МирЛикийских в город Барии в Италию (с этим связан праздник 9 мая), где они и находятся, по сей день, в церкви святого Николая. В этом же храме сохранилась и   пожертвованная   последним   русским   императором   икона   своему   небесному покровителю.  Показ   фильма   о   паломниках,   посетивших   в   Италии,   церковь   Святого Николая, где находятся нетленные мощи Николая Чудотворца.   ­ А теперь назовите те черты характера, которые были присущи Святому Николаю Чудотворцу.      Дети называют: жертвенность,  любовь к людям, благотворительность, терпение,  милосердие.   ­ Заканчивая наше занятие, я надеюсь, что вы прочитаете книгу о житии и чудесах Николая Чудотворца, и постарайтесь всегда помнить о том, что Любовь ­ самая главная заповедь нашего Господа.