Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

  • Мероприятия
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» Новый предмет “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики” обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практики, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности, приобщение к решению вечных вопросов человечества (Что есть добро и зло? В чем сила жизни? Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? Что есть нравственный выбор и есть ли он у человека?), с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта младших школьников.
Иконка файла материала Проектная деятельность по курсу.doc
Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»  Новый предмет “Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных  культур и светской этики” обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с  различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной  практики, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур,  формирования духовно­нравственной культуры личности, приобщение к решению вечных вопросов  человечества (Что есть добро и зло? В чем сила жизни? Для чего человек приходит в этот мир и  каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? Что есть нравственный  выбор и есть ли он у человека?), с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта младших  школьников. В рамках этого курса предусмотрено 4 часа на участие учеников в проектной деятельности, что  способствует развитию у них проектного критического мышления, повышению учебной мотивации;  формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует  творческую активность; развивает аналитические способности. Вовлекая своих четвероклассников в работу над проектами, мне удалось выстроить особые  отношения – отношения сотрудничества и равноправия. Первым этапом в ученическом проекте  является поиск темы проекта. Этот этап – один из самых важных, т.к. именно необычность и новизна выбранной темы стимулирует учеников к плодотворной разработке, получению оригинального  продукта и его публичной презентации. Поиск темы, цели проекта проходил в моих группах 4 “Б” и 4 “В” классов разными путями. Одним  из них была работа школьников над общей темой, в контексте которой они выбирали интересующие  их более узкие направления – подтемы. Формулировки общих тем представлены в оглавлении  учебника. А я предложила ребятам свои темы. Приступая к работе над проектом, инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были  авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца. Некоторые ребята выбрали  свои темы проектов. Я лишь иногда давала советы, где взять информацию, подсказывала направления  работы.  Причем были случаи, когда ученики не соглашались со мной, отстаивая собственную позицию, свою  точку зрения. В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный  опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое  видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел автора. Например, ребятам очень понравилась тема (урок № 22) “Древнегреческие  мыслители о дружбе”. Они задумали сделать проектный продукт, которым будут пользоваться  ученики и учителя школы. Если кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем: Выявление проблемы, почему ребята иногда ссорятся и не дружат между собой (зачем делать этот  проект, какую проблему можно решить, сделав его.  Формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему  проекта:а) воспитание чувства дружбы, составлять устный рассказ; б) выступать с подготовленным сообщением; в) оценивать результаты собственного труда и работы товарищей. Формулирование темы проекта (решили назвать проект “Правила дружбы”) Планирование работы (т.е. определили, каковы отдельные шаги, этапы работы; задачи на каждом  этапе, сроки каждого этапа; какие необходимы ресурсы для работы, т.е. какой будет самостоятельная деятельность учащегося в данном проекте; поиск информационного и иллюстративного материала  (выбор фотоснимков, отражающих дружбу ребят, поиск пословиц, поговорок, стихов о дружбе,  выполнение рисунков, аппликаций, формулирование Правил дружбы). Реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление  проектного продукта (в данном проекте составление памяток “Правила дружба” и советы “Чтобы  всегда было много друзей”. Оформление письменной части Презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора  проекта ) В прошлом учебном году я вела курс “Основы светской этики” в 2­х классах 4 “Б” и 4 “B”. В  процессе изучения разных тем учащиеся готовили рефераты, доклады, писали сочинения.  Особенно заинтересовала учеников тема “Милосердие и сострадание”. Многие ребята захотели  осуществить проект на эту тему. Так возникла идея конкурса. Для повышения качества образования  и личностного развития учащихся, формирования у них самостоятельной учебной работы и был  организован конкурс проектной деятельности. Задачами конкурса являются:      совершенствование навыков проектной деятельности; активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся; развитие коммуникативной компетентности учащихся, в том числе культуры публичной  дискуссии; создание условий для успешной социальной адаптации учащихся. Процедура защиты проектов. Защита проектов проходила в форме публичного представления результатов работы и дискуссий по  теме проектов. На каждое выступление отводилось не более 15 минут. Из которых до 10 минут – на  презентацию и до 5 минут – на дискуссию. Доклады участников иллюстрировались разными средствами наглядности (рисунки, макеты, фото,  диаграммы, видео­ и аудиоматериалы, компьютерная презентация). Критерии оценивания проектов:   исследовательский подход к работе;  оригинальность идеи и глубина владения материалом; умение вызвать интерес аудитории. Номинации Призовые места присуждались в следующих номинациях:     за лучше исследование, проведенное в рамках проекта; за лучшее воплощение авторской идеи; за лучшую презентацию. Специальные призы Участникам присуждались специальные призы:     призы зрительских симпатий; приз за культуру речи; приз за лучшее исследование, проведенное в рамках проекта. Выявление победителей Победителем в номинации становился участник, получивший максимальное количество баллов. Если  два и более участников претендовали на одно призовое место, победитель определялся голосованием  членов жюри. Награды Победители конкурса награждались дипломами. Цель проекта: показать истинное значение и суть милосердия и сострадания. Задачи:     показать, чем милосердие отличается от дружбы; понять, кого называют ближним; показать, как человек должен относиться к людям. Подготовительный этап. Сообщение темы проекта. Мозговой штурм (формулирование основных вопросов, ответы на которые необходимо получить,  определение источников информации,  Обобщение собранной информации. Составление плана действий. Объединение в творческие группы по направлениям работы над темой проекта. Обсуждение и выбор вариантов конечного результата работы группы (презентация, публикация и т.д.)Принятие решения: конечным результатом проекта будет групповая и индивидуальная защита  рефератов по выбранной теме. Практический этап    Работа каждой группы с учителем. Работа групп и отдельных участников по своим планам. Заключительный этап. Защита проекта – представление своего продукта. К последней теме в курсе “Основы светской этики” (урок № 30). “Не совсем обычный урок “Идти дорогою добра...”. Под моим руководством был представлен очень интересный проект “Идти  дорогою добра...” (Д.С. Лихачев). На этом уроке ребята вместе с автором проекта учеником 4 “В”  класса подвели итоги изучения предмета “Основы светской этики”. Илья определил тему, поставил цели и задачи.  Составил план действий. Собрал необходимую информацию.  Оформил работу в виде реферата и представил ее как проектный продукт.  Много и других интересных проектов сделали ребята 4 “Б” и 4 “В” классов:            “Рождество Иисуса Христа” “Благородство” “Пасхальный Благовест” “Пасхальный праздник” “Здоровый образ жизни” “Что такое любовь” “Мыслители древности: Аристотель” “Мыслители древности: Фалес из Милета” “Мыслители древности: Конфуций” “Антуан де Сент­Экзюпери” (сказка “Маленький принц”). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа по проекту может продолжаться в течение всего учебного года. Проект дает учащимся  колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие  вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. О значение проектов можно сказать  словами народной мудрости: “Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений” (таджикская  пословица), “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская  пословица).Проектов бояться не надо, проект это легко и весело!