Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
Новый предмет “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики” обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практики, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности, приобщение к решению вечных вопросов человечества (Что есть добро и зло? В чем сила жизни? Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? Что есть нравственный выбор и есть ли он у человека?), с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта младших школьников.
Проектная деятельность по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
Новый предмет “Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики” обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с
различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной
практики, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур,
формирования духовнонравственной культуры личности, приобщение к решению вечных вопросов
человечества (Что есть добро и зло? В чем сила жизни? Для чего человек приходит в этот мир и
каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? Что есть нравственный
выбор и есть ли он у человека?), с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта младших
школьников.
В рамках этого курса предусмотрено 4 часа на участие учеников в проектной деятельности, что
способствует развитию у них проектного критического мышления, повышению учебной мотивации;
формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует
творческую активность; развивает аналитические способности.
Вовлекая своих четвероклассников в работу над проектами, мне удалось выстроить особые
отношения – отношения сотрудничества и равноправия. Первым этапом в ученическом проекте
является поиск темы проекта. Этот этап – один из самых важных, т.к. именно необычность и новизна
выбранной темы стимулирует учеников к плодотворной разработке, получению оригинального
продукта и его публичной презентации.
Поиск темы, цели проекта проходил в моих группах 4 “Б” и 4 “В” классов разными путями. Одним
из них была работа школьников над общей темой, в контексте которой они выбирали интересующие
их более узкие направления – подтемы. Формулировки общих тем представлены в оглавлении
учебника. А я предложила ребятам свои темы.
Приступая к работе над проектом, инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были
авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца. Некоторые ребята выбрали
свои темы проектов. Я лишь иногда давала советы, где взять информацию, подсказывала направления
работы.
Причем были случаи, когда ученики не соглашались со мной, отстаивая собственную позицию, свою
точку зрения.
В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный
опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое
видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий
замысел автора. Например, ребятам очень понравилась тема (урок № 22) “Древнегреческие
мыслители о дружбе”. Они задумали сделать проектный продукт, которым будут пользоваться
ученики и учителя школы.
Если кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:
Выявление проблемы, почему ребята иногда ссорятся и не дружат между собой (зачем делать этот
проект, какую проблему можно решить, сделав его.
Формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему
проекта:а) воспитание чувства дружбы, составлять устный рассказ;
б) выступать с подготовленным сообщением;
в) оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.
Формулирование темы проекта (решили назвать проект “Правила дружбы”)
Планирование работы (т.е. определили, каковы отдельные шаги, этапы работы; задачи на каждом
этапе, сроки каждого этапа; какие необходимы ресурсы для работы, т.е. какой будет самостоятельная
деятельность учащегося в данном проекте; поиск информационного и иллюстративного материала
(выбор фотоснимков, отражающих дружбу ребят, поиск пословиц, поговорок, стихов о дружбе,
выполнение рисунков, аппликаций, формулирование Правил дружбы).
Реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление
проектного продукта (в данном проекте составление памяток “Правила дружба” и советы “Чтобы
всегда было много друзей”.
Оформление письменной части
Презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора
проекта )
В прошлом учебном году я вела курс “Основы светской этики” в 2х классах 4 “Б” и 4 “B”. В
процессе изучения разных тем учащиеся готовили рефераты, доклады, писали сочинения.
Особенно заинтересовала учеников тема “Милосердие и сострадание”. Многие ребята захотели
осуществить проект на эту тему. Так возникла идея конкурса. Для повышения качества образования
и личностного развития учащихся, формирования у них самостоятельной учебной работы и был
организован конкурс проектной деятельности.
Задачами конкурса являются:
совершенствование навыков проектной деятельности;
активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся;
развитие коммуникативной компетентности учащихся, в том числе культуры публичной
дискуссии;
создание условий для успешной социальной адаптации учащихся.
Процедура защиты проектов.
Защита проектов проходила в форме публичного представления результатов работы и дискуссий по
теме проектов. На каждое выступление отводилось не более 15 минут. Из которых до 10 минут – на
презентацию и до 5 минут – на дискуссию.
Доклады участников иллюстрировались разными средствами наглядности (рисунки, макеты, фото,
диаграммы, видео и аудиоматериалы, компьютерная презентация).
Критерии оценивания проектов:
исследовательский подход к работе;
оригинальность идеи и глубина владения материалом;
умение вызвать интерес аудитории.
Номинации
Призовые места присуждались в следующих номинациях:
за лучше исследование, проведенное в рамках проекта;
за лучшее воплощение авторской идеи;
за лучшую презентацию.
Специальные призы
Участникам присуждались специальные призы:
призы зрительских симпатий;
приз за культуру речи;
приз за лучшее исследование, проведенное в рамках проекта.
Выявление победителей
Победителем в номинации становился участник, получивший максимальное количество баллов. Если
два и более участников претендовали на одно призовое место, победитель определялся голосованием
членов жюри.
Награды Победители конкурса награждались дипломами.
Цель проекта: показать истинное значение и суть милосердия и сострадания.
Задачи:
показать, чем милосердие отличается от дружбы;
понять, кого называют ближним;
показать, как человек должен относиться к людям.
Подготовительный этап.
Сообщение темы проекта.
Мозговой штурм (формулирование основных вопросов, ответы на которые необходимо получить,
определение источников информации,
Обобщение собранной информации.
Составление плана действий.
Объединение в творческие группы по направлениям работы над темой проекта.
Обсуждение и выбор вариантов конечного результата работы группы (презентация, публикация и
т.д.)Принятие решения: конечным результатом проекта будет групповая и индивидуальная защита
рефератов по выбранной теме.
Практический этап
Работа каждой группы с учителем.
Работа групп и отдельных участников по своим планам.
Заключительный этап.
Защита проекта – представление своего продукта.
К последней теме в курсе “Основы светской этики” (урок № 30). “Не совсем обычный урок “Идти
дорогою добра...”. Под моим руководством был представлен очень интересный проект “Идти
дорогою добра...” (Д.С. Лихачев). На этом уроке ребята вместе с автором проекта учеником 4 “В”
класса подвели итоги изучения предмета “Основы светской этики”.
Илья определил тему, поставил цели и задачи.
Составил план действий.
Собрал необходимую информацию.
Оформил работу в виде реферата и представил ее как проектный продукт.
Много и других интересных проектов сделали ребята 4 “Б” и 4 “В” классов:
“Рождество Иисуса Христа”
“Благородство”
“Пасхальный Благовест”
“Пасхальный праздник”
“Здоровый образ жизни”
“Что такое любовь”
“Мыслители древности: Аристотель”
“Мыслители древности: Фалес из Милета”
“Мыслители древности: Конфуций”
“Антуан де СентЭкзюпери” (сказка “Маленький принц”).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по проекту может продолжаться в течение всего учебного года. Проект дает учащимся
колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие
вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. О значение проектов можно сказать
словами народной мудрости: “Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений” (таджикская
пословица), “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская
пословица).Проектов бояться не надо, проект это легко и весело!