Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Оценка 4.6

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
10.01.2017
Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Современные дети находятся в избыточном информационном поле – СМИ, интернет, ТВ, радио, социальные сети, компьютерные игры… На долю школьных знаний приходится крайне малая доля. Чтобы именно школьные знания заполняли память школьника, необходимо создать условия, при которых бы они имели преимущество перед другими видами и источниками информации. Такое преимущество может быть создано с помощью пробуждения повышенного интереса к изучаемому материалу. Одним из действенных способов пробуждения интереса – подчѐркивание его практической значимости. Опыт работы показывает, что учебная мотивация эффективно создаѐтся, если школьники занимаются исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время, создавая интересные проектыПроектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время.docx
Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время Метод учебного проекта Это одна из личностно­ориентированных технологий ,способ организации самостоятельной деятельности  учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход,  групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебного проекта характеризуется как: •личностно­ориентированный; •деятельностный; •обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; •построенный на принципах проблемного обучения; •развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентациии рефлексии; •формирующий навыки самостоятельности в мыслительной,практической и волевой сферах; •воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу; •здоровьесберегающий. Пять «П» проекта То есть проект —это «пять П»: •Проблема—Проектирование(планирование)—Поискинформации—Продукт—Презентация. •Шестое«П»проекта—его Портфолио, т.е . папка, в которой собраны всерабочие материалы проекта, в том  числе черновики, дневные планы и отчеты и др. •Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт! Принципы проектной деятельности •Доступности •Посильности •Добровольности •Сотрудничества •Открытого образования •Личной значимости Принципы организации деятельности •голографичность(учитывает двойное вхождение следующим образом: каждый элемент в содержани и  обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности); •деятельность (созданиеусловий, способствующих поддержанию природног олюбопытства учащихся, их  интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы); •динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность  перестраиваться на ходу) Цель педагога: создание  условий  для  развития  проектной деятельности. Задачи: ­сформировать умение организовывать семиотическое образовательное пространство; ­ сформировать умение добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать,  интерпретировать и адекватно использовать  ее  для решения  проблем; ­помочь  определить  предметность  деятельности; ­помочь  овладеть технологией индивидуальной  и групповой проектной деятельности; ­сформировать навыки рефлексии деятельности учащихся. Задачи  проектной деятельности: ­Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по  достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, напротяжении всей работы); ­Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать  подходящую информацию и правильно ее использовать); ­Умение анализировать (креативность и критическое мышление); ­Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко  информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); ­Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Классификация проектовпо доминирующей деятельности учащихся •Практико­ориентированный проект •Исследовательский проект  •Информационный проект  •Творческий проект •Ролево­игровой проект Практико­ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или  внешнего заказчика. Продукт заранее определени может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города,  государства .Палитра разнообразна—от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по  восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его  способность решить поставленную  проблему. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает  обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение  гипотезы споследующей ее проверкой , обсуждение полученных результатов .При этом используются методы  современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опроси другие. Информационный проект  направлен на сбор информации о каком­то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в  СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса  или школы. Творчески йпроект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению  результатов . Это могут быть альманахи, театрализации ,спортивные игры, произведения изобразительного  или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой  проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.Участвуя в нем, проектанты  берут на себя роли литературных или исторических персонажей ,выдуманных героев и т.п. Результат проекта  остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт  и заключен договор? Классификация проектов по комплексности (предметно­содержательной области): Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут  использовать информацию из других областей знания и деятельности .Руководителем такого проекта  выступает учитель­предметник, консультантом—учитель другой дисциплины. Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством  нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции  уже на этапе постановки проблемы. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества Классификация проектовпо характеру контактов: Персональные или групповые  проекты?Преимущества  персональных проектов: план работы над проектом  может быть выстроен и  отслежен с максимальной  точностью у учащегося формируется  чувство ответственности учащийся приобретает опыт  на всех без исключения  этапах выполнения проекта формирование у учащегося  важнейших ОУН  (исследовательских,  презентационных, оценочных) ­вполне управляемый процесс •Внутриклассные проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер;  каждый, в зависимости от своих сильных сторон,  включается в работу на определенном этапе в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,  предлагающие различные пути решения проблемы,  идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности  повышает  мотивацию. •Внутришкольные •Региональные (Всероссийские) •Международные Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности  участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных  технологий Классификация проектов по количеству участников: •Индивидуальные •Коллективные •Групповые по продолжительности: •Мини­проекты •Краткосрочные проекты •Недельные проекты •Долгосрочные (годичные) проекты Этапы организации проектной работы учащихся 1.Предварительный этап: вовлечение учащихся в проектную работу; знакомство с целями, структурой нового  вида работы. 2.Определение темы конкретного проекта; разделение учащихся на группы. 3.Выявление проблемы и цели данного проекта. 4.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования (в исследовательском проекте). 5.Работа в группах, координируемая руководителем проекта: •Сбор информации, работа с источниками информации, постановка эксперимента, получение и первичная  обработка данных; •Анализ собранной информации, формулирование выводов, координация действий разных групп; •Подготовка презентации проекта. 6. Презентация; 7. Оценка проекта; рефлексия над результатами проекта Постано вка  проблем ы Выдвиже ииегипот ез, путей  решения. Деление  на  группы Планиро вание  деятельн ости.  Выбор  форм  продукта Подгото вка  продукта Выбор  формы  презента ции Подгото вка  презента ции Презента ция Самооце нка и  самоанал из Сбор  инфор­ мации Структу ри­ рованиеи нформац ии Структу ра и  циклогра мма  учебного процесса Этапы  деятель­ ностиуча щихся Долгос­ рочный(год)  проект ОктябрьСоставл ение  развернутого  плана работы Ноябрь ­декабрь Декабрь  ­февральПровед ение  исследования МартПодготовк а чистового  варианта Сентябрь  ­октябрьФормул ировка  совместно с  руководителем  темы, проблемы, гипотезы работы АпрельРабота с  подготовленным текстом  оппонентов и  рецензентов,  подготовка  доклада В течение  проектной недели Проект,  выполняемый  на уроках Мини­проект До начала  проектной недели 1­ый день 2­3­й дни 3­4­й дни 1­ый урок Неделя между 1­ м и 2­м уроками 2­й урок Одна ­три  недели между 2­ м и 3­4­м  уроками 3­4­й  уроки(спаренны е) 1­й урок(в числе  двух спаренных)0  ­20­я минуты 1 ­2­й уроки20 ­50­я минуты 2­й урок(в числе 2­х спаренных) 50­70­яминуты Развитие рефлексии Самостоятельная внеклассная  работа (ведение записей),  семинарские занятия 2. Выбор проблемы  исследования. Формирование  групп (для групповых проектов) Коллективное, групповое,  индивидуальное обсуждение  темы (консультация) с научным  руководителем 3. Изучение литературы по  теме.Формирование  практических навыков работы  со справочной и научной  литературой Практическое занятие,  самостоятельная работа в  библиотеке с бумажными или  электронными носителями  информации 4. Целеполагание.  Формирование исслед. умений  формулировать тему, гипотезу,  ставить цели, задачи,  определять метод в  зависимости от объекта  Индивидуальная или групповая  (для групповых проектов)  консультация с научным  руководителем Вовлечение в проектную  деятельность через задания,  нацеливающие учащихся на  самостоятельный подбор  материала, рефлексию Организация обсуждения  возможных проблем  исследования, помощь в  формулировании темы и  формировании групп Демонстрация основных  приемов поиска информации по интересующей теме,  организация практического  занятия; помощь при подборе  научной и научно­популярной  литературы по теме  исследования Консультирование по вопросам  формулирования темы,  гипотезы, понимания целей и  задач работы, по выбору метода проведения исследования с  опорой на изученную  Самостоятельные наблюдения,  подбор материала по конкретной  проблеме из разных источников,  его письменное фиксирование Ориентация в выборе проблемы  исследования, формулирование  темы, объединение в группы (для  групповых проектов) Составление библиографии по  теме, выделение главной мысли,  конспектирование Уточнение формулировки темы,  постановки целей и задач работы, определения метода в  зависимости от объекта  исследования с опорой на  изученную литературу, исследования литературу подготовка к проведению  эксперимента 5. Сбор материала или  постановка эксперимента.  Освоение методов сбора  материала 6. Анализ и обработка  полученного материала.  Обучение методам  исследования 7. Обобщение результатов  анализасобранного  материала, формирование  умения делать выводы на  основе полученных  результатов 8. Создание текста.  Практическое овладение  учебно­научным стилем речи 9. Редактирование  текста.Развитие навыков  редактирования Самостоятельная групповая (в  групповом проекте) или  индивидуальная работа  учащихся (возможно, на  экскурсии, в экспедиции) Самостоятельная групповая (в  групповом проекте) или  индивидуальная работа  учащихся Самостоятельная групповая (в  групповом проекте) или  индивидуальная работа  учащихся Самостоятельная групповая (в  групповом проекте) или  индивидуальная работа  учащихся Самостоятельная групповая (в  групповом проекте) или  индивидуальная работа  учащихся Консультирование учащихся по  методике сбора материала Сбор материала или проведение  эксперимента, фиксирование  полученных данных Консультирование, учащихся по вопросам анализа полученного  материала Консультирование, помощь  учащимся при обобщении и  выборе способов представления результатов исследования Анализ и статистическая  обработка полученного  материала, работа над созданием  проектного продукта Систематизация и обобщение  результатов работы; работа над  созданием проектного продукта Написание текста учебно­ исследовательской работы и  работа над созданием проектного продукта Редактирование и оформление  работы, составление тезисного  плана Консультирование, помощь в  оформлении работы,  композиционной,  стилистической правке текста Консультирование, помощь в  правке аннотации и тезисного  плана исследования.  Организационная работа  (подача заявки, организация  поездки на конференцию или  участия в школьном  мероприятии) 10. Подготовка к представлению и  представление результатов работы.  Обучение созданию и проведению  презентации Консультирование по отбору материала и  устной защите работы, организация  пробного выступления с обсуждением  представленной работы. Организация  поездки на конференцию или  представления работы в школе Отбор материала и подготовка к устной  публичной защите проекта, выступление на  конференции; общение на тему проекта (в  форме монолога, диалога, диспута) 11. Оценка и самооценка  работы. Рефлексия над  продуктом и результатом  проектной работы Групповое обсуждение, обмен  мнениями по поводу  проделанной работы,  полученных впечатлений и  приобретенного опыта.  Анкетирование Побуждение учащихся к  рефлексии над проделанной  работой через обсуждение или  анкетирование. Обсуждение  перспективных планов.  Педагогическая рефлексия Рефлексия на продукт и  результат проведенной работы Содержаниепаспорта проектной работы •Название проекта. •Руководитель проекта. •Консультант(ы) проекта. •Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. •Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. •Возраст учащихся, на который рассчитан проект. •Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). •Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико­ориентированный, ролевой). •Заказчик проекта. •Цель проекта (практическая и педагогическая цели). . •Задачи проекта (2—4 задачи, акцент на развивающих задачах!). •Вопросы проекта (3­4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить  участникам в ходе его выполнения). •Необходимое оборудование. •Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация,  воспитательный аспект, кратко —содержание). •Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы  учащихся, содержание работы, выход этапа). •Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Портфолио проекта •Проектнаяпапка(портфолиопроекта)— одинизобязательныхвыходовпроекта,предъявляемыхназащите(презентации)проекта.Задачапапкиназащите— показатьходработыпроектнойгруппы.Крометого,грамотносоставленнаяпроектнаяпапкапозволяет: •четкоорганизоватьработукаждогоучастникапроектнойгруппы; •статьудобнымколлектороминформацииисправочникомнапротяженииработынадпроектом; •объективнооценитьходработынадзавершеннымпроектом; •судитьоличныхдостиженияхиростекаждогоучастникапроектанапротяженииеговыполнения; •сэкономитьвремядляпоискаинформацииприпроведениивдальнейшемдругихпроектов,близкихпотеме. Состав проектной папки •паспортпроекта; •планывыполненияпроектаиотдельныхегоэтапов; •промежуточныеотчетыгруппы; •всясобраннаяинформацияпотемепроекта,втомчисленеобходимыексерокопии,ираспечаткиизИнтернета; •результатыисследованийианализа; •записивсехидей,гипотезирешений; •отчетыосовещанияхгруппы,проведенныхдискуссиях,«мозговыхштурмах»ит.д.; •краткоеописаниевсехпроблем,скоторымиприходитсясталкиватьсяпроектантам,испособовихпреодоления; •эскизы,чертежи,наброскипродукта; •материалыкпрезентации(сценарий); •другиерабочиематериалыичерновикигруппы.

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017