В статье рассматриваются особенности проектной деятельности в коррекционной школе, а также результативность данного вида деятельности. Работа предназначена для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются теоретические вопросы, даются практические советы. Вывод статьи - проектная деятельность является очень перспективной при работе с детьми с ОВЗ.
доклад Пугачева.docx
Слайд 1.
Проектная деятельность в коррекционной школе как одно из условий успешной
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
А. Эйнштейн
Если я задам вопрос «что такое школа?», то, наверное, услышу примерно один и тот
же ответ. Школа это место, где ребёнок получает знания.
Чуть подумав, мне скажут, что школа не только место, куда приходит растущий
человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать
его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это
сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система,
организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто
является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования
и становления…
Школы, как и люди, бывают разные: обычные и необычные, для интеллектуалов и не
очень, для здоровых и больных.
Вот в такой школе – необычной, для не очень интеллектуалов, больных детей я и
работаю.
Не скрою, что приход в коррекционную школу 5 лет назад стал для меня особым
испытанием.
Если ктото думает, что работать здесь проще, чем в обычной школе, тот глубоко
заблуждается.
Представьте себе 15 маленьких человечков, каждый из которых несёт в себе свою
физическую боль, душевные переживания и даже трагедию, так как большинство из наших
учеников из неблагополучных семей. И каждый из них в 10 лет с таким богатым жизненным
опытом, что порой рядом с ним чувствуешь себя неопытным маленьким ребёнком.
И вот ты должен их чемуто научить, когда на каждую твою фразу о том, что нужно
учиться, он может тебе ответить – а зачем? И действительно, казалось бы, зачем? Ведь в
университеты им не поступать, о престижной работе не мечтать, ЕГЭ не сдавать…
И вот тут на выручку приходят твоя фантазия, педагогическое чутьё и простые
человеческие качества: любовь и уважение к этим детям.
Но при всём при этом, ещё один вывод, к которому я пришла не нужно делать
нашим детям никаких скидок, не нужно занижать планку. Работать нужно серьёзно,
кропотливо, вызывая у ученика на каждом уроке чувство интереса и удивления.
А вот как вызвать эти чувства у детей с ограниченными возможностями здоровья,
как расширить круг их интересов, круг общения, как вырвать их из обычного и порой не
самого благополучного социума, социализировать их проблема, которая встала передо
мной действительно серьёзно.
Не вызывает сомнений тот факт, что предмет, который я преподаю, в этом плане
наиболее благоприятен. На уроке литературы можно использовать самые различные
приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся,
развивать речь, учить анализу, обобщению, учить делать выводы, а также самостоятельно
мыслить.
Но для решения более широких педагогических задач рамки программы очень узки.
Поэтому наиболее приемлемой формой работы стала проектная деятельность. И, как
показала практика, я не ошиблась. Слайд 2
В течение всех лет работы я вместе с моими учениками и коллегами разработала и
реализовала достаточно много проектов: краткосрочных и долгосрочны, социальных и
педагогических. Среди них самые значимые «От сердца к сердцу», «Легенды родного
Причулымья», «Дорогою добра», «Там, где некогда Есенин ходил», «Ситцевый сказ» и
другие.
Все они очень дороги мне, потому что родились в наших с ребятами душах, а уже потом
вылились в нечто конкретное. Но, как говорится, последнее дитя ближе всего сердцу
матери, поэтому расскажу вам о нашем последнем проекте, который был разработан и
реализован в прошедшем учебном году.
Слайд 3.
Особый акцент в своём проекте я сделала на использование
Слайд 4.
Особое требование моего проекта – это использование различных социальных
связей, социального партнёрства на каждом этапе работы, которые можно изобразить
в виде двух кругов: внутренние резервы (коллектив учителей, библиотекарь) и
внешний (организации города, родители, жители города).
Краеведческий музей г. Асино
ДДТ
Библиотека Г.М.Маркова
Мастерские города
Музыкальная школа г.Асино
Педагоги
школы,
библиотекарь
БЭЦ
родители
жители города
Слайд 5.
Цель проекта: формирование жизненной компетенции и социальных навыков поведения у
детей с ограниченными возможностями интеллекта.
Слайд 6.
Задачи проекта:
организовать творческую исследовательскую деятельность в
области краеведения;
организовать коллективные творческие дела;
знакомить с творчеством писателей и поэтов – земляков (г. Асино и
Томская область);
развивать познавательную сферу обучающихся ( внимание, память,
мышление);
развивать коммуникативную компетенцию обучающихся;
формировать адекватную самооценку обучающихся;
формировать волевую саморегуляцию обучающихся;
формировать навыки поведения обучающихся в соответствии с
этическими нормами;
воспитывать гуманное отношение к окружающим, любовь к
родному краю, своей школе, семье.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Целевая группа обучающихся 5 9 классов ( разновозрастная группа).
Слайд 7.
Новизна проекта заключается в том, что он позволяет в рамках кружковой работы
включать в корреционнообразовательный процесс всех детей, независимо от проблемы
развития того или иного ребёнка. Данный проект ориентирован не только на формирование
коммуникативной компетенции и социальных навыков поведения у детей, но и на их общее
интеллектуальное развитие, а также на развитие мотивации обучающихся в урочной и
внеурочной деятельности.
Слайд 8.
По окончании учебного года обучающиеся должны владеть следующими универсальными
учебными действиями:
умение самостоятельно работать;
умение выступать публично;
умение творчески мыслить;
умение работать в группе;
умение вести диалог;
умение логически мыслить;
умение анализа и синтеза материала;
поиск и выделение необходимой информации;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
сформированность личностных ценностей
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Слайд 9.
Ожидаемые результаты : в результате реализации проекта должны произойти
качественные изменения социальных навыков поведения обучающихся; выработка у них
адаптивных коммуникативных качеств, навыков саморегуляции и адекватной
самооценки, способствующих более успешной социальной адаптации.
Формы работы:
экскурсии в краеведческие музеи г.Асино, с.НКусково;
посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;
изучение литературы;
выполнение практических работ;
создание творческих проектов;
проведение выставок работ учащихся;
создание мультимедийных презентаций;
составление исследовательских работ;
знакомство с произведениями писателей – сибиряков и др.
Слайд 10.
Интеграция с предметами:
Русский язык и литература, история, музыка, ИЗО, география, технология.
Слайд 11.
Содержание проекта. Мероприятия основного этапа.
№
Продукты
детской
п
деятельности
\
п
1
.
Развитие
жизненных
компетенций
Форма
проведен
ия, тема
занятия
Кол
во
час
ов
15
Умение
систематизир
овать
информацию
Творческая
работа в стиле
былинного
эпоса о
заселении
Причулымья
«Ой, да в
стороне да во
сибирской»
Подборка
фотографий
Социальное
партнёрство
Краеведческ
ий музей
г.Асино,
родители,
учителя
Результаты
коррекционно
развивающей
деятельности
Коррекция
внимания,
творческого
мышления,
коммуникативны
х навыков
Коррекция
познавательной
сферы
Мастерские
народных
промыслов
города,
учитель
технологии
Мой дом.
Моя
семья.
Мой
город.
Моя
школа.
2
.
8
Народные
промыслы
Причулым
ья.
Подбор и
систематизац
ия
материалов
для альбома Развитие
коммуникати
вной
компетенции
Создание
альбома
«Частушки
Причулымья»
Умение
систематизир
овать
информацию
Создание
презентации
«Природа
родного края»
Умение
самостоятель
ного
чтения
Создание
книги отзывов
« В
библиотеке
Маркова»
Умение
систематизац
ии материала,
применение
информацион
ных
технологий
Презентация
«Моё родное
Причулымье»
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
2
7
7
10
11
Фольклор
родного
края.
Природа
родного
края.
Писатели
родного
края.
Памятные
места
родного
города.
Театрализ
ованное
представл
ение –
отчёт
«Моё
родное
Причулым
ье»
Музыкальны
й
руководител
ь,
родственник
и
ДДТ,
учитель
географии,
кружок
экологии в
школе
Библиотека
Г.М.Маркова
в с.Ново
Кусково,
БЭЦ,
библиотекар
ь школы
Школы
города, ДДТ,
родители,
БЭЦ
Музыкальны
й
руководител
ь,
библиотекар
ь, учителя
школы,
родители
Коррекция
внимания,
творческого
мышления,
коммуникативны
х навыков
Коррекция
познавательной
сферы
Коррекция
внимания,
речевой сферы
Коррекция
познавательной
сферы
Коррекция
мыслительной
деятельности
(операции
анализа),
коррекция
психо
эмоциональной
сферы
( чувство любви
к родному краю)
Слайд 12.
Положительные результаты социального партнёрства.
Социальные партнёры
Педагоги школы,
библиотекарь
Вид совместной
деятельности
Участие в опросе
Помощь в сборе
фотографий
Помощь в подготовке и
проведении
Продукт детской
деятельности
Альбом «Моя школа»
Презентация «Природа
родного края»
Заключительное
театрализованное ДДТ
БЭЦ
Библиотека имени
Г.М.Маркова
Родители, жители города
Мастерские города
Департамент по охране
окружающей среды
Усадьбамузей Лампсакова
представление «Моё родное
Причулымье»
Рефераты и сообщения
Создание банка творческих
работ
Создание творческого
альбома о Г.М.Маркове
Создание альбомов о
творчестве писателей
земляков
Альбом «Частушки
Причулымья»
Изготовление простейших
поделок из берёсты
(подставка под стакан,
цветы, бабочки)
Альбом «Чудо из берёсты»
Высаживание деревьев на
территории близ школы
(реализация проекта «Здесь
будет городсад»)
Альбом «Праздники на
Руси»
Помощь в подборе
информации, литературы
Посещение мастерклассов
Участие в конкурсах
чтецов, рисунков,
театрализованных
представлений
Посещение выставок,
мероприятий
Участие в конкурсах
Посещение тематических
выставок, мероприятий
Участие в сборе материала
по теме «Частушки
Причулымья»
Помощь в организации и
проведении мастеркласса
по работе с берёстой
Участие в акции «Зелёный
город»
Помощь и организация
экскурсии
Помощь в проведении
акции «Зелёный город»
Посещение народных
праздников, гуляний,
знакомство с традициями
предков
В подтверждение всего мною сказанного предлагаю вашему вниманию небольшой
фотоотчёт.
Слайды 13 25
Но не нужно забывать о том, что наш кружок – это прежде всего кружок литературного
краеведения. Поэтому одной из задач кружка и является развитие творческих
способностей учащихся. На наших занятиях мы очень много читаем прозу, стихи, учимся
это делать красиво, образно, выразительно. Пробуем свои силы в литературном творчестве. Благодаря нашим совместным усилиям, рождаются небольшие стихи, басни, рассказы и
даже былины.
Слайд 26.
Наши кружковцы – постоянные участники литературных конкурсов, проводимых на
различных уровнях. И хотя для детей с ограниченными возможностями нет отдельных
номинаций, мы участвуем на общих основаниях, у нас есть достаточно неплохие
достижения. Кроме этого, альбомы, которые выполнены руками ребят, в своей работе
используют педагоги всей школы. А знания, полученные на занятиях кружка, очень
помогают ребятам осваивать учебный материал на уроках. В этом мнении сходятся все
педагоги школы.
Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному, мне бы не хотелось сегодня употреблять какието
высокопарные фразы и лексические клише. Хотелось бы сказать о том, что родилось в
практике работы.
Каждый настоящий педагог стремится к тому, чтобы воспитать своих учеников
гармонично развитой личностью. А без связи с миром, с окружающей нас
действительностью это просто невозможно. Сразу вспоминается фраза из нашего
ученического прошлого «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно».
Поэтому социальное партнёрство в образовательном учреждении – это не просто
формальное требование образовательных стандартов и программ. А, как показала
практика, это требование времени и реалии современной жизни.
Слайд 27.
Закончить своё выступление я хотела бы вот такой притчей…………..
Иногда педагог, подобно этому ученику, загоняет детей в стандартные жёсткие рамки, не
понимая, что тем самым он разрушает их яркую индивидуальность, природную
одарённость.
Теша своё учительское самолюбие и лелея свой непререкаемый авторитет, он готов убить в
ребёнке всё живое: мысли, чувства, эмоции – душу. А ведь всегото и нужно раскрыть свои
ладони, отпустить ребёнка и самому, идя рядом, показать ему наш замечательный мир в его
прекрасном и сложном многообразии. Лично мне сделать всё это позволила проектная
деятельность.
Так что, уважаемые коллеги, всё в наших руках!
Слайд 28. Календарнотематическое планирование
Виды деятельности
Заполнение анкет, опрос родителей, создание
«родословного древа», выполнение рисунков.
Создание фотоколлажа о родной школе.
Чтение отдельных глав книги
№
п\п
Форма
проведения, тема
занятия
12 Мой адрес. Моя
семья. Мой дом.
Кол
во
часов
2
2
2
34 Наша школа.
Улица. Наш
город.
56
Знакомство с
историей
освоения
Причулымья
( по книге
Я.А.Яковлева «Земля
Асиновская)
78 Экскурсия в
9
10
краеведческий
музей
г. Асино
Подбор и
заучивание
наизусть
стихотворений к
конкурсу «Мой
город»
11 Школьный
конкурс чтецов.
12
13
Фотографировани
е улиц города, на
которых живут
обучающиеся
14
15
Выпуск
тематического
альбома «Улицы
родного города»
16
17
Стили народного
искусства.
18
19
20
21
22
23
Народные
промыслы моего
города.
Посещение
мастерских
города.
Изготовление
изделий из
берёсты
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Посещение музея.
Заучивание стихотворения
Участие в конкурсе.
Подборка фотографий
Выполнение творческой работы.
Чтение литературы, просмотр видеоматериалов.
Выступление мастеров ( по работе с берёстой, глиной).
Знакомство с ремёслами в мастерских города.
Совместная творческая деятельность с учителем
технологии, организация выставки поделок. 24 Фольклор родного
края (сибирские
частушки)
25
27
28
29
30
31
32
33
«Фольклорная
экспедиция».
Создание
тематического
альбома с
частушками
Причулымья.
Фауна родного
края.
Флора родного
края.
Подбор
фотографий с
видами родной
природы
34 Фотовыставка
35
36
«Уголки родной
природы»
Посещение
библиотеки им.
Г.М.Маркова
Чтение
произведений
Г.М.Маркова
41 Круглый стол
37
40
«Писатели
земляки»
42
47
Памятные места
родного города.
Страницы
истории.
1
3
2
2
2
1
2
4
1
6
Чтение литературы, прослушивание частушек
Сбор информации ( частушек) среди знакомых и родных.
Создание тематического альбома.
Чтение литературы, просмотр видеоматериала.
Чтение литературы, создание презентации для младших
школьников.
Фотографирование природы родного края, сбор готовых
фотографий.
Подготовка фотовыставки.
Знакомство с творчеством писателя, его биографией.
Знакомство с творчеством писателя
Обсуждение отдельных глав прочитанного произведения.
Чтение литературы, работа в Интернете (поиск
информации). 48
51
52
59
60
4
Знакомство с историей АВПУ, 370ой стрелковой дивизии.
Посещение музеев
города
( СОШ № 1, ДДТ,
краеведческий
музей)
10
1
Подготовка к
отчётному
театрализованном
у представлению.
Театрализованное
представление –
отчёт «Легенды
родного
Причулымья»
Совместная творческая деятельность, изготовление
декораций, подготовка презентации, подбор стихотворений,
музыки.
Творческий отчёт выступление перед ребятами школы, с
приглашением детейинвалидов.
ИТОГО 60 часов
Материальнотехническая база.
Для проведения занятий необходим следующее материальнотехническое оснащение:
отдельный кабинет
экран
проектор
компьютер с выходом в Интернет
библиотечный фонд
фотоаппарат
канцелярские принадлежности.
Литература.
1.
2.
3.
4.
Государственный архив Томской области: — Москва, Звенья, 2007 г. 896 с.
Томская флора. Аннотированный список растений Томской области: — Москва,
КМК, 2010 г. 760 с.
Легенды. Символы. Атрибуты. Флора: В. Гришков — Москва, СанктПетербургская
академия театрального искусства, 2003 г. 192 с.
Новый атлас. Времена 2006а. Флора и фауна России: В. Свечников — Москва,
Махаон, 2006 г. 112 с. 5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Сборник научнопопулярных очерков к 100летию г.Асино:Я.А.Яковлев – Томск,
издательство Томского университета, 1995 – 225 с.
Рассказы Маркова: Томск, издателство томского университета, 1998 г. – 284с.
Сопряжение времен. Этапы становления Сибири: А. Тулеев — Москва, Совершенно
секретно, 2005 г. 174 с.
Сюжеты, №20: — Москва, Союз театральных деятелей РСФСР, 2003 г. 240 с.
Флора Сибири: А. С. Зернов — Москва, КМК, 2006 г. 664 с.
Флора водоемов обского бассейна: Л. И. Лисицына, В. Г. Папченков, В. И.
Артеменко — Москва, КМК, 2009 г. 220 с.
Флора и фауна Томской области. Иллюстрированный атлас: — СанктПетербург,
КМК, 2010 г. 472 с.
Частушки сибирского края: Г.Игнатов – г.Асино, 1996 г.
Интернетресурсы:
1. http://www.tomskergebiet.ru
2. http://www.protown.ru
3. http://herba.msu.ru
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Проектная деятельность в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.