Проектная деятельность в коррекционной школе
Оценка 5

Проектная деятельность в коррекционной школе

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл
19.02.2018
Проектная деятельность в коррекционной школе
В статье рассматриваются особенности проектной деятельности в коррекционной школе, а также результативность данного вида деятельности. Работа предназначена для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются теоретические вопросы, даются практические советы. Вывод статьи - проектная деятельность является очень перспективной при работе с детьми с ОВЗ.
доклад Пугачева.docx
Слайд 1. Проектная деятельность в коррекционной школе как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили. А. Эйнштейн Если я задам вопрос «что такое школа?», то, наверное, услышу примерно один и тот      же ответ. Школа­ это место, где ребёнок получает знания. Чуть подумав, мне скажут, что школа­ не только место, куда приходит растущий  человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать  его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система,  организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто  является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования  и становления… Школы, как и люди, бывают разные: обычные и необычные, для интеллектуалов и не  очень, для здоровых и больных. Вот в такой школе – необычной, для не очень интеллектуалов, больных детей я и  работаю. Не скрою, что приход в коррекционную школу 5 лет назад стал для меня особым  испытанием. Если кто­то думает, что работать здесь проще, чем в обычной школе, тот глубоко  заблуждается. Представьте себе 15 маленьких человечков, каждый из которых несёт в себе свою  физическую боль, душевные переживания и даже трагедию, так как большинство из наших  учеников из неблагополучных семей. И каждый из них в 10 лет с таким богатым жизненным опытом, что порой рядом с ним чувствуешь себя неопытным маленьким ребёнком. И вот ты должен их чему­то научить, когда на каждую твою фразу о том, что нужно  учиться, он может тебе ответить – а зачем? И действительно, казалось бы,  зачем? Ведь в  университеты им не поступать, о престижной работе не мечтать, ЕГЭ не сдавать… И вот тут на выручку приходят твоя фантазия, педагогическое чутьё и простые  человеческие качества: любовь и уважение к этим детям. Но при всём при этом, ещё один вывод, к которому я пришла­ не нужно делать  нашим детям никаких скидок, не нужно занижать планку. Работать нужно серьёзно,  кропотливо, вызывая у ученика на каждом уроке чувство интереса и удивления. А вот как вызвать эти чувства у  детей с ограниченными возможностями здоровья,  как расширить круг их интересов, круг общения, как вырвать их из обычного и порой не  самого благополучного социума, социализировать их ­ проблема, которая встала передо  мной действительно серьёзно. Не вызывает сомнений тот факт, что предмет, который я преподаю, в этом плане наиболее   благоприятен.   На   уроке   литературы   можно       использовать   самые   различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать речь, учить анализу, обобщению, учить делать выводы, а также самостоятельно мыслить.  Но для решения более широких педагогических задач рамки программы очень узки. Поэтому   наиболее   приемлемой   формой   работы   стала   проектная   деятельность.   И,   как показала практика, я не ошиблась. Слайд 2 В течение всех лет работы я вместе с моими учениками и коллегами разработала и  реализовала достаточно много проектов: краткосрочных и долгосрочны, социальных и  педагогических. Среди них ­ самые  значимые «От сердца ­ к сердцу», «Легенды родного  Причулымья», «Дорогою добра», «Там, где некогда Есенин ходил», «Ситцевый сказ» и  другие.  Все они очень дороги мне, потому что родились в наших с ребятами душах, а уже потом  вылились в нечто конкретное. Но, как говорится,  последнее дитя ближе всего сердцу   матери, поэтому расскажу вам о нашем последнем проекте, который был разработан и  реализован в прошедшем учебном году. Слайд 3. Особый акцент в своём проекте  я сделала на использование   Слайд 4. Особое требование моего проекта – это использование различных социальных связей, социального партнёрства на каждом этапе работы, которые можно изобразить в   виде   двух   кругов:   внутренние   резервы   (коллектив   учителей,   библиотекарь)   и внешний (организации города, родители, жители города).                                                            Краеведческий музей г. Асино                                                      ДДТ             Библиотека Г.М.Маркова             Мастерские города          Музыкальная школа г.Асино Педагоги школы, библиотекарь БЭЦ   родители жители города Слайд 5. Цель проекта: формирование жизненной компетенции и социальных навыков поведения у детей с ограниченными возможностями интеллекта. Слайд 6. Задачи проекта:   организовать творческую исследовательскую деятельность в  области краеведения; организовать коллективные творческие дела;   знакомить с творчеством писателей и поэтов – земляков (г. Асино и Томская область); развивать познавательную сферу обучающихся ( внимание, память,  мышление); развивать коммуникативную компетенцию обучающихся;   формировать адекватную самооценку обучающихся;  формировать волевую саморегуляцию обучающихся;  формировать навыки поведения обучающихся в соответствии с   этическими нормами; воспитывать гуманное отношение к окружающим, любовь к  родному краю, своей школе, семье.   Сроки реализации проекта: 1 год. Целевая группа ­  обучающихся 5­ 9 классов ( разновозрастная группа). Слайд 7. Новизна проекта заключается в том, что он позволяет в рамках кружковой работы  включать в корреционно­образовательный процесс всех детей, независимо от проблемы  развития того или иного ребёнка. Данный проект ориентирован не только на формирование коммуникативной компетенции и социальных навыков поведения у детей, но и на их общее  интеллектуальное развитие, а также на развитие мотивации обучающихся в урочной и  внеурочной деятельности. Слайд 8. По окончании учебного года обучающиеся должны владеть следующими универсальными  учебными действиями: ­ умение самостоятельно работать; ­ умение выступать публично; ­ умение творчески мыслить; ­ умение работать в группе; ­ умение вести диалог; ­ умение логически мыслить; ­ умение анализа и синтеза материала; ­ поиск и выделение необходимой информации;  ­ установление причинно­следственных связей,  построение логической цепи рассуждений,  доказательство;  ­  сформированность личностных ценностей   ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,  функций участников, способов взаимодействия;  ­ умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и  условиями коммуникации;  ­ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Слайд 9. Ожидаемые результаты :  в результате реализации проекта должны произойти  качественные изменения социальных навыков поведения  обучающихся; выработка у них  адаптивных коммуникативных    качеств,  навыков саморегуляции и адекватной  самооценки, способствующих более успешной социальной адаптации. Формы работы: ­ экскурсии в краеведческие музеи г.Асино, с.Н­Кусково; ­ посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла; ­ изучение литературы; ­ выполнение практических работ; ­ создание творческих проектов; ­ проведение выставок работ учащихся; ­ создание мультимедийных презентаций; ­ составление исследовательских работ; ­ знакомство с произведениями писателей – сибиряков и др. Слайд 10. Интеграция с предметами:  Русский язык и литература, история, музыка, ИЗО, география, технология. Слайд 11. Содержание проекта. Мероприятия основного этапа. № Продукты    детской  п деятельности \ п 1 . Развитие  жизненных  компетенций Форма  проведен ия, тема  занятия Кол ­во  час ов 15  Умение  систематизир овать информацию Творческая  работа в стиле былинного  эпоса о  заселении  Причулымья  «Ой, да в  стороне да во  сибирской» Подборка  фотографий Социальное  партнёрство Краеведческ ий музей г.Асино,  родители,  учителя Результаты  коррекционно­ развивающей  деятельности Коррекция  внимания,  творческого  мышления, коммуникативны х навыков Коррекция  познавательной  сферы Мастерские  народных  промыслов  города,  учитель  технологии Мой дом.  Моя  семья.  Мой  город.  Моя  школа. 2 . 8 Народные  промыслы  Причулым ья. Подбор и  систематизац ия  материалов  для альбома Развитие  коммуникати вной  компетенции Создание  альбома  «Частушки  Причулымья» Умение  систематизир овать информацию Создание  презентации  «Природа  родного края» Умение  самостоятель ного чтения Создание  книги отзывов « В  библиотеке  Маркова» Умение  систематизац ии материала, применение  информацион ных  технологий Презентация  «Моё родное  Причулымье» 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 2 7 7 10 11 Фольклор  родного  края. Природа  родного  края. Писатели  родного  края. Памятные  места  родного  города. Театрализ ованное  представл ение –  отчёт  «Моё  родное  Причулым ье» Музыкальны й  руководител ь, родственник и ДДТ,  учитель  географии,  кружок  экологии в  школе Библиотека  Г.М.Маркова в с.Ново­ Кусково,  БЭЦ,  библиотекар ь школы Школы  города, ДДТ, родители, БЭЦ Музыкальны й руководител ь,  библиотекар ь, учителя  школы,  родители  Коррекция  внимания,  творческого  мышления, коммуникативны х навыков Коррекция  познавательной  сферы Коррекция  внимания,  речевой сферы Коррекция  познавательной  сферы Коррекция  мыслительной  деятельности  (операции  анализа), коррекция  психо­ эмоциональной  сферы ( чувство любви  к родному краю)  Слайд 12. Положительные результаты социального партнёрства. Социальные партнёры Педагоги школы, библиотекарь Вид совместной деятельности ­Участие в опросе ­ Помощь в сборе  фотографий ­ Помощь в подготовке и  проведении Продукт детской деятельности ­Альбом «Моя школа» ­Презентация «Природа  родного края» ­Заключительное  театрализованное ДДТ БЭЦ Библиотека  имени Г.М.Маркова Родители, жители города Мастерские города Департамент по охране окружающей среды Усадьба­музей Лампсакова представление «Моё родное  Причулымье» ­Рефераты и сообщения ­Создание банка творческих  работ ­Создание творческого  альбома о Г.М.Маркове ­Создание альбомов о  творчестве писателей­ земляков ­Альбом «Частушки  Причулымья» ­Изготовление простейших  поделок из берёсты  (подставка под стакан,  цветы, бабочки) ­Альбом «Чудо из берёсты» ­Высаживание деревьев на  территории близ школы  (реализация проекта «Здесь  будет город­сад») ­ Альбом «Праздники на  Руси» ­ Помощь в подборе  информации, литературы ­Посещение мастер­классов ­ Участие в конкурсах  чтецов, рисунков,  театрализованных представлений ­Посещение выставок,  мероприятий ­ Участие в конкурсах ­ Посещение тематических  выставок, мероприятий ­Участие в сборе материала  по теме «Частушки  Причулымья» ­Помощь в организации и  проведении мастер­класса  по работе с берёстой  ­Участие в акции «Зелёный  город»  ­Помощь и организация  экскурсии ­Помощь в проведении  акции «Зелёный город» ­ Посещение народных  праздников, гуляний,  знакомство с традициями  предков  В подтверждение  всего мною сказанного предлагаю вашему вниманию небольшой  фотоотчёт. Слайды 13 ­ 25 Но не нужно забывать о том, что наш кружок – это прежде всего кружок литературного  краеведения. Поэтому одной из задач кружка и является развитие творческих  способностей учащихся.  На наших занятиях мы очень много читаем прозу, стихи, учимся  это делать красиво, образно, выразительно. Пробуем свои силы в литературном творчестве. Благодаря нашим совместным усилиям, рождаются небольшие стихи, басни, рассказы и  даже былины. Слайд 26. Наши кружковцы – постоянные участники литературных конкурсов, проводимых на  различных уровнях. И хотя для детей с ограниченными возможностями нет отдельных  номинаций, мы участвуем на общих основаниях, у нас есть достаточно неплохие  достижения. Кроме этого, альбомы, которые выполнены руками ребят, в своей работе  используют педагоги всей школы. А знания, полученные на занятиях кружка, очень  помогают ребятам осваивать учебный материал на уроках. В этом мнении сходятся все  педагоги школы. Заключение.  Подводя итог всему вышесказанному, мне бы не хотелось сегодня употреблять какие­то  высокопарные фразы и лексические клише. Хотелось бы сказать о том, что родилось в  практике работы. Каждый настоящий педагог стремится к тому, чтобы воспитать своих учеников  гармонично развитой личностью. А без связи с миром, с окружающей нас  действительностью это просто невозможно. Сразу вспоминается фраза из нашего  ученического прошлого «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Поэтому социальное партнёрство в образовательном учреждении – это не просто  формальное требование образовательных стандартов и программ. А, как показала  практика, это требование времени и реалии современной жизни. Слайд 27. Закончить своё выступление я хотела бы вот такой притчей………….. Иногда педагог, подобно этому ученику, загоняет детей в стандартные жёсткие рамки, не  понимая, что тем самым он разрушает их яркую индивидуальность, природную  одарённость. Теша своё учительское самолюбие и лелея свой непререкаемый авторитет, он готов убить в ребёнке всё живое: мысли, чувства, эмоции – душу. А ведь всего­то и нужно раскрыть свои  ладони, отпустить ребёнка и самому, идя рядом, показать ему наш замечательный мир в его прекрасном и сложном многообразии. Лично мне сделать всё это позволила проектная  деятельность. Так что, уважаемые коллеги, всё в наших руках! Слайд 28. Календарно­тематическое планирование Виды деятельности Заполнение анкет, опрос родителей, создание  «родословного древа», выполнение рисунков. Создание фотоколлажа о родной школе. Чтение отдельных глав книги №  п\п Форма  проведения, тема занятия 1­2 Мой адрес. Моя  семья. Мой дом. Кол­ во  часов 2 2 2 3­4 Наша школа.  Улица. Наш  город. 5­6 Знакомство с  историей освоения  Причулымья  ( по книге  Я.А.Яковлева «Земля  Асиновская) 7­8 Экскурсия в  9­ 10 краеведческий  музей  г. Асино Подбор и  заучивание  наизусть  стихотворений к  конкурсу «Мой  город» 11 Школьный  конкурс чтецов. 12­ 13 Фотографировани е улиц города, на  которых живут  обучающиеся 14­ 15 Выпуск  тематического альбома «Улицы  родного города» 16­ 17 Стили народного  искусства. 18­ 19 20­ 21 22­ 23 Народные  промыслы моего  города. Посещение  мастерских  города. Изготовление  изделий из  берёсты 2 2 1 2 2 2 2 2 2 Посещение музея. Заучивание стихотворения Участие в конкурсе. Подборка фотографий Выполнение творческой работы. Чтение литературы, просмотр видеоматериалов. Выступление мастеров ( по работе с берёстой, глиной). Знакомство с ремёслами в мастерских города. Совместная творческая деятельность с учителем  технологии, организация выставки поделок. 24 Фольклор родного края (сибирские  частушки) 25­ 27 28­ 29 30­ 31 32­ 33 «Фольклорная  экспедиция».  Создание  тематического  альбома с  частушками  Причулымья. Фауна родного  края. Флора родного  края. Подбор  фотографий с  видами родной  природы 34 Фотовыставка  35­ 36 «Уголки родной  природы» Посещение  библиотеки им.  Г.М.Маркова Чтение  произведений Г.М.Маркова 41 Круглый стол  37­ 40 «Писатели­ земляки» 42­ 47  Памятные места  родного города.  Страницы  истории. 1 3 2 2 2 1 2 4 1 6 Чтение литературы, прослушивание частушек Сбор информации ( частушек) среди знакомых и родных.  Создание тематического альбома. Чтение литературы, просмотр видеоматериала. Чтение литературы, создание презентации для младших  школьников. Фотографирование природы родного края, сбор готовых  фотографий. Подготовка фотовыставки. Знакомство с творчеством писателя, его биографией. Знакомство с творчеством писателя Обсуждение отдельных глав прочитанного произведения. Чтение литературы, работа в Интернете (поиск  информации). 48­ 51 52­ 59 60 4 Знакомство с историей АВПУ, 370­ой стрелковой дивизии. Посещение музеев города  ( СОШ № 1, ДДТ,  краеведческий  музей) 10 1 Подготовка к  отчётному  театрализованном у представлению. Театрализованное  представление –  отчёт «Легенды  родного  Причулымья» Совместная творческая деятельность, изготовление  декораций, подготовка презентации, подбор стихотворений, музыки.  Творческий отчёт­ выступление перед ребятами школы, с  приглашением детей­инвалидов.                      ИТОГО             60 часов Материально­техническая база. Для проведения занятий необходим следующее материально­техническое оснащение: ­отдельный кабинет ­ экран ­проектор ­ компьютер с выходом в Интернет ­библиотечный фонд ­ фотоаппарат ­ канцелярские принадлежности. Литература. 1. 2. 3. 4. Государственный архив Томской области: — Москва, Звенья, 2007 г.­ 896 с. Томская флора. Аннотированный список  растений Томской области: — Москва,  КМК, 2010 г.­ 760 с. Легенды. Символы. Атрибуты. Флора: В. Гришков — Москва, Санкт­Петербургская академия театрального искусства, 2003 г.­ 192 с. Новый атлас. Времена 2006а. Флора и фауна России: В. Свечников — Москва,  Махаон, 2006 г.­ 112 с. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Сборник научно­популярных очерков к 100­летию г.Асино:Я.А.Яковлев – Томск,  издательство Томского университета, 1995 – 225 с. Рассказы Маркова: ­ Томск, издателство томского университета, 1998 г. – 284с. Сопряжение времен. Этапы становления Сибири: А. Тулеев — Москва, Совершенно секретно, 2005 г.­ 174 с. Сюжеты, №20: — Москва, Союз театральных деятелей РСФСР, 2003 г.­ 240 с. Флора Сибири: А. С. Зернов — Москва, КМК, 2006 г.­ 664 с. Флора водоемов обского бассейна: Л. И. Лисицына, В. Г. Папченков, В. И.  Артеменко — Москва, КМК, 2009 г.­ 220 с. Флора и фауна Томской области. Иллюстрированный атлас: — Санкт­Петербург,  КМК, 2010 г.­ 472 с. Частушки сибирского края: Г.Игнатов – г.Асино, 1996 г. Интернет­ресурсы: 1. http://www.tomskergebiet.ru 2. http://www.protown.ru 3. http://herba.msu.ru

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе

Проектная деятельность в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018